Обзорная модель 1: русская матрёшка

Название этой обзорной модели произошло от известной русской деревянной куклы. Ты открываешь ее, и внутри нее оказывается точно такая же кукла, но поменьше, а внутри нее еще одна и т. д. Русская матрешка - подобно пяти другим обзорным моделям - исходит из перспективы, имеющейся у специалиста, работающего с НЛП. Она представляет собой набор рамок заключающих в себе друг друга в определенном порядке: Что представляет собой самая большая и важная рамка, с которой мы начинаем работу? Что представляет собой следующая по степени важности рамка, находящаяся внутри первой? и т. д.

Существуют несколько способов использования модели Русская матрешка. Во-первых, Русская матрешка представляет собой иерархию критериев указывающих на то, что имеет приоритет при использовании и изучении НЛП. Во-вторых, она может служить своеобразным ориентиром при работе с клиентом: «Чем я занят в настоящий момент?» И в-третьих, она является так называемой моделью разрешения проблем (trouble-shooting-model). Если я зашел в тупик, я могу попытаться найти решение на самом нижнем уровне и оттуда продвигаться наверх. Чем ближе к внешнему краю расположена проблема, тем она важнее, но при этом, вероятно, тем больше энергии потребуется для того, чтобы ее разрешить.

Техника
Информация
Раппорт
Рамка отношений
Пресуппозиции НЛП
Предпочтения и навыки
Русская матрёшка

Русская матрешка включает в себя следующие шесть отделений (начиная с внешнего и заканчивая внутренним):

1. Пресуппозиции

Самая всеобъемлющая рамка, с которой начинается работа, заключает в себе пресуппозиции и рабочие убеждения НЛП (см. главу 2, «Определения НЛП»). Работа с учетом существующих пресуппозиций является весьма существенным моментом. Пресуппозиции можно рассматривать в качестве внешнего отделения в модели. Можно утверждать, что работа со всеми нижними (или внутренними) уровнями будет сопровождаться проблемами, если специалист по НЛП не будет исходить из пресуппозиций НЛП. И наоборот, любая работа на нижних уровнях будет протекать легче, быстрее и более основательно в том случае, если будут учитываться пресуппозиции. Таким образом, пресуппозиции НЛП занимают самое верхнее место в иерархии критериев и поэтому являются внешним отделением.

2. Рамка отношений

Под словом «рамка» в данном случае подразумевается: контекст, в рамках которого осуществляется работа по изменению. Что такое соглашение? Что представляют собой имплицитные ожидания друг от друга? К чему стремятся вместе специалист по НЛП и клиент? Какова цель, и как устанавливается связь? Чьи цели занимают центральное место? И кто это определил? В качестве примера, фраза: «Мой отец отправил меня к тебе для того, чтобы ты показал мне, что он прав» является совершенно иной рамкой, по сравнению с фразой: «Я очень хочу изучить математику, но мне это не удается, поэтому мне бы хотелось, чтобы ты мне помог».

3. Раппорт

Рамки пресуппозиций и отношений заключают в себе рамку раппорта. Такое положение раппорта в модели указывает на то, что после пресуппозиций и отношений раппорт имеет в ней наивысший приоритет. Тот факт, что одна из рамок заключает в себе раппорт, свидетельствует о том, что эта рамка наверняка будет оказывать влияние на раппорт. К примеру, специалист по НЛП может отлично настроиться на физиологию клиента, однако если при этом он будет делать такие вещи, которые выходят за рамки соглашения и действуют (на клиента) раздражающе, либо будет систематически подавлять цели клиента своими собственными, раппорт может быть окончательно потерян. И наоборот, четкая рамка будет способствовать созданию хорошего раппорта. То, что рамка раппорта заключает в себе информационную рамку, свидетельствует о том, что качество информации будет более низким, если не будет создан хороший раппорт.

4. Информация

Следующий уровень — информационный. Под информацией подразумеваются сведения относительно нынешнего состояния, целях, препятствиях и вспомогательных источниках. Подобная информация имеет более высокий приоритет по сравнению с техниками, которые используются на основе этой информации; если информации недостаточно, всегда велика вероятность того, что будет избрана ошибочная техника, либо верная техника будет сопровождаться неверной целью или использоваться на неверном уровне. Впрочем, между техникой и информацией существует тесная взаимосвязь. На основе имеющейся информации выбирается соответствующая техника. Однако то, как протекает работа с техникой, предоставляет, в свою очередь, новую важную информацию. Это происходит, например, в том случае, когда в процессе работы с техникой выявляются части, оказывающие сопротивление изменениям.

5.Техника

Следующий уровень, занимающий следующую рамку, представляет собой уровень техник. С его помощью осуществляются такие процессы, как изменение личностной истории (Change Personal History), шестишаговый рефрейминг, а также перенос субмодальностей. Следовательно, в данной модели техника имеет относительно низкий приоритет. Однако это вовсе не означает, что работа с техникой не должна быть добросовестной и тщательной. Хотя более высокий уровень и считается более важным, чем тот, который располагается ниже, к каждой рамке предъявляются вполне определенные требования. Да, гораздо важнее собрать максимально достоверную информацию, нежели просто очень тщательно работать с техникой. Однако если уровень исполнения техники настолько низок, что она вообще не работает, даже несмотря на то, что выполняются все второстепенные условия на более высоких уровнях, в конечном итоге это может негативно отразиться и на более высоких уровнях

6.Предпочтения и навыки

Предпочтения и навыки рассматриваются в модели Русская матрешка в качестве основания, на котором располагаются все остальные рамки. Для каждой рамки представляют важность определенные предпочтения и навыки. К примеру, в рамке пресуппозиций находится пресуппозиция о том, что любое поведение имеет положительное намерение. Данная пресуппозиция может применять лишь тот, кто способен отделить поведение и намерение друг от друга. В рамке раппорта особую важность представляет так называемый навык настройки - возможность согласовывать свои собственные невербальные реакции с невербальными реакциями клиента. Чтобы делать это успешно, я должен, по сути, научиться различать невербальные реакции, а также приобрести навыки по изменению своих собственных невербальных реакций. В данной модели предпочтения и навыки представлены единой рамкой, так как предпочтения рассматриваются в качестве когнитивных навыков, иначе говоря, в качестве способности подмечать и характеризовать определенные различия.

Наши рекомендации