Формирование механизмов инвестиционной деятельности и комфортного инвестиционного климата, ключевые проекты развития
Наращивание инвестиционной деятельности, без чего невозможна реализация стратегических приоритетов, предполагает создание и поддержание эффективного функционирования развитой инфраструктуры поддержки субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и механизмов привлечения инвестиций. Это предполагает:
- развитие уже созданных и создание новых институтов развития, ориентированных на привлечение и сопровождение внутренних и внешних инвестиций, оказание содействия инвесторам;
- активное информирование потенциальных инвесторов о параметрах и динамике инвестиционного климата в крае, об условиях доступа на рынок и условиях запуска и реализации инвестиционных проектов;
- оказание содействия инвесторам в процессе принятия решения об инвестировании и сопровождение проектов инвестирования;
- обеспечение инвестиционных проектов трудовыми ресурсами, за счет создания условий для положительной миграционной динамики;
- форсированное создание привлекательного имиджа Хабаровского края в глазах потенциальных инвесторов и мигрантов.
Одним из важнейших направлений является формирование территорий опережающего социально-экономического развитияс благоприятными условиями для привлечения и функционирования инвестиций. Стратегия формирования и развития института территорий опережающего социально-экономического развития предусматривает:
- создание объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной и иной инфраструктуры, необходимой для обеспечения функционирования территорий, опережающего социально-экономического развития;
- создание института, обеспечивающего привлечение резидентов на территории опережающего социально-экономического развития;
- содействие обеспечению трудовыми ресурсами резидентов территорий опережающего социально-экономического развития края;
- использование конкурентных преимуществ, предоставляемых для развития прибрежных территорий и портовых комплексов режимом Свободного порта.
Максимальное использование положительных эффектов такого инструмента привлечения и использования инвестиций, как территории опережающего социально-экономического развития, предполагает распространение особых режимов доступа к рынкам и хозяйствования не только на новые, но и на действующие системообразующие предприятия. Только в сочетании с улучшением общего инвестиционного климата края за счет развития инвестиционной инфраструктуры и повышения эффективности управления инвестиционными процессами будет получен импульс социально-экономического роста.
Механизм государственно-частного партнерства(далее также – ГЧП)является одним из наиболее продуктивных и универсальных механизмов привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов, особенно преследующих сложнокомпонентные задачи, содержащих серьезные обременения для частного капитала в виде инфраструктурных и социальных условий, выполнение которых обязательно для реализации проектов. Этот механизм позволяет решить задачи создания структурных элементов новой экономики, концентрации государственных и частных финансовых ресурсов на приоритетных направлениях как экономического, так и социального развития региона.
Наиболее эффективными сферами использования данного механизма являются проекты инфраструктурного и социального развития, а также проекты, направленные на формирование новых структурных элементов экономики, содержащие повышенные риски и большую долю затрат на НИОКР.
Государственно-частное партнерство целесообразно использовать для решения следующих задач:
- привлечение дополнительного финансирования за счет комбинирования государственного и частного капиталов;
- обеспечение максимально достижимого качества предоставляемых услуг и управления;
- модернизации инфраструктуры.
Рекомендуется использовать механизмы ГЧП для реализации инвестиционных проектов в сферах:
- транспортного строительства и модернизации;
- создания и модернизации инфраструктуры ЖКХ;
- энергетики (создание и модернизация генерирующих мощностей, развитие магистральных и распределительных сетей);
- развития и модернизации социальной инфраструктуры (детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения, социальное жилье, школы, объекты физкультуры и спорта).
Формирование кластеров– один из наиболее эффективных методов развития и модернизация ресурсных секторов экономики, а также высокотехнологичных секторов обрабатывающей промышленности (авиакосмической, фармацевтической, химической, судостроительной).
Создание и развитие кластеров в ресурсных секторах предполагает:
- создание необходимой инфраструктуры;
- разработку пакета инвестиционных стимулов, включая налоговые стимулы, для приоритетных проектов в составе кластера;
- адресное привлечение иностранных инвесторов;
- развитие геологоразведки и обеспечение гарантированного доступа инвесторов к информации о запасах;
- совершенствование процедур выдачи лицензий.
