Шесть рамок, в пределах которых осуществляется работа с нлп

1.Терапия и индивидуальное консультирование

Самой традиционной рамкой НЛП является рамка терапии — либо индивидуального консультирования, если речь идет не о личном, а о деловом аспекте — которая подразумевает отношения «один на один». У клиента есть проблема, в которую он посвящает терапевта либо консультанта. Теоретически, клиент также может прийти к терапевту или консультанту с целью вместо проблемы. Например, он может прийти к консультанту с просьбой помочь ему еще быстрее сделать карьеру или научиться довольствоваться тем, что имеет. На практике же такое случается довольно редко. Клиент приходит с проблемой. НЛ-Программист переводит эту проблему в цель, которая имплицитно заключена в проблеме. В этом случае мы говорим об индивидуальном консультировании либо индивидуальном сопровождении.

2.Консультирование организации и «создание команды»

Если клиентом является не индивидуум, а группа или организация, действуют те же самые принципы, только мы называем это консультированием организации (если речь идет о целых предприятиях, учреждениях либо отделах) или «созданием команды» (если речь идет о небольших, работающих непосредственно друг с другом подгруппах). Разработано несколько конкретных программ перехода от индивидуального НЛП к групповому.

3.Индивидуальное саморазвитие

При индивидуальном саморазвитии («самопомощи») человек самостоятельно использует принципы и техники НЛП для того, чтобы что-то в себе изменить. В данном случае роли клиента и НЛ-Программиста совпадают. Человек получает необходимую информацию — из книг, кассет или общения с другими людьми — и использует эту информацию для Целенаправленной работы над собой. В настоящий момент эта рабочая рамка НЛП является наименее важной из всех существующих, однако, вполне возможно, что в будущем — в процессе дальнейшего развития интерактивных средств массовой информации — ее важность будет возрастать. На семинарах по НЛП в последние годы этой форме работы уделяется все больше и больше внимания.

4. Руководство и инструктаж

В случае с руководством и инструктажем ситуация выглядит совершенно иначе, так как в этом случае цель определяет не «клиент» (сотрудник), а НЛ-Программист (в роли руководителя). Однако это вовсе не означает что цели «клиента» при этом не играют никакой роли. Одной из первых задач НЛ - Программиста является стремление к тому, чтобы другой человек воспринял и поддержал его цель. Однако существенное различие состоит в том, что этот человек сам не определяет цель...

5.Тренинг на предприятии и культурное изменение

Когда целенаправленная коммуникация осуществляется в группе, но цель не была определена самой группой, мы имеем дело с тренингом на предприятии, если речь идет об относительно небольших группах либо с «пространством культурного изменения», если речь идет о целой организации. Цели тренинга на предприятии являются, как правило, более специфичными по сравнению с целями культурного изменения. При этом цель снова определяет НЛ-Программист (либо заказчик HJI- Программиста, но не клиент, с которым работает НЛ-Программист). Участники или сотрудники могут корректировать цель или вообще ее отклонить, но они не могут ее определять, по крайней мере, выступая в роли участника или сотрудника.

6.Менеджмент и продажи

Менеджмент и продажи располагаются в данной типологии рабочих контекстов между руководством/инструктажем и тренингом на предприятии/культурным изменением. Работа с менеджментом и продажами может осуществляться как индивидуально, так и в группе, и цель в этом случае будет определять менеджер или продавец, а не клиент.

ФУНКЦИИ ЦЕЛЕЙ

Как мы уже отмечали, люди — как и группы людей — стараются решать свои проблемы. Внимание чаще всего концентрируется на болезненных, неприятных сторонах проблемы, что оставляет мало энергии для составления планов на будущее или поиска вспомогательных источников. Иными словами, человек концентрируется на проблеме, а не на цели. Тем не менее, с постановкой цели связано несколько полезных моментов:

— Продуктивное эмоциональное состояние.

— Возможность вырваться из состояния зацикленности.

— Определение направления поиска ресурсов.

— Выявление препятствий.

— Усиление мотивации.

— 5 Основа для соглашения.

Наши рекомендации