Л. Определение направления ресурсов

Мы также можем использовать принцип сопротивления и тем самым побуждать клиента к поиску ресурсов. Например, высмеивая один за другим непродуктивные пути поиска, мы добиваемся того, что у клиента остается единственный путь поиска подходящих, окончательных ресурсов. Автором подобного подхода является американский психотерапевт Фрэнк Фэррелли (Farrelly 1973). Необходимо уточнить, что такие методы приводят к положительному результату только в том случае, если в процессе их применения между терапевтом и клиентом поддерживается достаточно сильный раппорт.

«Провокационная терапия» — так Фэррелли назвал свой метод — представляет собой смесь юмора, контакта и провокации. Терапевт выступает с ироничной речью в защиту недостатков клиента. Он надлежащим образом сочетает шокирующие высказывания с невербальной теплотой. В шутливой манере он говорит о тех вещах, о которых клиент должен всерьез задуматься. Эта уникальная комбинация теплоты и вызова дает поразительный эффект: с одной стороны, у людей появляется чувство сопротивление, с другой стороны, они чувствуют понимание и поддержку. Происходит изменение в том, что мы называем нормальными терапевтическими отношениями. Клиенту больше не приходится доказывать, что он беспомощен, он начинает весьма активно отстаивать свои сильные стороны и — что является самым важным — начинает смеяться над самим собой.

Ниже мы приводим типичный отрывок из провокационно-терапевтического диалога:

Фэррелли: «Расскажите-ка мне, в чем дело?».

Клиент: «Мне бы хотелось, несмотря на свой возраст, попробовать еще чего-нибудь достичь в своей жизни...».

Фэррелли: «А сколько Вам лет?».

Клиент: «Мне 48 лет».

Фэррелли: «48!?!? Вы выглядите... я думал, что Вам по меньшей мере шестьдесят!».

Клиент: «Я так ужасно выгляжу? Не может быть!».

Фэррелли: «Неужели в Вашем возрасте еще стоит за что-нибудь браться?».

Клиент: «Ну, я думал, что у меня еще достаточно возможностей...».

Фэррелли: «Да, возможно, Вы так думаете. Но захочет ли этого Ваше старое тело? Разве Вы не знаете эту поговорку: «Подумать о чем-либо - еще не значит сделать это» («You know that you're over the hill when your mind makes a promise that your body can't fill»)?».

Клиент: «Ну, да, 48... не так уж это и много! Нет, я действительно думаю, что еще могу чего-то достичь».

Вот некоторые шаблоны Фэррелли, которые мы приводим без деталей:

— поощрите проблему

— опишите преимущества проблемы

— предложите абсурдные пути ее разрешения

— приведите абсурдные объяснения проблемы

— преувеличьте негативное самовосприятие клиента

— преувеличьте культурные стереотипы

М. Поиск модели

В повседневной жизни мы часто находим ресурсы, подражая кому-то либо обсуждая с кем-то его подход. Таким способом мы зачастую учимся, словно дети. Этот процесс можно использовать, помогая клиенту - который не в состоянии разрешить проблему - вспомнить того, кто сумел ее разрешить. Затем мы помогаем ему перевести найденную информацию на его собственную ситуацию.

1.Выбор модели

«Знаешь ли ты кого-нибудь, кто может то (в проблемной ситуации), что хотел бы уметь ты?».

(Реально существующий человек или, к примеру, действующее лицо романа, герой фильма или животное.)

2.Обдумывание решений

«Представь себе, как этот человек относится к проблемной ситуации. Что он думает, что он чувствует, что он делает?».

3.Нахождение примера при помощи ассоциирования с моделью

«Войди в образ этого человека. Попробуй смотреть его глазами, слушать его ушами, думать его головой и чувствовать его чувствами».

4.Перевод решений на свою ситуацию

«Вернись к своей собственной проблемной ситуации. Действуй так, как действовал бы он».

В более прагматичной версии данной техники (см. главу 25, «Интеркультурная прагмагия») специалист в области НЛП может с помощью шаманских приемов сделать так, что клиент, если он этого захочет, будет отожествлять себя с различными существами, духами, животными, силами или божествами, которые обладают необходимыми ему ресурсами.

