Процессы, протекающие в информационных системах
Информационный процесс – «процесс создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации» [Закон РФ «Об участии в информационном обмене» от 04.07.1996, № 85-ФЗ].
Информационный ресурс – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем) [Закон РФ «Об участии в информационном обмене»].
В нормативно-правовом аспекте документ определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы.
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить состоящими из следующих блоков:
· ввод информации из внешних или внутренних источников;
· обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
· вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
· обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Информационные процессы реализуются с помощью информационных процедур, реализующих тот или иной механизм переработки входной информации в конкретный результат.
Различают следующие типы информационных процедур:
1. Полностью формализуемые, при выполнении которых алгоритм переработки информации остается неизменным и полностью определен (поиск, учет, хранение, передача информации, печать документов, расчет на моделях).
2. Неформализуемые информационные процедуры, при выполнении которых создается новая уникальная информация, причем алгоритм переработки исходной информации неизвестен (формирование множества альтернатив выбора, выбор одного варианта из полученного множества).
3. Плохо формализованные информационные процедуры, при выполнении которых алгоритм переработки информации может изменяться и полностью не определен (задача планирования, оценка эффективности вариантов экономической политики).
Функции информационных подразделений, создающих и поддерживающих информационные системы (служба администратора): оповещение и обработка запросов; поддержание целостности и сохранности информации; периодическая ревизия информации; автоматизация индексирования информации.
В целом информационные системы определяется следующими свойствами:
· любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
· информационная система является динамичной и развивающейся;
· при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
· выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
· информационную систему следует воспринимать как человеко-машинную систему обработки информации.
Внедрение информационных систем может способствовать:
· получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов;
· освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
· обеспечению достоверности информации;
· совершенствованию структуры информационных потоков (включая систему документооборота);
· предоставлению потребителям уникальных услуг;
· уменьшению затрат на производство продуктов и услуг (включая информационные).
Этапы развития информационных систем
Этапы развития информационных систем и цели их использования представлены в таблице 1.1.
Первые информационные системы появились в пятидесятых годах. Они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
Таблица 1.1. Этапы развития информационных систем
Период времени | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
1950-1960 годы | Бумажный поток расчетных документов | Электромеханические бухгалтерские машины | Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты |
1960-1970 годы | Помощь в подготовке отчетов | Управленческие инфор-мационные системы для производственной информации | Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970-1980 годы | Управленческий контроль процессов | Системы поддержки принятия решений | Выработка рациональных решений |
с 1980 года по н/в | Информация — страте-гический ресурс, обеспе-чивающий конкурентное преимущество | Стратегические инфор-мационные системы. Автоматизированные офисы | Выживание и процветание организации |
Шестидесятые годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.
В семидесятых – начале восьмидесятых годов информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу восьмидесятых годов концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.