Раздел 10. Развитие прибрежно-морского компонента края
Ключевой целью развития морехозяйственного комплекса края является более полное использование экономического и природного потенциала прибрежных районов края и увеличение вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие края.
С учетом приоритезации видов морской деятельности с точки зрения актуальности для социально-экономического развития края, проведенного SWOT-анализа морской деятельности края (приложение 4) основными задачами развития морехозяйственного комплекса края определены:
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, направленное на создание благоприятных условий развития прибрежной зоны, привлечение инвестиций для обновления и модернизации море- и берегохозяйственной деятельности (в связи с тем, что морские акватории находятся в федеральном ведении);
- ориентация на первоочередное развитие прибрежных территорий опережающего развития с развитой инфраструктурой и преференциальными режимами осуществления финансово-хозяйственной деятельности
(ТОСЭР "Николаевск", Свободный порт, Советско-Гаванский район);
- содействие повышению конкурентоспособности морских отраслей, развитию экспортного потенциала, продвижению продукции морских отраслей хозяйства на внутреннем и внешнем рынках;
- увеличение объемов производства и экспорта рыбы и морепродуктов, в т. ч. за счет товарной и географической диверсификации экспортных поставок, создания новых экспортноориентированных предприятий в рыбной отрасли;
- развитие портовой инфраструктуры;
- развитие судостроения;
- увеличение в структуре экспорта края доли продукции перерабатывающих отраслей с высокой добавленной стоимостью, в т. ч. за счет поставок готовой продукции рыбопереработки, судостроения и др.;
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приморских территорий края;
- инновационное развитие морской деятельности;
- разработка схем морского акваториального (пространственного) планирования, увязанных со схемами территориального планирования;
- развитие регионального законодательства для эффективного использования прибрежной зоны;
- создание благоприятных экономических условий и региональной инфраструктуры для развития научно-технической и инновационной деятельности;
- создание условий, способствующих восполнению дефицита высококвалифицированных кадров для морской деятельности;
- увеличение экспорта туристских услуг.
В сфере внешнеэкономических и межрегиональных связей необходимы:
- интеграция транспортного и портово-логистического комплексов прибрежно-морских территорий края в транспортную систему Северо-Восточной Азии за счет формирования новых международных транспортных коридоров на территории края;
- участие края в реализации проектов по развитию российского и китайского ледокольного и транспортного флотов, портов и систем обеспечения безопасности мореплавания для доставки российских и китайских экспортно-импортных грузов по Северному Морскому пути;
- реализация комплекса мер, направленных на привлечение иностранных инвесторов к реализации проектов по добыче и переработке морских биоресурсов в рамках ТОСЭР "Николаевск";
- строительство завода по производству сжиженного природного газа в порту Де-Кастри с целью дальнейшего экспорта готовой продукции в страны АТР;
- совместное с Республикой Саха (Якутия) развитие и модернизация мощностей порта Аян края для организации экспорта продукции лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) и края в страны Северо-Восточной Азии;
- реализация комплекса мер, направленных на продвижение экспортной продукции морской деятельности края на внешние рынки, включая продукцию рыбной отрасли и судостроения, и привлечение инвестиций в данные отрасли;
- развитие такой сферы морской деятельности, как туризм (в том числе круизный) и морская рекреация, создание имиджа туристического региона, в т.ч. за счет реализации масштабного проекта "Остров Большой Уссурийский – Шантарские острова".
- развитие международной научно-морской деятельности в целях привлечения зарубежных технологий и ноу-хау в проекты в сфере рыбоводства, рыбопереработки, марикультуры, судостроения и др.
- содействие крупным межрегиональным инфраструктурным проектам, имеющим значение для комплексного развития нескольких российских регионов, таким как: строительство дороги "Якутск – Амга – Усть-Мая – Эльдикан – Югоренок – Нелькан – Аян", расширение пропускной способности Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, развитие портовой инфраструктуры в портах Ванино и Советская Гавань;
- содействие развитию промышленной кооперации между предприятиями края и других регионов России, в том числе за счет размещения заказов на строительство судов и самолетов в крае;
- кооперация с предприятиями российских регионов по внедрению передовых технологий и техники, созданию и развитию технопарков, центров инноваций для реализации стратегического курса на новую индустриализацию;
- создание благоприятных условий, введение льгот и преференций в целях привлечения инвестиций из других субъектов России для реализации проектов на территории края.
В настоящее время разрабатывается Стратегия развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, предусматривающая формирование инфраструктуры комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Данная стратегия предусматривает логистику поставки водных биологических ресурсов на территорию Российской Федерацию, а также их переработку.
При разработке стратегии развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота предполагается учитывать мероприятия в рамках отнесения территории Советско-Гаванского муниципального района (включая территорию и акваторию морского порта Советская Гавань) к Свободному порту Владивосток.
Стратегическими направлениями развития рыбной отрасли в крае являются:
- обновление и модернизация судов рыбопромыслового флота;
- организация экспедиционного промысла в Мировом океане;
- стимулирование поставки уловов на территорию Российской Федерации;
- развитие аквакультуры.