Подобным способом осуществляется работа со святыми, картами таро или знаками зодиака. Клиент вживается в этих существ и превращает их способности в свои. По сути, в данном случае речь идет о том же самом процессе, что и при использовании человека в качестве модели. Если это допускает вероисповедание человека, подобной моделью может служить какое-нибудь божество, обладающее необходимыми способностями. Мифология Йоруба в Западной Африке предоставляет верующим возможность отожествлять себя с большим числом богов и полубогов, каждый из которых обладает своими собственными специфичными ресурсами.

Н. Духовные ресурсы

Ресурсы могут находиться на любом логическом уровне. Иногда ресурс находится на «личностном уровне», к примеру, когда клиент осознает, что он, по сути, является неизменной, единственной в своем роде личностью. Другие ресурсы могут находиться на уровне окружения, уровне поведения, уровне возможностей, уровне убеждений или духовном уровне.

Большие возможности разрешения проблем ресурсов, находящихся на высоких логических уровнях, подробно описаны в книге Core Trantformations Коннирае и Тамары Андреас. В этой книге приводится описание рабочих шаблонов, вызывающих духовные ресурсы, которые характеризуются как «состояния существования»: уравновешенность, свобода, сопричастность и т. п. Это достаточно эффективный способ работы, однако иногда подобный ресурс может быть найден более простым способом, при помощи прямого вопроса, заданного клиенту: «Ты когда-нибудь испытывал (наивысшее) духовное состояние?» Если клиент ответит утвердительно, следующим шагом может быть возвращение к данному впечатлению и полное погружение в него посредством ассоциирования.

Л. Определение направления ресурсов - student2.ru

ГЛАВА 9. ПЕРЕНОС РЕСУРСОВ

НЛП исходит из того, что имеется в нас самих. НЛ - программисты придерживаются следующей точки зрения: люди обладают всем набором ресурсов для того, чтобы осуществлять в себе желаемые изменения, при условии, что речь в данном случае идет о целях, полностью удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к их форме. Данная точка зрения подразумевает наличие определенного количества неиспользованных возможностей, которые до поры до времени «дремлют», но готовы к тому, чтобы быть использованными. Иными словами, мыслительных возможностей человека более чем достаточно для того, чтобы достичь того, чего он хочет, а проблема при этом заключается лишь в том, что определенные мыслительные программы не приводятся в действие в тот момент, когда это необходимо. Следовательно, человек располагает соответствующими программами, однако иногда они не могут быть найдены или использованы в нужный момент.

Данная точка зрения имеет непосредственное отношение к НЛП. В НЛП существуют специальные техники для переноса ресурсов, которые основываются на подобном представлении. В главе 8 («Ресурсы») мы дали определение ресурсам, как совокупности переживаний, которые способствуют решению проблемы. В наших воспоминаниях и в нашей способности соединять существующие воспоминания с чем-то новым заключается наша сила «Управление личными ресурсами» («The management of personal resources») представляет собой оптимальное использование личных мыслительных возможностей. Физические проблемы свидетельствуют о существующих в данный момент локальных недостатках в мыслительной программе человека; при хорошем «управлении памятью» данные недостатки зачастую могут быть устранены посредством осуществления некоторых внутренних действий. В настоящей главе мы рассмотрим данные действия в последовательном порядке.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При переносе ресурсов мы исходим из того, что в определенной части человека проявляются недостатки в мыслительной программе. Эти недостатки создают человеку трудности в виде постоянно возвращающейся проблемы. Данную часть человека, в которой имеются недостатки, можно представить в виде ящика, в котором человек думает, что он столкнулся с данной проблемой. В компьютерных терминах понятие НЛП «часть» переводится как «директория». Данная «проблемная часть» может принимать любую форму, имеющую любое название, которое является приемлемым для данной части и для самого человека (см. главу 16, «Части», и главу 24, «Диагностика»). Очень часто проблемная часть является так называемым «внутренним ребенком» («inner child»). Она может также представлять собой «внутреннего взрослого» либо «внутреннего агрессора». Кроме того, это может быть проекция самого себя, если это находит выражение в психоаналитических понятиях либо в иллюзорных представлениях. Воспроизведение этого может осуществляться при помощи любой символики: в виде духа, в виде божества, в виде прошлой жизни, в виде эмбриона самого себя либо в виде того, что представляет собой субъективное переживание клиента. Любая проблема может рассматриваться как определенная часть человека, в которой наблюдается недостаток ресурсов в форме вызывающих затруднения симптомов.