Привлечение и закрепление кадров как механизм инвестиционной деятельности включает:
- разработку эффективной миграционной политики (меры господдержки по удержанию и закреплению кадров);
- разработку долгосрочного прогноза потребности экономики края в кадрах;
- повышение внутрикраевой мобильности трудовых ресурсов;
- сокращение доли занятых в неформальном (теневом) секторе экономики;
- внедрение способов и инструментов доведения до населения информации о количественных, структурных, качественных параметрах рынка труда;
- развитие эффективной системы непрерывной подготовки и переподготовки управленческих кадров высокой квалификации.
Кроме того, на все сферы общественной жизни, в том числе формирование комфортного инвестиционного климата, а также уровень доверия бизнеса к органам государственной власти оказывает влияние индекс восприятия населением коррупции. Предупреждение органами исполнительной власти коррупционных проявлений предполагает:
- разработку и внедрение административных регламентов государственных функций и предоставления государственных услуг;
- организацию дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции, соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе;
- проведение кворумов с участием представителей общественных организаций, правоохранительных органов по вопросам реализации на территории края антикоррупционной политики.
Новые формы взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности представляют собой еще один механизм наращивания инвестиционной деятельности и предполагает внедрение сетевых схем взаимодействия государства, бизнеса, науки и высшего образования (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства и другие). Действенным инструментом обеспечения инвестиционной деятельности и реализации инвестиционных проектов является программно-целевое и проектное управление. Необходимо сочетать стимулирование масштабных государственных проектов с поддержкой и стимулированием маломасштабного инвестирования в новые и небольшие по масштабам проекты модернизации и инновации.
Эффективное использование конкурентных преимуществ и нивелирование неблагоприятных для инвестирования факторов обеспечивается правильным определением и поддержанием инвестиционных приоритетов, обеспечивающих активизацию экономической деятельности и формирующих условия для наращивания постоянного населения и повышения качества жизни.
Приоритетными секторами Хабаровского края для инвестиционных вложений являются:
1) развитие инфраструктуры и транспортной логистики;
2) развитие и создание обрабатывающих производств:
- машиностроение;
- лесопереработка, в т.ч. утилизация низкотоварной древесины и отходов лесопереработки;
- химическое и фармакологическое производство;
- пищевая перерабатывающая промышленность;
3) освоение месторождений полезных ископаемых:
- топливные ресурсы;
- минеральные ресурсы;
4) рыбопереработка (формирование рыбоперерабатывающего кластера);
5) проекты по развитию сельскохозяйственного производства:
- животноводство;
- растениеводство, в т.ч. закрытого грунта;
- объекты по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции;
6) развитие логистики;
7) развитие туризма и рекреации.
Данные приоритеты связаны с реализацией ключевых инвестиционных направлений (проектов), которые должны содействовать достижению стратегических приоритетов Хабаровского края.
В качестве ключевых инвестиционных направлений (проектов) выбраны следующие.
Формирование нового качества жизни:
1) создание медицинского хаба:
- развитие, модернизация, строительство новых медицинских учреждений, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, специализирующихся в области сердечнососудистой медицины, онкологии, репродуктивной медицины, ортопедической, терапевтической, перинатальной, офтальмологической, реабилитационной направленности;
- создание компактных полифункциональных медицинских центров в районах края, объединенных единой информационной сетью, оснащенных телекоммуникационным оборудованием для связи с региональным (узловым) медицинским хабом;
2) модернизация и строительство новых школ и детских садов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, интеграция программами общего, дополнительного и профессионального образования, развитие дистанционного и электронного обучения, способствующего расширению образовательных возможностей для школьников малокомплектных школ отдаленных районов края;
3) формирование культурных кластеров дальневосточного и краевого значения, включая строительство современных специализированных зданий для размещения филармонии, театров, музеев, выставочных залов, конгресс-центра в комплексе с гостиницей высокого уровня;
4) создание сети спортивно-оздоровительных комплексов и зон физической культуры и спорта в муниципальных образованиях и опорных населенных пунктах края с высоким качеством предлагаемых услуг активного досуга;
5) формирование научно - обоснованной, экономически эффективной сети высотехнологичных учреждений социального обслуживания всех форм собственности, способной обеспечить оказание доступных и качественных социальных услуг в необходимом объеме;
6) модернизация и реконструкция объектов санаторно-курортного лечения и реабилитации с учетом максимального использования имеющегося в крае рекреационного потенциала для сохранения здоровья населения;
7) строительство жилья эконом-класса, отвечающее мировым стандартам эстетической привлекательности, качества и уровня комфорта, в том числе, для развития арендного жилищного фонда, что будет способствовать решению проблемы привлечения трудовых ресурсов и поддержания их мобильности;
8) строительство малоэтажного жилья в сельской и пригородной местности на основе экологически чистого, деревянного домостроения, а также с использованием каркасно-панельных конструкций высокой заводской готовности.
