Определение и классификация информационных систем. Информационный процесс.

Определение и классификация информационных систем. Информационный процесс.

Содержание

1.1. Определение информационной системы. Выполняемые функции.

1.2. Классификация информационных систем.

1.3. Автоматизированные информационные системы.

Ключевые слова.Информационный процесс. Информационная система. Организационно-экономические системы. Система управления. Экспертная система. Система обучения. Информационно-вычислительная система. Информационно-справочная система.

Понятие информационной системы

Система(system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называютподсистемами.

Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.

Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы.
Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.

Информационная система— это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, тех­ническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без кото­рого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными система­ми. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ].

Этапы развития информационных систем

Этапы развития информационных систем и цели их использования представлены в таблице 1.1.

Первые информационные системы появились в пятидесятых годах. Они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханичес­ких бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

Таблица 1.1. Этапы развития информационных систем

Период времени Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования
1950-1960 годы Бумажный поток расчетных документов Электромехани­ческие бухгалтерские маши­ны Упрощение процедуры об­работки счетов и расчета зарплаты
1960-1970 годы Помощь в подго­товке отчетов Управленческие инфор-ма­ционные системы для про­изводственной информации Ускорение процесса подго­товки отчетности
1970-1980 годы Управленческий контроль процессов Системы поддержки приня­тия решений Выработка рацио­нальных решений
с 1980 года по н/в Информация — страте-гический ресурс, обеспе-чивающий конкурентное преиму­щество Стратегические инфор-маци­онные системы. Автоматизированные офисы Выживание и процветание организации

Шестидесятые годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информа­ция, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.

В семидесятых – начале восьмидесятых годов информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу восьмидесятых годов концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя во­время нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достой­ных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Типы информационных систем

Определение и классификация информационных систем. Информационный процесс.

Содержание

1.1. Определение информационной системы. Выполняемые функции.

1.2. Классификация информационных систем.

1.3. Автоматизированные информационные системы.

Ключевые слова.Информационный процесс. Информационная система. Организационно-экономические системы. Система управления. Экспертная система. Система обучения. Информационно-вычислительная система. Информационно-справочная система.

Наши рекомендации