Представление НЛП о наличии у человека всех необходимых ему ресурсов позволяет нам осуществлять поиск ресурсов, не выходя за пределы памяти человека, испытывая при этом противодействие со стороны проблемной части — данную область мы называем сферой поиска проблемной части. Следовательно, поиск должен осуществляться в пределах имеющейся сферы поиска. Данная область памяти, по существу, пока еще является недоступной. В противном случае человек постоянно имел бы возможность самостоятельно использовать имеющиеся у него ресурсы. Помощь в получении доступа к по возможности большему числу областей памяти является первой задачей специалиста по НЛП. НЛ-программист задает направление поиска других областей памяти посредством выявления альтернативных эвристик, чаще всего в форме техник, основанных на постановке вопросов.

Приведенные ниже в последовательном порядке двенадцать шагов представляют собой подробное описание способов осуществления переноса ресурсов на проблемные части. Обращаем ваше внимание на то, что на практике некоторые из этих шагов приводятся в исполнение самим клиентом по его собственной инициативе. В этом случае НЛ-программисту приходится лишь констатировать, что данные шаги были выполнены. В связи с большим значением, придаваемым переносу ресурсов в современных техниках НЛП, нам представляется необходимой детальная разработка данной темы.

ШАГИ

— Констатирование нехватки ресурсов.

— Идентификация недостающих ресурсов.

— Получение доступа к другим частям памяти.

— Выявление пригодных к использованию ресурсов.

— Активация ресурсов.

— «Пересылка» ресурсов.

— Подтверждение получения.

— «Получение» ресурсов.

— Тестирование ресурсов.

— Консолидация ресурсов.

— Интеграция ресурсов в другие мыслительные программы.

— Тестирование конечного результата.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ШАГОВ

1.Констатирование нехватки ресурсов

Если НЛ-программист воспринимает проблему как проявление нехватки ресурсов, перед ним открываются весьма неплохие перспективы для плодотворной работы. Если еще и присовокупить к этому его убеждение в том, что данная нехватка имеет место исключительно в пределах определенной части человека, то шансы на успешный исход терапевтического воздействия еще больше повысятся.

Внутренние конфликты также могут рассматриваться как следствие нехватки ресурсов в тех частях человека, которые имеют непосредственное отношение к конфликту (см. главу 24, «Диагностика»). Если в процессе работы с частями происходит обмен ресурсами, зачастую это способствует устранению их нехватки. Когда мы используем метод шестишагового рефрейминга, в этом случае осуществляется наполнение ресурсами, имеющимися в созидательных частях человека, тех частей, в которых нехватка ресурсов приводит к возникновению проблем.

2. Идентификация недостающих ресурсов

Вопрос «Каких именно ресурсов здесь не хватает?» приобрел колоссальное значение во многих терапевтических методах. Если чья-то цель отвечает требованиям, предъявляемым к ее форме, мы можем исходить из того, что данная цель является также «реальной для человека»: это означает, что существуют (либо могут существовать) люди, у которых нет этой проблемы в аналогичной ситуации. При идентификации недостающих ресурсов могут использоваться следующие вспомогательные вопросы: «Как это делают другие люди (части)? Что у них есть, что они могут сделать, что они делают, чего нет, что не могут сделать или что не делают эти проблемные части?».

В конце главы 8 («Ресурсы») приводится несколько способов осуществления идентификации недостающих ресурсов. К примеру, посредством визуально-кинестетической диссоциации (см. главу 11) может быть получен ответ на вопрос: «Что тебе необходимо?» Кроме того, используя пример другого человека, можно выявить то, что может сделать этот человек из того, чего не может сделать клиент. Идентификацию недостающих ресурсов можно считать законченной, когда найдено определение (слово, образ, символ) для отсутствующего ресурса. Например: «То, что мне необходимо, это «мужество».

