Функции модели русская матрёшка

Как же используется модель Русская матрешка? Мы можем привести три способа ее применения:

1. Определение приоритетов.

2. Ориентация.

3. Разрешение проблем (Trouble-shooting).

1.Определение приоритетов.

Первый способ включает в себя как приоритеты в контакте со специфическим клиентом, так и приоритеты в развитии чьих-либо способностей в качестве специалиста, работающего с НЛП. К примеру, в контакте с клиентом первым приоритетом является умение правильно выражать пресуппозиции НЛП, приводить примеры соответствующего поведения и концептуально преподносить их клиенту. Что же касается развития чьих-либо способностей в качестве специалиста по НЛП, то, к примеру, модель Русская матрешка наглядно демонстрирует, что раппорт имеет более высокий приоритет, чем информация. Специалист по НЛП, обнаруживший, что раппорт в определенных контекстах был создан неудачно, будет вынужден в процессе работы с моделью Русская матрешка отдать предпочтение навыкам по созданию раппорта, а не, к примеру, знанию техник НЛП.

2. Ориентация

С помощью модели Русская матрешка в процессе работы с клиентом можно в любой момент определить для самого себя, «на каком уровне проходит этот процесс». Представим себе, что я стараюсь убедить клиента в том, что вспомогательные источники сосредоточены в нем самом. В этом случае я буду находиться на уровне пресуппозиций. Или с помощью вопросов метамодели я пытаюсь выяснить, чего хочет клиент. В этом случае я буду находиться на информационном уровне. Предположим, что клиент говорит «Иногда у меня появляется чувство, что ты понимаешь меня только наполовину». Это означает, что он перемещается на уровень раппорта. Значит, я тоже должен перейти на этот уровень...

3. Разрешение проблем

Данный способ предполагает перемещение с одного уровня на другой. Представим себе, что специалист по НЛП работает с группой, применяя при этом технику якорения. Представим себе также, что это получается у него не очень хорошо. В этом случае он может попробовать задать себе поочередно следующие вопросы:

— Хорошо ли я исполняю технику? Например: Насколько тщательно я протестировал специфические якоря, чтобы знать, что они работают?

— Если я исполняю технику хорошо, возможно, в таком случае мне требуется получить больше информации? Например: Достаточно ли я знаю о типе вспомогательных источников, которые заякорили отдельные участники?

— Если у меня достаточно информации, то, может быть, что-то не в порядке с раппортом? Например: Не происходит ли так, что все свое внимание я уделяю отдельным членам группы, с которыми у меня естественным путем устанавливается хороший раппорт, а тем участникам группы, которые мне не столь симпатичны, я уделяю слишком мало внимания?

— Если с раппортом нет никаких проблем, то, может быть, что-то неясно с рамкой отношений? Например: А были ли они в курсе относительно целей, которые мы преследовали, используя данный вид техник, и согласны ли они с таким подходом?

— Если же причина неудач не в отношениях, то, возможно, она кроется в пресуппозициях, которые я не сумел правильно выразить применительно к данной ситуации? Например: А не может ли быть так, что я сам боюсь того, что пресуппозиции определены неверно, и что коммуникация должна происходить по-другому?

Такие преимущества модель Русская матрешка предоставляет специалисту, работающему с НЛП, для разрешения проблем.

ГЛАВА 5. ТОТЕ

Модель ТОТЕ была создана в сороковые годы в качестве модели управления для самонаводящихся снарядов, а позже (в шестидесятые годы) использовалась в качестве общей модели целенаправленных действий человека (Miller, Galanter et Pribram 1960). Преимущество TOTE как способа описания (мысленного) поведения заключается в том, что ТОТЕ является достаточно простой моделью (в ней используется только три или четыре понятия), но при этом она включает в себя важные с точки зрения кибернетики понятия «цель» и «обратная связь» (Dilts 1980).

Тестирование
Операция (действие)
Достигнута ли цель?
Делать что-либо, чтобы достичь цели
ВыходОстановка
Вход Наблюдение либо изменение
Модель ТОТЕ

ТОТЕ функционирует следующим образом. Сначала имеет место тестирование (Т): то, как это выглядит сейчас (нынешнее состояние), сравнивается с тем, как это должно будет выглядеть (желаемое состояние). Если между нынешним состоянием и желаемым состоянием имеется слишком много различий, предпринимается операция (О): делается что-то, чтобы приблизиться к цели. Затем снова проводится тестирование (Т): нынешнее состояние опять сравнивается с желаемым. Для каждого тестирования необходим новый вход, другими словами, нынешнее состояние должно постоянно пересматриваться (или измеряться) заново. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнута цель (пока нынешнее состояние в достаточной мере не совпадет с желаемым). Когда цель достигнута, происходит остановка (выход (exit) Е), либо намечается новая цель.

