Обобщение или резюмирование.

Это выражение основной идеи нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого запутанного высказывания. Если пе­рефразирование охватывает только что высказанные утвер­ждения клиента, то обобщению подлежит целый этап бесе­ды или даже вся беседа.

Специфические цели обобщения:

помогает клиенту:

1. Система­тизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем

2. Способствует со­блюдению последовательности консультирования.

Чаще всего обобщение используетсяв ситуациях (по Ivey (1971)):

- начало бесе­ды, чтобы структурировать ее, объединить ее с прежними беседами;

- при стремлении придать некое направление беседе;

- когда клиент говорит очень долго и запутанно;

- для перехода к другой теме - когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается следующая тема или этап;

- в конце встречи при стремлении подчеркнуть суще­ственные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

5. Отражение содержания и чувств – происходит через перефразирование и обобщение

Отражать содержание высказываний клиента - перефразировать их или обобщить не­сколько мыслей клиента.

Ошибка: чрезмерное внимание отражению содержания.

Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.

Отражение чувств - разница лишь в том, что здесь внимание сосредоточивается не на содержании, а на том, что скрыто за содержанием.

Значение техники отражения чувств - одна из главнейших техник консультирования в том аспекте, что является глубокой техникой.

Считается, что она открыта К.Роджерсом, но признается, используется во всех направлениях консультирования.

А именно всеми направлениями признается роль чувств в процессе консультирования.

Образное представление о роли чувств в консультировании:

1) Психотерапию часто сравнивают с речным потоком, где рябь на поверхности соответствует содержанию высказываний. Но гораздо важнее подводные течения — чувства, обусловливающие содержание.

2) Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии подобны крови в хирургии (Bugental (1987)), т.к.:

· они неизбежны;

· выполняют очистительную функцию (очищают душу);

· стиму­лируют заживление (заживляют душевные раны).

Динамика изменений чувств в консультировании:

1. Клиент вначале имеет тенденция объективировать свои чувства, рассматривать их объектно, как о чем-то отдельном от себя - говорит о своих чувствах «оно» или «они». Поначалу соответствует полезной защитной функции.

2. Многие его чувства остановлены - человек не дает себе их переживать. Чувства – энергия.

Если чувство-энергия остановлено, происходит блокировка потока психической энергии.

Остановка чувств имеет последствия:

1) часть человека отсутствует в контакте, он не может быть эффективным: результативность деятельности падает, отношения страдают (отсутствует понимание и полнота, удовлетворенность);

2) чувство никуда не девается, а дает о себе знать в самый неподходящий момент (усталость, болезнь, увеличение внешних факторов, когда становится много всего, тогда невозможно контролировать, расслабленность (резко меньше всего) сопротивление падает).

3. Подавленное чувство дает о себе знать:

· либо в адекватной ситуации, но неожиданно для самого человека, несмотря на то, что он решил не показывать свое чувство или не допускать его в душе, но с неадекватно преувеличенной силой, т.к. человек его давил;

· либо часто вообще неадекватно - совершенно в другой ситуации - на непредсказуемый заранее стимул (может на незначительный – еще что-то добавилось и переполнило чашу терпения - прорвало, на тот стимул, где человек может себе позволить, меньше сдерживает себя, на новый стимул, напоминающий и др.)

· Высказывая чувства, обозначая их – клиент проделывает, так называемую, «работу чувств» – проживает их, в результате либо происходит катарсис – очищение, т.е. клиент освобождается от них, они его больше не волнуют, не беспокоят, либо начинает ими владеть, а не они им.

Возникновение к-л чувств человек не может контролировать, но может и должен научиться контролировать выражение и протекание этих чувств, на это и нужно направить все свои усилия и постоянно совершенствоваться в этом, т.к. способы выражения безграничны – это жизнетворчество, а некоторые люди стараются копировать к-л, или найти прямые рекомендации, шаблоны, образцы, они м.б., но примерные, а расширять и прикладывать к ситуации необходимо самим. Кроме того, часто важнее нюансы чувств, они играют определяющую роль в ситуации и точность определения именно разных чувств в один момент – тогда важна полнота их выражения для другого человека, чтобы он верно вас понял, правильно отнесся.

На чувства не распространяются оценочные категории; чувства не могут быть «правильными» или «нeправильными». А вот на идеи распространяются категории «истинного» и «ложного». Однако оценивание мыслей возможно только после того, как прояснены чувства.

В целом, чувства требуют:

1. Принятия – какие бы они ни были (неудобные, неуместные, неприятные, слишком приятные, тревожащие, непредполагаемые)

2. Точного, адекватного выражения – ситуации, важности контакта с другим человеком, учета своих ценностей, потребностей.

Однако, специалисты подчеркивают, что хотя чувства очень важны в процессе консультирования, но они не являются самоцелью, их выражение является в консультации все же средством, условием достиже­ния целей консультирования.

Сущность метода отражения чувств:

· Консультант воспринимает скрытые чувства, лежащие в основе того, что говорит клиент, т.е. что стоит за содержанием

· Передавать клиенту то, что замечает с помощью фразы и местоимения «вы» — «вы чувству и «вы думаете...».

Например: «Вы, по-видимому, чувствуете, что вам пора принять решение; однако вам трудно это сделать».

Правила техники:

· консультант должен быть очень чутким

· необходимо обращать внимание не только на рассказ клиента, но и на невербальные, околоречевые средства: его эмоциональный тон, позу, выражение лица, на различные намеки,

· обращать внимание на умалчивания, паузы - чувства и мысли могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому

· учитывать все эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные и амби­валентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта.

· особенно важно прояснение, проживаниесильныхчувств: страх, боль, тревога, жалость, надежда, злость и др. Например, выявление сильных негативных чувств удерживает от реализации антисоциальных намерений.

·

Например:

Клиентка: Об этом трудно не только говорить, но даже ду­мать: уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.

Консультант; Грустно смотреть, как Вы боитесь и избега­ете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.

Клиентка: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю...

Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не мо­жете решить, действительно ли хотите этого мужчину.

Клиентка: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?

Консультанту Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботит­ся о Вас.

Специфические функции, цели отражения чувств:

2. Помогает клиенту погрузиться вглубь себя (проникнуть через систему эго-защиты) прикоснуться к своим неизведанным, неосознанным чувствам, лучше осознать их и эффективней регулировать.

3. Отражение полезно тем, что побуждает клиента присвоить себе свои чувства и стать их хозяином, начать думать о выражаемых им чувствах и идеях как о части собственной личности, а не как о чем-то внешнем для него. Фокусируется внимание клиента на сугубо субъективной компоненте его чувств.

4. Консультант стремится помочь клиенту разобраться в своих нередко противоречивых чувствах, испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств.

5. Обобщение чувств позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. Особенно важно обобщение амбивалентных, полярных чувств по отношению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви.

6. Прояснение чувств ведет к прояснению бессознательных идей и опыта, лежащих в основе этих чувств.

Когдаобязательнообращать внимание на чувства:

1. Когда они вызывают проблемы в консультировании.

Например, "Сегодня Вы кажетесь довольно злым", чтобы обсуждение способствовало устранению препятствия для поддержания консультативного контакта. Такое обсуждение также помогает ему допустить нормальность своих отрицательных чувств, а также уменьшить их интенсивность, Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.

2. Могут поддержать клиента, помочь ему.

Особенно выделяются страх, тревога, злость, враждебность.

Например, если клиенту трудно уйти с работы раньше времени, но он приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметите: «Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!"

Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному "продвижению" в преодолении депрессии.

Наши рекомендации