3. Получение доступа к другим частям памяти

«Где ты найдешь мужество?» — с помощью такого вопроса НЛ-программист может побудить своего клиента к поиску. При этом очень важно, чтобы клиент осуществлял поиск в других контекстах, отличных от контекстов проблемы; в этом случае он выйдет непосредственно на те «ящики», в которых могут находиться ресурсы.

Чаще всего подобные инструкции поиска сами по себе способствуют изменению состояния сознания. Клиент концентрирует свое внимание на своем внутреннем состоянии, и при этом происходит снятие напряжения. Расслабленное состояние улучшает способности памяти по разрешению проблем, вследствие чего возрастают шансы нахождения ресурсов. Использование гипнотических индукций преследует ту же самую цель: расслабляющий транс обеспечивает доступ к воспоминаниям, использовать которые гораздо легче, находясь в спокойном состоянии.

4. Выявление пригодных к использованию ресурсов

Поиск в своей памяти представляет собой поиск подобных субмодальностей (см. главу 15, «Субмодальности»). Выявление ресурсов осуществляется при помощи субмодальностей. Если кому-то требуется «мужество», он будет вести поиски, исходя из своих представлений о «мужестве». То, как строится подобное представление, в том, что касается субмодальностей, будет при этом определять, что именно может быть найдено. Проще говоря, при слове «мужество» у каждого из нас возникает определенное внутреннее представление. В процессе поиска ресурсов мы будем искать воспоминания, связанные с подобным опытом, исходя из этого представления. Таким образом, характер данного представления будет определять то, что мы можем обнаружить. Любое изменение в представлении о «мужестве» будет приводить к изменению в поведении поиска, вследствие чего могут быть найдены иные ресурсы.

Мы считаем ресурс найденным (идентифицированным), если человек может вспомнить конкретную ситуацию, в которой он применил найденный ресурс. В случае с «мужеством» речь может идти о ситуации, в которой человек почувствовал «мужество». Наряду с этим в качестве ресурса может также выступить «реальное» историческое воспоминание о наличии найденного ресурса, а также любая конструкция либо фантазия, при условии, что они будут обладать соответствующими качествами.

5.Активация ресурсов

Как только ресурс считается найденным, встает вопрос о его интенсификации. При этом мы помогаем клиенту ощутить воспоминание всеми органами чувств. Внушения типа: «Постарайся почувствовать дыхание, которое соответствует понятию «мужество», и ощутить силу в своих мышцах», могут способствовать усилению кинестетического аспекта воспоминания. Наряду с тем можно использовать внушения, усиливающие субмодальность: «Сделай цвета более теплыми, а образы более крупными, более широкими, более светлыми...». Тем самым происходит увеличение интенсивности.

6.«Пересылка» ресурсов

Теперь, когда ресурс прочувствован, можно осуществлять его «пересылку» в «проблемную часть». Интересный вопрос: «Что в данный момент происходит в головном мозге?» Определенно, в нем идет формирование новых ассоциаций между той частью человека, которая располагает ресурсом, и той его частью, которая в нем нуждается.

Л. Определение направления ресурсов - student2.ru

Поддержать «пересылку» ресурсов можно с помощью всевозможных так называемых «метафор пересылки»: «Попробуй отправить их в «проблемную часть» посредством внутренней телефонной линии». Эффективными являются также метафоры, предполагающие перетекание и переливание ресурса в проблемную часть. В некоторых случаях могут также использоваться метафоры с оттенком агрессии: «Помести заряд мужества в пушку своего ресурса и выстрели гигантским зарядом мужества по этой проблемной части». Многие клиенты придумывают также свои собственные метафоры.

7.Подтверждение получения

Когда клиент создал визуальное представление проблемной части, что удается сделать практически всегда, он может визуально проследить получение ресурса. То, как он это увидит, зависит от способа, которым клиент символизирует проблемную часть в своем воображении. «Ты можешь видеть, как появился ресурс?» — этот вопрос чаще всего задается в подобной ситуации.

8.Получение ресурсов

Чтобы убедиться в том, что ресурс получен, клиент может попробовать идентифицировать себя с проблемной частью и проверить, прочувствован ли ресурс после его пересылки. Эти действия также представляют собой метафорический, символический ритуал. Теперь можно говорить о том, что клиент располагает ресурсом в контексте проблемы.