Любую форму целенаправленного действия человека можно рассматривать в качестве ТОТЕ. Если, к примеру, мы хотим посолить наш традиционный нидерландский гороховый суп, то этот процесс будет протекать в соответствии с моделью ТОТЕ. Мы кладем в суп немного соли и пробуем его на вкус. Пробовать означает тестировать. Достаточно ли соли в гороховом супе? Если да, то его приготовление закончено. Если нет, мы добавляем в него еще немного соли и снова пробуем его на вкус. И это продолжается до тех пор, пока суп не станет достаточно соленым, и тогда мы перестанем добавлять в него соль.

Тестирование
Достаточно ли солёный гороховый суп?
Операция (действие)
Солим гороховый суп
Выход Подаём на стол
Вход Пробуем гороховый суп
«Соль в супе» - ТОТЕ

Следует заметить, что, успешно применяя термины ТОТЕ для описания простых действий, мы можем рассматривать в качестве моделей ТОТЕ и более всеобъемлющие, важные процессы. Например, что ты думаешь насчет того, чтобы стать счастливым? Любые устремления к счастью также идеально демонстрируют работу модели ТОТЕ (Wijnberg et Hollander 1992). ТОТЕ счастья предполагает, что кто-то обладает способностью контролировать и распознавать свои эмоции. В этом случае у него имеется, по крайней мере, вход для тестирования (Т). Он знает, ощущает ли он себя счастливым, и насколько он счастлив. Следовательно, он может определить (это и есть тестирование, Т), достаточно ли ему этого. Если он счастлив, он начинает заниматься другими вещами (выход (exit), Е). Однако если он не счастлив (в достаточной степени), то он начинает что-либо предпринимать, что-то менять (О). Возможно, он начинает искать иной путь или решает, что ему нужно завести детей, или проводить больше времени с друзьями, или... Если ему это удается, он снова приступает к тестированию. Достаточно ли он теперь счастлив? Если нет, то он снова старается что-то изменить, и т. д.

Тестирование
Счастлив ли я?
Операция (действие)
Добиваюсь изменений
Выход Начинаю заниматься другими вещами
Вход Каков мой настрой
ТОТЕ счастья

Внутри рамки большой модели ТОТЕ подобного рода находятся десятки, если не тысячи вспомогательных ТОТЕ. Их называют также гнездовыми ТОТЕ. Например, если кто-то становится счастливым оттого, что ест вкусный гороховый суп, то в этом случае добавление соли в суп будет являться вспомогательной ТОТЕ по отношению к ТОТЕ счастья...

Групповые процессы, например, способ управления предприятием, также могут демонстрировать работу моделей ТОТЕ. У предприятия имеется (в идеале) четко толкуемое представление о том, чего оно хочет достичь. Оно собирает информацию о том, в какой степени реализуется данное представление При этом речь может идти о показателях оборота или о прибыли, однако она может идти также об определенных новых продуктах или о степени удовлетворенности клиентов либо работников. Тестирование зависит от представления. Если человек доволен результатом, иными словами, если существует полное соответствие между результатами и целями, то человек чаще всего определяет новые цели. Ты должен что-то предпринимать. Если человек не доволен, он начинает предпринимать определенные действия, чтобы приблизиться к своей цели. Персонал проходит переподготовку, назначается новый директор, внедряются новые технологии и т. д.

Представление
К чему мы стремимся?
Действие
Осуществление стратегических планов
Новое представление
Информация Показатели, отчеты, голосование
ТОТЕ предприятия

Модель изменения НЛП (см. главу 8, «Ресурсы») также может быть представлена в виде ТОТЕ, с «активацией ресурсов» в качестве важнейшей операции и фразой «Я могу то, что я хочу мочь» в качестве теста.

Тестирование
Счастлив ли я?
Операция (действие)
Активизация ресурсов
Выход Остановка
Вход Каков мой настрой
ТОТЕ счастья. Активация ресурсов

Впрочем, действовать целенаправленно очень редко означает отображать одну единственную модель ТОТЕ. Вполне возможно, что добавление соли в гороховый суп еще может отображать одну модель ТОТЕ - как было продемонстрировано выше — однако как только речь заходит о чем-то более существенном, к примеру, «приготовлении горохового супа», в этом случае нам приходится создавать несколько моделей ТОТЕ. Чтобы привести разумное описание процесса приготовления горохового супа, нам необходимо несколько моделей ТОТЕ. Иногда речь идет о ТОТЕ, следующих друг за другом, иногда речь идет о так называемых гнездовых («nested») ТОТЕ.