9) строительство мусороперерабатывающих и утилизирующих твердые коммунальные и промышленные отходы предприятий с высокой степенью экологической очистки.
Комфортное пространство:
1) строительство инфраструктурных объектов для обеспечения функционирования режимов ТОСЭР и Свободного порта на территории края;
2) строительство объектов технопарков, бизнес-инкубаторов, индустриальных парков в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре;
3) строительство скоростных автомобильных дорог Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск – Бикин, Хабаровск – Биробиджан;
4) осуществление комплексной реконструкции аэропорта в г. Хабаровске с целью создания на его базе авиационного хаба международного уровня. Реконструкция и строительство сети местных аэропортов для развития различных форм малой авиации в опорных населенных пунктах края;
5) строительство и модернизация многопрофильной инфраструктуры в морских портах г. Николаевска-на-Амуре, п. Де-Кастри, Ванинского и Советско-Гаванского районов.
Новая индустриализация, модернизация и инновации:
1) модернизация и создание новых высокотехнологических и инновационных промышленных производств в области машиностроения, авиастроения, металлургии, судостроения и судоремонта;
2) реконструкция и модернизация ОАО "Дальхимфарм" в целях расширения производства лекарственных препаратов на основе регионального сырья и современных технологий;
3) создание высокотехнологичных производств по глубокой переработке древесины, включая производство пиломатериалов, древесностружечных плит и комплектующих для деревянного домостроения;
4) строительство горно-обогатительных комбинатов на высокоэффективных месторождениях цветных металлов;
5) модернизация промышленности строительных материалов и строительство заводов по производству крупно-каркасных панелей, высокотехнологичных строительных материалов и конструкций, адаптированных к суровым климатическим условиям;
6) строительство и реконструкция заводов и сопутствующей инфраструктуры по разведению и переработке рыбы и морепродуктов;
7) развитие и модернизация исследовательских и опытно-производственных мощностей в области биотехнологии и генной селекции в сельском хозяйстве.
Необходимая инфраструктура.
Реализация ключевых проектов предполагает развитие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей как общие условия функционирования экономики и социальной системы в целом, так и возможность освоения инвестиций, и эффективную последующую эксплуатацию самих ключевых проектов. К основным инфраструктурным проектам отнесены:
1) строительство теплоэлектроцентралей в Советско-Гаванском и Хабаровском энергорайонах, модернизация и реконструкция генерирующих мощностей и электросетевых объектов в крае;
2) строительство нефтепровода-отвода "Восточная Сибирь – Тихий Океан" – Комсомольский нефтеперерабатывающий завод" с возведением комплекса глубокой переработки нефти;
3) строительство нефтепродуктопровода "Комсомольский нефтеперерабатывающий завод – порт Де-Кастри" с возведением отгрузочного терминала нефти и нефтепродуктов в порту;
4) строительство 2-го магистрального газопровода до г. Хабаровска и газового хранилища в Хабаровском крае;
5) модернизация объектов и сетей коммунальной инженерной инфраструктуры в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и отведения с использованием новейших "умных" технологий предоставления, учета и диспетчеризации жилищно-коммунальных услуг;
6) строительство и реконструкция электросетевых объектов в населенных пунктах Хабаровского края с подключением отдельных изолированных районов;
7) модернизация речной портовой инфраструктуры;
8) создание в г. Хабаровске площадки обмена трафиком IX и доведение пропускной способности конечных подключений в сетях общего доступа к интернету в крупных городах края до 1 Гбит/сек;
Расширенный список инвестиционных проектов приведен в приложении 5.