Если мы заякорили проблемную часть в пространстве (см. главу 10, «Якоря») — с помощью стула либо пятна на полу — это может способствовать тому, что на этом месте клиент еще раз почувствует, что ресурс был переслан, но на этот раз с позиции полученной части (проблемной части).

9.Тестирование ресурсов

Когда ресурс получен, можно проверить, насколько удовлетворительно он функционирует. Для этого HJI-программист побуждает клиента представить себе контекст проблемы и прочувствовать, что он теперь ощущает, что думает и как действует.

10.Консолидация ресурсов

Хорошим способом консолидации ресурсов является их вплетение в чью-то историю, как это происходит в «изменении личностной истории» Change Personal History (см. главу 17); жизненный путь в данном случае является весьма практической формой работы. При этом необходимо выполнить следующее:

— Отыщите несколько прежних ситуаций, в которых был бы очень необходим ресурс.

— Введите ресурс во все эти ситуации.

— Позвольте клиенту перед каждой последующей ситуацией вспоминать об использовании данного ресурса во всех предшествующих ситуациях.

А теперь продемонстрируем это на практическом примере — представим себе, что кому-то необходимо «мужество». На его жизненном пути у него было шесть ситуаций, в которых ему недоставало этого «мужества». От него нынешнего, который имеет представление о том, что такое «мужество», он молодой получает это «мужество» в первой из прежних ситуаций, в которой ему недоставало «мужества». Следовательно, он нынешний дает самому себе значительную долю мужества. Если все прошло успешно, клиент переходит к следующей ситуации на своем жизненном пути, в которой ему также недоставало мужества. Прежде чем войти в эту ситуацию, он вспоминает о том, как получил и использовал мужество в предыдущей ситуации. Извлечение из памяти этих воспоминаний обеспечивает консолидацию. После того как были обнаружены и проработаны все шесть ситуаций жизненного пути, необходимо пять раз заново вспомнить первую ситуацию, четыре раза вторую ситуацию, три раза третью и т. д.

11.Интеграция ресурсов в другие мыслительные программы

Тестирование экологии можно рассматривать как выявление мыслительных программ, которые вступают в конфликт с вновь приобретенными программами. Целью при этом является помощь в преждевременном разрешении данных конфликтов. Любой экологический конфликт мы представляем в виде части, которая отныне имеет позитивное намерение. Как только устранены все конфликта, перенесенный ресурс временно рассматривается как экологический.

12.Тестирование конечного результата

Любой подход, который клиент привносит в ситуацию, где проблемная часть до осуществления интервенции зашла в тупик, может быть использован в качестве теста. Активизируя проблемную часть методом поиска «проблема — стимулы» («triggers»), можно проследить за тем, как изменилась реакция. Сомнение чаще всего означает, что необходимо еще больше ресурсов. Однако часто их поиск должен происходить на ином логическом уровне.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Перенос ресурсов на протяжении жизненного пути может быть вполне эффективным. Метафора «машины времени» оказывает при этом стимулирующее действие. Идея путешествия с помощью машины времени автоматически приводит к появлению у клиента игривой фантазии, которая часто делает возможным то, в чем существует необходимость. Например, взрослый клиент может в созидательной манере прийти на помощь самому себе в более юном возрасте. Машина времени функционирует следующим образом.

1.Предложите клиенту с помощью машины времени совершить путешествие в тот период, когда у него были проблемные ситуации

Наиболее действенно это срабатывает в том случае, когда речь идет о так называемом «прологе», временном промежутке, который предшествовал проблемной ситуации. Например: «Вечер накануне того дня, когда умер твой отец».

2. Попросите клиента визуально представить себя в более юном возрасте

Можно также попросить его визуально представить себе других людей, с которыми связана проблемная ситуация. Например: «Мать в тот момент, когда она была беременна тобою», «Отец накануне того дня, когда он ушел из дома» и т. п.

3.Определите ресурсы, которых недоставало в травмирующей ситуации

«Что ты в то время знал, чувствовал, думал, во что верил и т. д.? Если бы ты имел возможность сейчас помочь самому себе и дать самому себе совет, что бы ты, по-твоему, сделал или посоветовал? Представь себе, что ты имеешь возможность поговорить с самим собой в более юном возрасте (пролог). Чем ты привлечешь к себе внимание, и что ты будешь рассказывать, дашь почувствовать, позволишь увидеть?».