Тестирование
Готов ли суп?
Операция (действие)
Оставляем суп вариться
Вход Пробуем суть
Процесс «доведения до кипения» в качестве вспомогательной модели ТОТЕ
Тестирование
Суп варится
Операция (действие)
Оставляем на плите
Вход Смотрим на суп
Выход

АНАЛИЗ TOTE

С помощью TOTE невозможно полностью описать весь процесс целенаправленного действия человека, однако ТОТЕ позволяет определить кибернетический минимум. Другими словами, ТОТЕ показывает, что в минимальном количестве необходимо для того, чтобы сделать поведение целенаправленным и эффективным. ТОТЕ дает ответ на вопрос: «Если я хочу достичь своей цели, что я для этого должен знать и делать?».

Желаемое состояние
Какое я хочу получить
Нынешнее состояние
Какое оно в настоящий момент
Сравнение
Критерий Мерила, с помощью которого я даю оценку
Тестирование позволяет сравнить ситуацию, которая имеется в настоящий момент (нынешнее состояние) с той ситуацией, которую кто-то хочет получить (желаемое состояние). Различие между этими двумя ситуациями определяется и оценивается на основании критерия.

Тестирование

Таким образом, это предполагает, что кто-либо:

(а) может почувствовать или измерить (вход) нынешнее состояние;

(б) имеет четкое представление о желаемом состоянии;

(в) может сравнить два этих состояния друг с другом;

(г) имеет критерий, на основании которого он может оценить различия (тестирование);

(д) знает различные способы достижения цели;

(е) может использовать данные способы на практике.

Теперь представим себе, что один из этих элементов отсутствует. Представим себе, что я вообще не пробую гороховый суп на вкус. Как же тогда я смогу узнать, достаточно ли в нем соли? Конечно, я могу попробовать рискнуть: положить примерно одну чайную ложку соли на кастрюлю супа. А вдруг в кастрюле окажется больше супа, или в ложке окажется меньше соли... А, может быть, я положу по ошибке соду вместо соли. Или представим себе, что в модели ТОТЕ моего горохового супа отсутствует какой-нибудь другой элемент. Представим себе, что я приехал из Гватемалы и вообще не знаю, насколько соленым должен быть гороховый суп. В этом случае я не смогу сравнить желаемое состояние с нынешним. Гватемалец может положить в гороховый суп достаточное количество соли только в том случае, если он уже хоть раз попробовал, насколько соленым он должен быть (иными словами, если у него имеется конкретное сенсорное описание).

Подобные проблемы ТОТЕ не воспринимаются слишком серьезно, когда речь идет о кастрюле горохового супа. Однако речь может идти о миллиардных суммах и больших личных разочарованиях, если рассматривать в качестве примера какую-либо международную корпорацию. Как часто происходит, когда команда менеджеров знает, что работать необходимо «экономически эффективно», «с учетом интересов клиента» и «прилагая максимум сил и энергии», однако при этом менеджеры имеют слишком расплывчатое представление о том, что конкретно это означает. Или они не обладают достаточной информацией (вход), необходимой для того, чтобы провести тестирование. Или они не имеют представления о том, чем нынешнее состояние отличается от желаемого, иными словами, у них нет четкого критерия. Достаточно ли того, что полученная прибыль на полпроцента ниже намеченного показателя? Или на протяжении длительного времени она не достигает достаточно высокого уровня?

КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Если в модели ТОТЕ отсутствуют какие-нибудь элементы, важно, чтобы они были восполнены. Ниже приводится обзор элементов, которые необходимы для эффективного целенаправленного действия (кибернетический минимум)

1.Цель

«Чего именно я хочу достичь?»

2.Вход, наблюдение, измерение

«На что я должен обратить внимание, чтобы узнать, достиг ли я поставленной цели?»

3.Тестирование, критерий

«Как я узнаю, что достиг поставленной цели?».

Сенсорное восприятие цели:

Визуальное («Что я увижу, когда достигну поставленной цели?»).

Аудио («Что я услышу, когда достигну поставленной цели?»).

Кинестетическое («Что я почувствую, когда достигну поставленной цели?»).

4.Операции (действия), альтернативы

«Известно ли мне по крайней мере три различных способа достижения поставленной цели?».

«Способен ли я применить эти способы на практике?».

Наши рекомендации