Сценарии текущего содержания
Выбранные сценарии текущего содержания стрелочных переводов были выстроены в определенной последовательности в соответствии с регламентом периодического шлифования рельсов и ожидаемым сроком их службы:
сценарий 0: шлифование рельсов не проводится, ожидаемый срок службы 20 лет;
сценарии 1-3: шлифование рельсов проводится каждый второй или третий год, ожидаемый срок службы в диапазоне от 25 до 30 лет;
сценарий 4: временной регламент шлифования рельсов соответствует современной практике текущего содержания стрелочных переводов на рассматриваемой линии ОВВ; ожидаемый срок службы 30 лет.
Применительно к сценариям 0,3 и 4 в рамках исследования рассматривались также дополнительные варианты.
Параметры каждого сценария были детализированы в целях получения объективного представления о том, каким образом различные мероприятия текущего содержания стрелочных переводов влияют на конечные результаты. Чтобы получить комплексную оценку издержек, расчеты по каждому из сценариев производились четырьмя методами: по потокам платежей (cash flow, CF), по чистой приведенной стоимости (net present value, NPV) со ставкой дисконтирования 4%, по вариантам с учетом и без учета финансовых потерь, вызванных прерыванием эксплуатационной работы при проведении на линии мероприятий текущего содержания стрелочных переводов.
В исследовании были задействованы все имеющиеся на выбранной линии марки стандартных одиночных стрелочных переводов, а именно: EW190, EW300, EW500, EW760и EW1200 (цифры в маркировке показывают радиус стрелочного перевода в метрах). Исследованием были также охвачены два типа стрелочных переводов: марки lv BW для кривых радиусом от 600 до 3000 м и марки sv BW для кривых радиусом от 200 до 600 м. Однако в этих случаях расчеты производились только для сценариев 0 и 4.
Стрелочные переводы в кривых (в отличие от уложенных в прямых) подвергаются значительно большему воздействию динамических сил, провоцируемых любыми неровностями рельсов, вследствие чего их общее техническое состояние ухудшается гораздо более быстрыми темпами. Здесь намного быстрее развиваются дефекты усталостного характера в контакте качения. Как следствие, срок службы таких стрелочных переводов и их отдельных конструкционных компонентов заметно короче, а требования к текущему содержанию существенно жестче.
Сценарий 0 является опорным: суммарные затраты по данному сценарию приняты за 100%. Результаты расчета структурированы с выделением капитальных затрат, затрат на текущее содержание и, где это возможно, финансо- вых потерь, вызванных нарушениями эксплуатационного процесса.
По каждому типу стрелочного перевода расчетным путем было определено влияние на итоговые затраты каждого вида мероприятий его текущего содержания. Таким образом были выяснены пределы, в которых дополнительные меры профилактики могут оказывать влияние на затраты жизненного цикла стрелочных переводов.
Интерпретация результатов
Анализ полученных затрат жизненного цикла в контексте их сопоставления показал, что независимо от применяемого метода расчета типы стрелочных переводов стабильно располагаются в одной и той же последовательности. Доли суммарных затрат меняются, но не более чем на несколько процентов.
Предусмотренное сценарием периодическое шлифование рельсовых элементов стрелочных переводов в каждый второй год позволяет, согласно оценкам, продлить срок службы стрелочных переводов на 5 лет и уменьшить затраты их жизненного цикла соответственно на 12-14,8% (согласно расчету по методу CF без учета финансовых потерь, вызванных нарушениями эксплуатационного процесса) и на 19,3 - 20,2% (по методу NPV также без учета упомянутых финансовых потерь).
Применение периодического шлифования в каждый третий год, предусмотренное сценарием 2, может сократить суммарные затраты соответственно на 14-16,3% (по методу CF без учета финансовых потерь, вызванных нарушениями эксплуатационного процесса) и на 20,6-21,2% (по методу NPV без учета этих потерь). В данном сценарии не принимается в расчет какое-либо уменьшение в перспективе объемов других работ по текущему содержанию стрелочных переводов и увеличение сроков службы стрелочных переводов в целом и их конструкционных компонентов. Сценарий 3 рассматривает ситуацию с двухлетним циклом шлифования и проведением других мероприятий текущего содержания. Его ожидаемый результат — срок службы стрелочных переводов 30 лет. Современный регламент текущего содержания стрелочных переводов на сети ОВВ позволяет в общем случае обеспечить срок их службы на уровне 30 лет. Оптимизированный вариант, представленный сценарием 4Ь, предлагает дополнительные преимущества в части экономии затрат жизненного цикла стрелочных переводов. Согласно данным расчета по методу CF без учета потерь, вызванных проведением мероприятий текущего содержания, эти затраты снижаются на 32,5-32,6%. По методу NPV с учетом упомянутых потерь расчетная экономия затрат жизненного цикла стрелочных переводов составляет 35,8-36,7%, без них —увеличивается до 36,9 - 37,3%.