4.Как только ресурсы названы, осуществляется их перенос

Для этого имеются различные метафорические сподручные средства, некоторые из которых приводятся ниже.

Техника «тетя»

Весьма практичной метафорой для использования нынешних ресурсов применительно к себе самому в более юном возрасте является так называемая метафора «тетя» или «дядя». При этом ты нынешний выступаешь в роли некой тети в прошлом. Тетя может помогать, предоставлять ресурсы и давать уроки родителям, учителям, а также самому тебе в более юном возрасте.

Духи предков (jorka's)

Умершие родственники могут быть представлены как духи, обладающие ресурсами, которые до сих пор у них отсутствовали. Это в очень сильной степени зависит от информационной рамки клиента. Может возникнуть необходимость в разъяснении того, что «дух» является собственной проекцией внутреннего (пра)родителя, и что клиент таким образом может обеспечить определенную часть себя необходимыми ресурсами.

Техника психиатр

Очень действенной метафорой для общения с внутренними агрессорами является техника психиатр. Данная техника располагает метафорами агрессивной направленности и позволяет обеспечить внутренних агрессоров отсутствующими у них ресурсами. При этом может понадобиться воображаемый шприц, с помощью которого агрессору могут быть введены ресурсы. Клиент исполняет роль психиатра своего собственного внутреннего агрессора и имеет цель вылечить этого агрессора, который болен психически.

Метафора Антонова

Если клиенту недостает ресурсов на протяжении целых эпизодов его жизни, в этом случае можно использовать следующий метод.

— Активизируйте необходимые ресурсы и попросите клиента погрузить эти ресурсы в воображаемый грузовой самолет; лучше всего в виде цветной пудры, чтобы она могла просыпаться на все участки жизненного пути, когда возникала необходимость в ресурсах.

— Попросите клиента мысленно взлететь на этом самолете над своим жизненным путем и разбросать эти ресурсы там, где они необходимы.

— Как только весь жизненный путь будет обеспечен необходимыми ресурсами в виде цветной пудры, самолет может совершить посадку.

— Попросите клиента посадить самолет прямо перед началом того периода, на который были сброшены ресурсы. Клиент покидает самолет.

— Теперь клиент должен в асоциированном состоянии пройти по тем участкам своего жизненного пути, которые были обеспечены необходимыми ресурсами, и постараться при этом почувствовать изменения.

Тот, кто хорошо знаком с базовой структурой переноса ресурсов, сможет без особых усилий придумать вспомогательные метафоры, которые подойдут клиенту. Вышеописанные техники могут быть также использованы в так называемом методе «терапии на линии времени» («time line therapy»). Наряду с этим перенос ресурсов может быть упрощен посредством придачи ресурсам определенного цвета (в виде пудры или света). В этом случае мы спрашиваем у клиента: «Каким будет цвет «мужества?» Если клиент отвечает, к примеру, «сиреневым», мы окрашиваем сиреневым цветом все ситуации, в которых ему требовалось мужество. Таким образом теперь мы можем позволить клиенту взглянуть на его «сиреневое» будущее, в котором ресурс «мужество» будет присутствовать повсеместно.

Л. Определение направления ресурсов - student2.ru

ГЛАВА 10. ЯКОРЯ

Наша модель мира состоит из воспоминаний и конструкций. Я могу представить себе стеклянную русалку, которая поет блюз на глубине 200 м ниже уровня моря. Это пример конструкции. Воспоминания и конструкции активируются либо посредством переживаний (стимулов) во внешнем мире, либо посредством ассоциаций с другими воспоминаниями и конструкциями. Коммуникация с другими людьми представляет собой обмен переживаниями (стимулами). Мое поведение является стимулом для тебя, а твое поведение является стимулом для меня. Обмененные стимулы обретают свой смысл в мыслительных реакциях, которые они вызывают у другого человека. НЛП исходит из того, что смысл чьей-то коммуникации состоит из мыслей (внутренней передачи), которые эта коммуникация вызывает у другого человека. Отсюда лозунг НЛП: «Смысл коммуникации заключается в вызываемой реакции».

