Раздел 8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей

На протяжении последних четырех десятилетий для края внешнеэкономические связи являются одним из важнейших факторов экономического роста. Модернизация экономики края, ориентация на ускоренный рост и структурные изменения, связанные с выходом на новые рынки и повышением уровня конкурентоспособности, усиливают в перспективе эту зависимость, во-первых, в связи с возрастанием спроса на иностранный капитал, технологии и рабочую силу для целей модернизации и структурной перестройки хозяйственного комплекса, а во-вторых, в связи с необходимостью выхода на новые рынки и общим увеличением экспортного предложения. Интенсификация интеграционных взаимодействий предполагает достижение нескольких важнейших целей в ряде направлений.

1. Географическая и товарная диверсификация экспорта. К настоящему времени около половины краевого экспорта приходится на КНР, а в лесной промышленности – до 80 процентов. Фактически сложившаяся монопсония приводит к ценовому давлению со стороны покупателей, деградации товарной структуры экспорта в сторону сырьевых товаров с минимальной добавленной стоимостью и, как следствие, к снижению эффективности экспорта и уменьшению объемов валютной выручки.

Для решения указанных проблем необходимо реализовать комплекс мер, направленных на товарную и географическую диверсификацию экспорта, включая:

- создание ассоциаций и объединений экспортеров с целью формирования единой ценовой политики и защиты своих интересов;

- создание филиалов и представительств этих ассоциаций в странах-импортерах для проведения маркетинговых исследований и продвижения интересов российских экспортеров;

- развитие электронной торговли посредством создания специализированных электронных площадок и выхода на международные товарные электронные площадки;

- более активное вовлечение экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в систему поддержки экспорта;

- формирование региональной системы государственной поддержки экспорта с участием группы Российского экспортного центра;

- поддержка инвестиционного процесса, направленного на создание на территории края новых экспортно ориентированных предприятий.

2. Интеграция на рынках капитала и труда.Привлечение иностранного, в частности китайского, капитала для развития сервисных отраслей и малого технологичного бизнеса предполагает:

- упрощение режима совместного и иностранного предпринимательства для стран Северо-Восточной Азии, в том числе за счет распространения режимов ТОСЭР, Свободного порта, технологии индустриальных (промышленных) парков и технопарков на территории края;

- стимулирование долгосрочной научно-технической интеграции региона в пространство АТР для синхронизации процессов разработки и патентования коммерчески адаптированных технологических и технических решений;

- привлечение прямых инвестиций и технологий из развитых стран АТР при условии софинансирования строительства инфраструктуры;

- создание многофункционального миграционного центра для сокращения сроков трудоустройства иностранных рабочих и специалистов, создание открытой международной электронной площадки для облегчения поиска специалистов за рубежом;

- использование преимуществ действующих преференциальных режимов, в том числе на приграничных территориях, для привлечения иностранных и российских инвестиций;

- упрощение регламентных процедур и улучшение инвестиционного климата, в том числе развитие системы гарантий для иностранных инвесторов;

- продвижение инвестиционных возможностей края в зарубежных предпринимательских сообществах;

- широкое распространение принципа "одного окна" в работе с инвесторами.

Интенсификация иностранного туризма.Увеличение масштабов коммерческого туризма, особенно из Китая, которое наблюдается в связи с волатильностью курса российского рубля, является эпизодическим, но может быть переведено на стабильную основу в случае:

- открытия круглогодичного пункта пропуска на российско-китайской границе на о. Большой Уссурийский, что позволит осуществить интеграцию в международные и национальные туристические маршруты китайских регионов;

- развитие премиального сегмента туристских услуг, основными элементами которого могут стать деловой, культурный и экстремальный виды туризма на территории края;

- создание на территории Хабаровского аэропорта круглосуточно функционирующей зоны ожидания для транзитных пассажиров международных рейсов, включающая в себя гостиницу мирового класса, пункты обмена валюты, рестораны и беспошлинные магазины;

- распространения практики безвизового режима (прежде всего восьмидневного в соответствии с режимом Свободного порта) для посещения с туристической целью г. Хабаровска и окрестных зон отдыха, рекреации;

- строительство гостиничных комплексов с конференц-залами дифференцированной ценовой категории на территории г. Хабаровска общей проектной мощностью не менее 2,5 – 3 тыс. мест; возведение торгово-развлекательных комплексов на территории о. Большой Уссурийский и
г. Хабаровска;

- кооперация с международными ассоциациями делового туризма для выхода на мировой рынок туристских услуг.

