Методы по способу познавательной деятельности учащихся

§ Репродуктивные методы.

Они направлены на воспроизведение готовых знаний. Выделяют два основных репродуктивных метода:

Объяснительно-иллюстративный.

Сущность объяснительно-иллюстративного, или информатив­но-рецептивного, метода состоит в том, что учитель сообщает го­товую информацию разными средствами, а учащиеся восприни­мают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сооб­щение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы), практического показа способов деятельно­сти (показ опыта, работы на станке, примеров склонения, спо­соба решения задачи и т.п.).

При этом методе используются все источники информации, логика изложения может разви­ться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

Данный метод применяется, например, при изготовлении изделия из конструктора.

Собственно репродуктивный.

Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и по­вторение способа деятельности по заданиям учителя. Он исполь­зуется для приобретения учащимися умений и навыков.

Применению репродуктивного метода, как правило, предшествует объяснительно-иллюстративный. Эта цель достига­ется другими методами.

В репродуктивном метод е обучения уделяются следующие признаки:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается пу­тем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода — экономность. Он обеспечивает возможность передачи зна­чительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятель­ность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими метода­ми [12, c. 315].

На уроках технологии применяется, например, при изготовлении открытки в точности по готовому образцу.

§ Активные методы.

Активные методыориентированы на формирование у обу­чаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на фор­мирование оперативного мышления. Активные методы обучения предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и умения. Применение этих методов позволяет успешно развивать у учащихся навыки учебно-познавательной творческой и трудовой деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному усвоению знаний.

По сравнению с репродуктивными эти методы имеют ряд преимуществ. Во-первых, создание проблемных ситуаций фор­мирует исходную учебную мотивацию; во-вторых, усвоение ма­териала происходит в ходе активной деятельности самого учаще­гося по решению проблемных задач, в ходе самостоятельного по­иска; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным использованием имеющихся у обучаемых знаний. Именно с активным обучением связывается возможность формирования у учащихся технического мышления, конструкторско-технических навыков, возможностей вести самостоятель­ный поиск и т.д.

Содержание активных методов обучения

Активные методы обучения делятся на:

v Проблемный или метода проблемного изложения материала;

v Эвристический или час­тично-поисковый;

v Исследова­тельский.

Проблемное обучение основано на создании особого типа мотивации - проблемной, поэтому требует соответственного конструирования содержания учебного материала, который дол­жен быть представлен как система проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными: по содержа­нию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласо­вания информации и др.

Проблемная ситуация- это психологическое состояние за­труднения, характеризующееся тем, что учащийся хочет решить проблему, но не может этого сделать при помощи тех знаний, ко­торые у него есть. Это ситуация противоречия между желаемым и действительным.

Проблема - это нестандартная задача, для решения которой требуется поиск новых путей применения прежних знаний. Про­блему еще называют поисковой задачей.

Учебная проблема- это поисковая задача, для решения ко­торой учащимся необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть ими самостоятельно или с по­мощью педагога добыты. Учебная задача, которую учащийся в состоянии решить привычными способами на основе имеющихся знаний, проблемной для него не является.

Проблемная ситуация создается с помощью специфических действий преподавателя, мастера, их вопросов, подчеркивающих новизну, важность, оригинальность и другие отличительные ка­чества изучаемого объекта.

Планировать проблемные ситуации можно на различных этапах учебного занятия: на этапе введения в учебную деятель­ность, на этапе изложения материала, на этапе контроля.

Сущность метода заключается в следующем: учитель вызывает проблемную ситуацию; направляет учащихся на ее решение. Учащиеся попадают в ситуацию, когда человек сам себя обучает. Результатом этого являются новые знания и способы деятельности.

Несмотря на вышеперечисленные достоинства поисковых методов, они не могут быть единственно применяемыми в прак­тике учебного процесса.

Более высокий уровень самостоятельности несет в себе час­тично-поисковый метод. Эвристический, как его по-другому на­зывают, метод выражается в следующих его характер­ных признаках:

1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Этот метод требует от учителя привлечения учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги помощи, а сами шаги выполняют учащиеся. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства (устное слово, таблицы, опыт и т.п.), как и при других методах. По способам, характер­ным для данного метода, ученик воспринимает задание, осмысли­вает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятель­ность не предполагает планирования этапов исследования (реше­ния), соотнесения этапов между собой. Все это делает учитель.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся - учитель — учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристи­ческая (открывающая) беседа.

Этот метод приближает учеников к поисковой деятельности.

Создать проблемную ситуацию на уроке технологии можно, используя следующие приемы:

1. Подвести обучаемых к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения.

2. Столкнуть противоречия практической деятельности.

3. Изложить различные точки зрения на один и тот же во­прос.

4. Предложить обучаемым рассмотреть явление с различ­ных позиций.

5. Побудить обучаемых сделать сравнение, обобщение, вы­воды из ситуации, сопоставить факты.

6. Поставить конкретные вопросы на обобщение, обоснова­ние, конкретизацию, логику рассуждения.

7. Определить проблемные теоретические и практические задания.

8. Поставить проблемные задачи.

Решение проблемных задач на уроке технологии осуществляется в несколько этапов:

1. наблюдение и изучение фактов и явлений;

2. выяснение непонят­ных явлений, постановка проблемы;

3. выдвижение гипотез;

4. формулирование решения, объяснения;

5. провер­ка решения;

6. практические выводы о возможном и применении полученных знаний.

Требованияк проблемным ситуациям и проблемам:

1. Создание проблемной ситуации должно, как правило, пред­шествовать объяснению или самостоятельному изучению учащи­мися нового учебного материала.

2. Познавательная задача составляется с учетом того, что про­блема должна основываться на знаниях и умениях, которыми уча­щийся владеет. Она должна быть достаточной для понимания сути вопроса или задания, конечной цели и путей решения.

3. Проблема должна быть интересной для учащихся, стимулиро­вать мотивацию их активной познавательной деятельности.

4. Решение проблемы должно вызывать определенную познава­тельную трудность, требующую активной мыслительной деятель­ности учащихся.

5. Содержание проблемы по трудности и сложности должно быть доступным для учащихся, соответствовать их познавательным воз­можностям.

6. Для усвоения сложной системы знаний и действий проблем­ные ситуации и соответствующие проблемы должны применяться в определенной системе: сложное проблемное задание расчленя­ется на более мелкие и частные; в каждой проблеме выделяется один неизвестный элемент; материал, сообщаемый преподавате­лем и усваиваемый учащимися самостоятельно, должен быть диф­ференцирован.

При проведении проблемного урока следует руководствоваться следующимиметодическими приемами:

§ Умелый отбор учебного материала, имеющего «естественную проблемности», и создание на этой основе соответствующих про­блемных ситуаций.

§ Анализ совместно с учащимися возникшей проблемной ситуа­ции и формулировка основной проблемы; обеспечение условий осознания и принятия ее учащимися.

§ Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе выполнения проблемного задания путем анализа дан­ных, сравнений, сопоставлений, применения направляющих, корректирующих, мобилизующих «подсказок», проведения с уча­щимися эвристических бесед и т. п.

§ Выделение по ходу урока частных познавательных задач раз­личной сложности с учетом индивидуальных возможностей уча­щихся.

§ Подведение учащихся к частным и общим выводам; соотнесе­ние их с основной познавательной задачей, проблемой; коррек­тировка выводов.

§ Формулирование совместно с учащимися основного вывода, решения, утверждения на основе обобщения результатов прове­денной на уроке работы.

Наши рекомендации