Коммуникация с передачами и ассоциациями
Л. Определение направления ресурсов - student2.ru

Двумя специальными категориями подобного рода стимулов являются: (а) якоря, и (б) триггеры («triggers»). Якоря — это стимулы, которые в функциональные моменты процесса изменения целенаправленно используются для вызова либо удержания определенных субъективных переживаний. Практическим применением этого является якорение ресурса-переживания с тем, чтобы иметь возможность вызвать данный ресурс в необходимый момент времени и обеспечить возможность его переноса на проблемную ситуацию. «Триггеры» - это спонтанные, инициирующие якоря. Это те стимулы, которые, будучи восприняты нами, сразу же вызывают определенное поведение или мысли. Примером «триггера» может служить ситуация, когда кто-то систематически чувствует напряжение, находясь рядом с пожилыми людьми.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯКОРЕЙ В НЛП

Якоря в НЛП целенаправленно связываются с определенными субъективными переживаниями, чтобы иметь возможность через какое-то время вновь вызвать эти внутренние состояния, либо - если они уже были однажды вызваны — «стабилизировать» их. Слова являют собой пример аудиальных якорей, которые связаны с определенными воспоминаниями (значение слов). Наряду с этим, слова могут использоваться для создания обобщений на основе нескольких воспоминаний, а, кроме того, слова способствуют удержанию в памяти прошлых переживаний, иными словами, представляют собой некую разновидность психологической стенографии. С помощью слов, выступающих в роли якорей, могут быть образованы новые комбинации (конструкции). Например, слова «Рождество», «Сочельник» и «Пасха» могут вызвать у кого-то определенное число воспоминаний. Просьба: «Придумай праздник, который бы являлся комбинацией Рождества, Сочельника и Пасхи», — побудит кого- то к созданию нового опыта на основе трех воспоминаний, заякоренных с этими словами. Таким же способом НЛП использует якоря для формирования нового опыта из комбинации прежних переживаний, а затем для соединения новых комбинаций с нынешней ситуацией, если в этом есть необходимость. Существуют визуальные, аудио, кинестетические, ольфакторные и гycтаториальные якоря. Любой сенсорный опыт может выступать в роли якоря. Следовательно, НЛ-программист, осуществляющий якорение, демонстрирует явственный стимул. Часто это может быть прикосновение (кинестетический якорь), однако это может быть также жест, который клиент воспринимает визуально, либо слово, которое НЛ-программист произносит определенным тоном. Зачастую НЛ-программист предварительно усиливает состояние, которое он собирается присоединить к якорю. Другими словами, чаще всего ой просит клиента освежить в памяти воспоминание, а затем подробно пережить его во всех системах чувств: «Полностью погрузись в него. Смотри, слушай» ощущай, нюхай и пробуй на вкус, как это было... и усиль это...». Предварительное усиление субъективного переживания позволяет значительно облегчить процесс якорения.

Подобная технология НЛП дает поистине фантастическую возможность вызывать состояния по своему желанию. К примеру, использование якорей позволяет значительно упростить нахождение и использование ресурсов. Все техники нахождения и использования ресурсов, которые были подробно описаны в главе 8 («ресурсы»), могут быть «усилены» с помощью якорей. Впрочем, едва ли можно представить себе технику НЛП, которая бы не работала с якорями или бы не могла быть поддержана якорями. Возможность целенаправленного вызова переживаний необходима практически во всех сферах использования НЛП. НЛ-программист может, к примеру, вызвать и заякорить какое-нибудь неспецифическое состояние ресурса («спокойствие», «изобретательность» или «упорство»). После этого, когда клиент снова взглянет на свою проблему, НЛ-программист сможет активизировать якорь для этого состояния ресурса Щи если клиент самостоятельно создал переживание необходимого ему ресурса, НЛ-программист может заякорить это состояние для того, чтобы облегчить клиенту перенос этого ресурса на проблемную ситуацию.