Разброс результатов, полученных применительно к стрелочным переводам разных типов, достаточно мал. Поэтому один из выводов рассматриваемого исследования заключается в том, что в условиях оптимизированной стратегии текущего содержания тип стрелочного перевода не оказывает значимого влияния на достигаемые с ее помощью размеры экономии затрат жизненного цикла.
Сопоставление сценариев 1 и 2 показывает, что переход от трехлетнего к двухлетнему циклу шлифования рельсовых элементов стрелочных переводов, увеличивающий объем соответствующих работ на 50%, ведет к росту затрат жизненного цикла стрелочных переводов всего на 1,3%, а достигаемая при этом экономия затрат жизненного цикла составляет 5%. Потенциальное повышение качества поверхности рельсов может позволить отложить или отменить вовсе некоторые другие работы текущего содержания стрелочных переводов. Следует отметить, что встраивание дополнительного цикла работ по шлифованию в 30-летний срок службы стрелочного перевода повышает суммарные затраты его жизненного цикла на 0,3 - 0,7% в зависимости от типа данного обустройства и временного регламента проведения шлифования.
И наоборот, разовое сокращение интервала проведения шпало-подбивочных работ в течение срока службы стрелочного перевода повышает суммарные затраты его жизненного цикла на 0,7-1,6% (опять же в зависимости от временного регламента этих работ), а системное уменьшение этого интервала с 3 до 2 лет ведет к повышению затрат жизненного цикла стрелочного перевода на 2,1%.
Изменение срока службы оказывает заметное влияние на суммарные затраты жизненного цикла. Если ожидаемый средний срок службы стрелочного перевода EW500 уменьшится на один год, с 30 до 29 лет, суммарные затраты увеличатся на 3,1%, а если он уменьшится еще на один год, затраты вырастут на 6,4%.
На относительно небольшой железнодорожной сети ОВВ имеется порядка 2000 стрелочных переводов.
Если уменьшение срока службы стрелочных переводов на один год затронет только10%изних, финансовые потери ОВВ оставят3,45 млн. евро.
Затраты жизненного цикла стрелочного перевода можно сократить на величину до 37% в варианте отсутствия шлифования в зависимости от использованного метода расчета, но эта величина зависит от метода расчета и учета дополнительных потерь. В абсолютных величинах снижение этих затрат в расчете на один стрелочный перевод может составить 200 - 300 тыс. евро. Оптимизация комплекса текущего содержания 100 стрелочных переводов способна в расчете на весь их жизненный цикл обеспечить суммарную экономию затрат в размере как минимум 20млн евро.
Шлифование рельсовых элементов стрелочных переводов в кривых дает заметно больший положительный эффект (вплоть до 40% экономии затрат), чем на прямых участках пути. Однако срок их службы, равный 27 годам, без машинного шлифования представляется нереальным. Если реализовать все другие преимущества оптимизации комплекса текущего содержания, то в расчете на один стрелочный перевод в кривой радиусом более 600 м можно получить суммарную экономию в размере от 255 тыс. до 425 тыс. евро. А в кривых меньшего радиуса экономия может быть даже большей — при предполагаемом сроке службы стрелочного перевода23 года она, согласно оценкам, возможна в диапазоне от 240 тыс. до 509 тыс. евро.
Величины экономии, полученные расчетным путем, представляют собой достаточно осторожную консервативную оценку, поскольку на практике шлифование зачастую проводят на главных путях, не затрагивая ответвлений на боковые направления. Опыт показывает, что если на ответвлениях проводить шлифование через раз, то это не будет сказываться отрицательно на качестве пути в целом. В то же время в рамках проведенного исследования подсчет затрат осуществлялся в предположении, что на отклоняющихся путях шлифование проводится столь же часто, как и на главных. Не учитывались также некоторые другие статьи экономии затрат, но при всем при этом расчетным путем получены устойчивые результаты, наглядно демонстрирующие преимущества от внедрения оптимизированной стратегии текущего содержания стрелочных переводов.
Данные расчетов указывают на возможность получения экономии затрат в размере 37% за счет увеличения срока службы стрелочных переводов в целом и их отдельных конструкционных компонентов. Такой результат предполагает, что компоненты стрелочных переводов будут высококачественными, а их текущее содержание — рациональным и своевременным.
Анализ изменений циклов подбивки балласта и шлифования рельсов показывает, что обе эти меры влекут за собой снижение затрат жизненного цикла стрелочных переводов. Небольшое увеличение суммарных затрат, привносимое встраиванием в регламент шлифования дополнительного цикла, в значительной мере компенсирует возможное сокращение срока службы стрелочных переводов, вызванное уменьшением финансирования их текущего содержания.
Применение шлифования в части влияния на срок службы стрелочного перевода можно сравнить с заменой конструкционных компонентов, несущих наибольшую нагрузку. На примере стрелочного перевода EW500 показано, что сокращение его ожидаемого срока службы на один год приведет к увеличению суммарных затрат более чем на 17 тыс. евро. И наоборот, продление его срока службы на один год позволит сэкономить свыше 14 тыс. евро.