Аромакология и психолингвистика
Под воздействием слов человек ощущает тот или иной запах. Поэтому язык политиков и журналистов всегда полон соответствующими метафорами: «запахло жареным», «запах измены»... Одна из сильнейших метафор, надолго отшибающая здравый смысл — «запах крови». Запуская ее в массовое сознание, можно легко вызвать соответствующие настроения в обществе. Используя эту метафору, политики и военные нередко действительно устраивают небольшой кровавый спектакль, чтобы вызвать психологический шок у граждан.
Психолингвистика – это сравнительно новое направление в лингвистике, которое изучает влияние слов на подсознание человека. Определив репрезентативную систему у большинства представителей целевой аудитории можно без труда воздействовать на их отношение к брэнду. Манипулирования по средствам психолингвистики в аромакологии можно добиться, отправляя сообщения кинестетической модальности реципиента. А если целевая группа в большинстве кинестетики, то это напрямую отразится на эффективности воздействия.
Использовать слова с ароматической нагрузкой можно как в PR-текстах, на выставках, презентациях, пресс-конференциях, так и при написании текстов спичрайтерами.
Заключение
Проведенный анализ технологии воздействия дал ответы на все вопросы, которыми мы задались, приступив к работе. Те несколько месяцев, которые мы посветили данному исследованию, не прошли даром. Нам удалось выяснить, что аромакологию можно выделить в отдельную науку, что обоняние – это эффективный канал коммуникации, а технологии аромакологии являются эффективными при воздействии на реципиента и могут применяться при формировании паблицитного капитала наравне с использованием аудиального и визуального каналов коммуникации.
Мы нашли применение аромакологии почти во всех направлениях PR.
Сфера применения аромакологии постепенно выходит за рамки профилактических и лечебных целей. В ближайшее время, благодаря нашим единомышленникам, обоняние как канал коммуникации будет использоваться на все 100%. Данное направление должно произвести переворот во взглядах современных теоретиков, изучающих каналы коммуникации.
Список использованной литературы
1. Шевнин И.А. 7-я специализированная выставка-семинар МЕДИА (полиграфия & реклама)// внутрикорпоративная газета «PR-брейк», 01.10.2003
2. В Париже представлен первый в мире пахнущий интернет-сайт.- по материалам NEWSru.com, 25.02.2002
3. Джедулла Анна. Апельсиновый аромат помогает победить страх перед бормашиной// «Facty i kommentarii», 19.01.2001
4. Жирицкая Е. Аромакология: миф или будущее индустрии?
// «Новости в мире косметики», 20.05.2003
5. Котенкова Е.В. Запахи и их значение в жизни человека// Человек и его здоровье, 20.03.2003
6. Материалы сайта косметической фирмы «Shiseido» http://www.hermitage.msk.ru
7. Материалы сайта косметической фирмы «Dermajetics» http://www.dermajetics.samara.ru
8. Миргородская С. А. Аромалогия: QUANTUM SATIS. — М.: “НАВЕУС”, 1999. —272с.
9. Молчанов И. Мир запахов и управление человеческим поведением.- http://www.dere.ru/library/psy_factor/molchanov_zapah.html
10. Москалев С.Э. АТТАР// Наука и Религия, 28.07.1998
11. Найдено объяснение механизму выбора сексуального партнера.- Lenta.Ru, 15.03.2002
12. Плужников М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков.- М.: Мол. гвардия, 1991.
13. Пощупай это через интернет! - по материалам сайта Утро.Ru, 31.10.2002
14. Скорикова Е.Л. Участие в выставках: как привлечь на стенд клиентов и спрогнозировать эффект от участия, «7-я специализированная выставка-семинар МЕДИА (полиграфия & реклама)», 03.09.2003
15. Скурихов И.М. Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика.- М.: Высш. шк., 1991.- 85с.
16. Сумеет ли аромакология доказать свое право на жизнь? - Информационное агентство cosmopress.com, 02.11.2002
17. Тимохов В. Чем дело пахнет? Возможности применения запахов в рекламе и бизнесе//«Рекламное Измерение», № 1 1994, № 13-14 1995
18. Atkins P.W. «Molecules»/ Scientific American Library, A Division of HPHLP, New York, 1998
19. Ben-Arie N, Lancet D, Taylor C, Khen M, Walker N, Ledbetter DH, Carrozzo R, Patel K, Sheer D, Lehrach H, North MA. Olfactory receptor gene cluster on human chromosome 17: possible duplication of an ancestral receptor repertoire.- Hum Mol Genet, 1994.- 3: 229–235p.
20. Brand-Arpon V, Rouquier S, Massa H, de Jong PJ, Ferraz C, loannou PA, Demaille JG, Trask BJ, Giorgi D. A genomic region encompassing a cluster of olfactory receptor genes and a myosin light chain kinase (MYLK) gene is duplicated on human chromosome regions 3q13-q21 and 3p13.- Genomics, 1999.- 56: 98–110p.
21. Buck L, Axel R. A novel multigene family may encode odorant receptors: a molecular basis for odor recognition.- Cell 1991.- 65:175–187p.
22. Buck LB. The olfactory multigene family.- Curr Biol, 1992.- 2: 467–473p.
23. Buck LB: Information coding in the vertebrate olfactory system.- Annu Rev Neurosci, 1996.- 19:517–544p.
24. Buettner JA, Glusman G, Ben-Arie N, Ramos P, Lancet D, Evans GA. Organization and evolution of olfactory receptor genes on human chromosome 11.- Genomics, 1998.- 53: 56–68p.
25. Fan W, Liu YC, Parimoo S, Weissman SM. Olfactory receptor-like genes are located in the human major histocompatibility comples.- Genomics, 1995.- 27: 119–123p.