Иногда якорь используется для осуществления промежуточного шага в какой-либо технике, в отличие от использования якоря непосредственно для достижения определенной цели. Примером подобного использования якоря является так называемый «якорь поиска», который применяется для того, чтобы поддержать трансформационный поиск. При этом НЛ-программист якорит эмоцию, связанную с проблемой, чтобы впоследствии с помощью данного якоря пытаться обнаружить прошлые переживания, с которыми была связана подобная эмоция.

ЯКОРЯ И УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

Со времен Павлова (1928) психологам известно понятие «условный рефлекс». Условный рефлекс подразумевает, что возбудитель вызывает у организма определенную реакцию. В психологии различают два вида условных рефлексов: классический условный рефлекс (или условный рефлекс Павлова) и оперантный (или инструментный) условный рефлекс. В случае классического условного рефлекса один стимул соединяется с другим стимулом, который по своей природе вызывает определенное поведение. В известном эксперименте Павлова мясной порошок лежал на языке у собаки до тех пор, пока собака слышала звонок или тиканье метронома. Пища является естественным стимулом для слюноотделения. После нескольких повторов соединения стимулов «звонок — пища» у собак начиналось слюноотделение даже в тех случаях, когда они только слышали звонок (не получая при этом пищу). Звонок в данном случае стал условным стимулом для реакции слюноотделения.

Л. Определение направления ресурсов - student2.ru Л. Определение направления ресурсов - student2.ru Л. Определение направления ресурсов - student2.ru

Мясо (условный стимул)
Слюна (Условная ответная реакция)
Соединение
Звонок (Условный стимул)
Классический условный рефлекс (условный рефлекс Павлова)

Ежедневно мы наблюдаем в рекламе множество примеров классических условного рефлекса. Пляж с белым песком и пальмами, соблазнительная женщина, хорошо одетый сильный мужчина, радостный ребенок, жизнерадостные дедушка и бабушка, уютная комната и дорогой автомобиль — все это стимулы, которые призваны вызывать у нас положительные эмоции. Положительные эмоции впоследствии соединяются с названием и изображением рекламируемого продукта. Реклама Петера Стуйфесанта представляет собой классический образец классического условного рефлекса.

Если мы намереваемся закрепить якорь, иными словами, создать условный рефлекс на основе субъективного впечатления, в этом случае нам необходимо позаботиться о том, чтобы клиент на протяжении некоторого времени держал в мыслях, ощущал и оперировал одновременно переживанием (условной ответной реакцией) и якорем (условным стимулом).

Однако «якорение» является не только формой классического условного рефлекса. Закрепление якоря часто означает также: (а) осознанное соедининие (5) оперантный условный рефлекс, и (в) социальный контакт. Классический условный рефлекс чаще всего возникает неосознанно и имеет более длинный срок действия, чем осознанный условный рефлекс. В каждом случае речь идет об условном рефлексе человека. При этом осознанные ассоциативные соединения могут осуществляться гораздо быстрее. Иными словами, человек может способствовать успешному протеканию процесса образования условного рефлекса» оказывая ему содействие, осознанно соединяя определенную реакцию с определенным сигналом.

Ниже приведена классическая схема условного рефлекса:

Классический условный рефлекс, соединённый с якорем
Л. Определение направления ресурсов - student2.ru Л. Определение направления ресурсов - student2.ru Л. Определение направления ресурсов - student2.ru
Ощущение (Условная ответная реакция)
Соединение
Якорь (Условный стимул)
Воспоминание (условный стимул)

Второй формой условного рефлекса - наряду с условным рефлексом - является «оперантный условный рефлекс». В случае оперантного условного рефлекса происходит систематическое поощрение определенной ответной реакции. Благодаря этому она начинает проявляться чаще. А теперь отвлечемся немного. Знаете ли вы, какое поведение является наиболее благоприятным для достижения хороших успехов в учебе? Улыбка и кивание головой учителю. Чем чаще ребенок будет это делать, тем больше внимания ему будет уделять учитель. У учителя появится оператный условный рефлекс, который будет побуждать его уделять ребенку все больше и больше внимания ему будет уделять учитель. У учителя появится оперантный условный рефлеке, который будет побуждать его уделять ребенку все больше и больше внимания.

Закрепление якоря заключает в себе также аспект отношений. При этом НЛ-программист и клиент как бы негласно заключают некий договор, в соответствии с кото

Наши рекомендации