Интеграция Хабаровской экономической агломерации (Южного приграничного полюса) и открытой приграничной зоны провинции Хэйлунцзян.В провинции Хэйлунцзян уже формируется открытая приграничная зона, к которой могли бы присоединиться входящие в Хабаровскую экономическую агломерацию муниципалитеты Хабаровского края. Это предполагает:

- инициирование внесения изменений в законопроект "Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации", а также принятия поправок в федеральных и международных актах Российской Федерации об упрощении пограничного и таможенного режимов пограничных переходов и прилегающих к ним территорий, формировании правил открытия филиалов зарубежных банков на приграничных территориях и свободного хождения валюты приграничной с Россией страны;

- создание механизма льготного налогообложения бизнеса, не предполагающего экономическую деятельность на территории регистрации, согласно которому предприятие с иностранным капиталом, имеющее российскую юрисдикцию, будет выплачивать налог на прибыль суммарно меньший, чем в рамках иной юрисдикции в странах Северо-Восточной Азии;

- кооперация с фирмами КНР, Республики Корея, КНДР и Японии в создании и развитии южной аграрно-промышленной зоны при условии установления контроля над технологией выращивания сельскохозяйственных культур, с целью поддержки продовольственной и экологической безопасности региона;

- адаптация передовых зарубежных сельскохозяйственных технологий;

- создание благоприятных условий, введение льгот и преференций в целях привлечения иностранных инвестиций в сельское хозяйство;

- организация крупноузловой сборки сельскохозяйственной техники из стран АТР на базе промышленных предприятий г. Хабаровска или создание соответствующих мощностей на территории приграничных муниципальных районов края;

- создание сети сервисного обслуживания и ремонта собираемой сельскохозяйственной техники для обеспечения нужд не только края, но и всего юга Дальнего Востока.

Интеграция транспортного и портово-логистического комплексов прибрежно-морских территорий Хабаровского края в транспортную систему Северо-Восточной Азии за счет:

- создания международного транспортного коридора "Харбин – Тунцзян – Нижнеленинское – Биробиджан – Ванино";

- участия в реализации проектов по развитию российского и китайского ледокольного и транспортного флотов, портов и систем обеспечения безопасности мореплавания для доставки грузов по Северному Морскому пути;

- привлечения иностранных инвесторов к реализации проектов по добыче и переработке водных биоресурсов в рамках ТОСЭР "Николаевск";

- строительства завода по производству сжиженного природного газа в порту Де-Кастри с целью дальнейшего экспорта готовой продукции в АТР;

- модернизации порта Аян для обеспечения экспорта продукции лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) в страны Северо-Восточной Азии.

Интенсификация межрегионального сотрудничества с регионами Российской Федерации в целях обеспечения ускоренного социально-экономического развития края, в том числе посредством:

- содействия реализации крупным межрегиональным инфраструктурным проектам, имеющим значение для комплексного развития нескольких российских регионов, таких как строительство дороги "Якутск – Амга – Усть-Мая – Эльдикан – Югоренок – Нелькан – Аян", расширение пропускной способности Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, развитие портовой инфраструктуры в портах Ванино и Советская Гавань;

- содействия развитию промышленной кооперации между предприятиями края и других регионов России, в том числе за счет размещения заказов на строительство судов и самолетов в крае;

- кооперации с предприятиями российских регионов по внедрению передовых технологий и техники, созданию и развитию технопарков, центров инноваций для реализации стратегического курса на новую индустриализацию;

- создания благоприятных условий, введения льгот и преференций в целях привлечения инвестиций из других субъектов России для реализации проектов на территории края.


Наши рекомендации