26. Glusman G, Clifton S, Roe B, Lancet D. Sequence analysis in the olfactory receptor gene cluster on human chromosome 17: recombinatorial events affecting receptor diversity.- Genomics 1996.- 37: 147–160p.
27. Hildebrand JG, Shepherd GM. Mechanisms of olfactory discrimination: converging evidence for common principles across phyla.- Annu Rev Neurosci 1997.- 20:595–631p.
28. Kendall «Hunt Publishing Company» American Chemical Society Shepherd GM: Discrimination of molecular signals by the olfactory receptor neuron – Neuron: 1994.- 771–790p.
29. Lancet D, Ben-Arie N. Olfactory receptors.- Curr Biol,1993.- 3:668–674p.
30. Mombaerts P: Molecular biology of odorant receptors in vertebrates.- Annu Rev Neurosci, 1999.-22:487–509p.
31. Parmentier M, Libert F, Schurmans S, Schiffmann S, Lefort A, Eggerickx D, Ledent C, Mollereau C, Gerard C, Perret J. Expression of members of the putative olfactory receptor gene family in mammalian germ cells.- Nature 1992.- 355: 453–455p.
32. Peter Mombaerts. Odorant receptor genes in humans. «Current Opinion in Genetics & Development», Vol. 9, No. 3, P. 315-320. 1999
33. Rouiquier S, Taviaux S, Trask BJ, Brand-Arpon V, van den Engh G, Demaille J, Giorgi D. Distribution of olfactory receptor genes in the human genome.- Nat Genet, 1998.- 18: 243–250p.
34. Rouquier S, Friedman C, Delettre C, van den Engh G, Blancher A, Crouau-Roy B, Trask BJ, Giorgi D. A gene recently inactivated in human defines a new olfactory receptor family in mammals.- Hum Mol Genet, 1998.- 7: 1337–1345p.
35. Schurmans S, Muscatelli F, Miot F, Mattei MG, Vassart G. The OLFR1 gene encoding the HGMPO7E putative olfactory receptor maps to the 17p13 > p12 region of the human genome and reveals an Mspl restriction fragment length polymorphism.- Cytogenet Cell Genet, 1993.- 63: 200–204p.
36. Selbie LA, Townsend-Nicholson A, lismaa TP, Shine J. Novel G-protein-coupled receptors: a gene family of putative human olfactory receptor sequences.- Mol Brain Res, 1992.- 13: 159–163p.
37. Skoufos E, Healy MD, Singer MS, Nadkarni PM, Miller PL, Shepherd GM. Olfactory receptor database: a database of the largest eukaryotic gene family.- Nucleic Acids Res,1999.- 27:343–345p.
38. Sullivan SL, Adamson MC, Ressler KJ, Kozak CA, Buck LB. The chromosomal distribution of mouse odorant receptor genes.- USA: Proc Natl Acad Sci, 1996.- 93: 884–888p.
39. Trask BJ, Friedman C, Martin-Gallardo A, Rowen L, Akinbami C, Blankenship J, Collins C, Giorgi D, ladonato S, Johnson F. Members of the olfactory receptor gene family are contained in large blocks of DNA duplicated polymorphically near the ends of human chromosomes.- Hum Mol Genet, 1998.- 7: 13–26p.
40. Trask BJ, Massa H, Brand-Arpon V, Chan K, Friedman C, Nguyen TO, Eichler E, van den Engh G, Rouquier S, Shizuya H, Giorgi D. Large multi-chromosomal duplications encompass many members of the olfactory receptor gene family in the human genome.- Hum Mol Genet, 1998.- 7: 2007–2020p.
Приложение №3 Анкета №1
№ | ВОПРОС | ДА | НЕТ |
1. | Как Вы думаете, обоняние – это эффективный канал коммуникации? | ||
2. | Вы сталкивались с литературой по аромакологии? | ||
3. | Хотели бы Вы больше знать об этой технологии манипулирования? | ||
4. | Вы когда-нибудь слышали, что воздействие на обоняние используют в рекламных акциях? | ||
5. | Вы когда-нибудь слышали, что воздействие на обоняние используют в PR-акциях? | ||
6. | Вы когда-нибудь использовали технологии аромакологии в PR? |
Приложение №4 Анкета №2
№ | ВОПРОС | ДА | НЕТ |
1. | В привлекательности противоположного пола запах играет большую роль? | ||
2. | «ЛИМОН» - сейчас вы почувствовали вкус и аромат цитрусовых? | ||
3. | Когда Вы совершаете покупку, то сознательно выбираете её по запаху? | ||
4. | Вы когда-нибудь покупали вещь, только потому, что она хорошо пахнет? | ||
5. | Вы когда-нибудь замечали, что офис фирмы сознательно ароматизируют (поддерживая корпоративный имидж посредствам аромакологии)? | ||
6. | Посещая магазин, кинотеатр, учреждение, Вы замечали запахи, применяемые в рекламных (PR) целях? |
Приложение №5 Текст памятки, которая прилагалась к японским курительным палочкам — "Ко" фирмы "Morning star"
Когда и где использовать:
ü Используйте Ко, когда у вас дома собирается компания или семейное собрание, или когда вы слушаете музыку, читаете, или желаете расслабиться, или медитировать.
ü Используйте их просто, когда вы отходите на отдых – это поможет вашему сну.
ü Используйте их в офисах, в конференц-залах и в приемных для создания настроения покойного или мирного удобства, для создания атмосферы приятной неофициальности, веселья и праздничности на бизнес встречах.
ü Используйте их в одежных шкафах для придания аромата одежде и белью.
ü Используйте Ко везде и во всяком случае. Элегантный аромат создаст настроение спокойствия, покоя ума и расслабит дух и тело.