Теоретические аспекты дистанционного обучения

Введение

Организация обучения с использованием дистанционных технологий становится всё более распространённым в системе образования. Широкое использование дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) позволяет обеспечить равные права граждан Российской Федерации на получение качественного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. На сегодняшний день накоплен значительный опыт использования дистанционных образовательных технологий и моделей дистанционного обучения в Российской Федерации и регионах.

Одной из актуальных задач развития системы образования в Санкт-Петербурге является разработка электронных ресурсов для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дистанционном режиме. Санкт-Петербургским ресурсом дистанционного обучения обучающихся, в том числе детей с ОВЗ является портал дистанционного обучения http://do2.rcokoit.ru,разработанный специалистами ГБОУ ДПО «Санкт-Петербургским центром оценки качества образования и информационных технологий» (СПб ЦОКО и ИТ).

Настоящие методические рекомендации составлены на основе анализа содержания портала http://do2.rcokoit.ru.(СПб ЦОКО и ИТ), опыта его использования в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга, а также учебно-методических материалов, исследований в области дистанционного обучения, размещённых на официальных сайтах образовательных организаций, и профессиональных сообществах социальной сети Googl+.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основные понятия

В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 определяются понятия электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Определение понятия дистанционное обучение (ДО)можно найти вглоссарии Российского образовательного портала (http://edu.ru/), где ДО определяется как «способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся». Основные принципы данной формы обучения отражены в следующем определении: «Дистанционное образование (обучение) – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и учащихся в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени»[1].

К основным ДОТ относятся:

Кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения.

Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств.

Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Для построения дистанционного обучения необходимо внедрение системы дистанционного обучения, которая обеспечит предоставление необходимых для организации и проведения обучения сервисов. В настоящее время под системой дистанционного обучения понимается специальная учебная среда, которая позволяет комментировать работу ученика, давать рекомендации по исправлению ошибки и работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Современные системы дистанционного обучения обеспечивают:

- централизованное автоматизированное управление обучение;

- быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента;

- поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;

- персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;

- широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

Современные системы дистанционного обучения основываются на использовании специальных инструментальных средств и оболочек для разработки курсов. Это использование имеет следующие преимущества:

- существенно снижается время на разработку курсов;

- снижаются общие затраты образовательной организации на разработку и использование курсов ДО;

- обеспечивается современный уровень функциональных и коммуникационных возможностей и пользовательского графического интерфейса курса;

- исключаются многие ошибки начинающих разработчиков курсов ДО.

Рекомендации по организации обучения в дистанционной форме

Целевую группу составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером, а также дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования.

Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ может быть реализовано различными формами:

- очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента[2] для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);

- индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, онлайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары[3]);

- занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернетвещания);

- самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер ICQ, номер SKYPE или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).

Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме офлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.).

Следует отметить, что практически все специалисты, серьезно занимающиеся организацией учебного процесса в дистанционной форме, пришли к убеждению в том, что полная индивидуализация мало эффективна. Важно понимать, что развивая ребёнка удалёнными способами, не решается главная проблема – социализация детей среди сверстников. Учитывая данный фактор, рекомендовано использовать дистанционное обучение в сочетании с традиционным форматом обучения.

Рекомендации разработчикам электронных учебных курсов

На портале дистанционного обучения http://do2.rcokoit.ru. представлено более 90 учебных курсов по программам общего и дополнительного образования.

Пул курсов содержит дистанционные курсы, прошедшие экспертизу, по следующим направлениям:

-учебные курсы: начальная школа; основная школа; старшая школа;

-дополнительное обучение;

-электронный дневник.

Здесь же размещены методические рекомендации для педагогов, которые хотят разработать свои учебные курсы.

Методические рекомендации «Педагогический дизайн дистанционных курсов», в которых педагоги могут познакомиться с вопросами педагогического дизайна курсов, суть которого заключается в логичном и системном подходе к разработке контента, когда внимание авторов-разработчиков уделяется не только внешнему оформлению, но и грамотному распределению знаний в курсе.

Для создания преподавателями авторского электронного учебного курса могут использоваться редакторы, встроенные в конкретную систему дистанционного обучения (СДО), и дополнительные программные средства - специальные редакторы для создания электронных учебных курсов.

Специальные редакторы для создания электронных учебных курсов имеют инструментарий, который позволяет разработчику подготовить текстовый учебный материал, оформить его иллюстративными элементами, сверстать с использованием стилей оформления, разработать различные варианты электронных версий тестов и др.

Методистами сектора ДО отдела учебно-методической работы РЦОКОиИТ разработаны следующие рекомендации к составу курса ДО:

I. Введение

- Название курса

- Введение

- Цели и задачи

- Список литературы

- Список и ссылки на интернет ресурсы

- список на производителей ПО (если таковые есть)

- Форум новостной (доска объявлений для слушателей курса)

- Форум общих обсуждений по курсу

- Глоссарий

- Входной тест

- Чат

II. Модуль №1

- Название модуля

- Цели и задачи

- тест по пройденному материалу

- лекционный материал, может быть выполнен в виде:

1. Презентации (сохраненной в виде демонстрации)

2. Файла PDF

3. Встроенного редактора лекционного материала в moodle

- Задание на закрепление пройденного материала

- Упражнение на закрепление пройденного материала (кроссворд и т.д.)(moodle 1.9x)

- Тест для самооценивания

III. Модуль №n

- Название модуля

- Цели и задачи

- Тест по пройденному материалу

- Лекционный материал, может быть выполнен в виде:

1. Презентации (сохраненной в виде демонстрации)

2. Файла PDF

3. Встроенного редактора лекционного материала в moodle

- Задание на закрепление пройденного материала

- Упражнение на закрепление пройденного материала (кроссворд и т.д.)(moodle 1.9x)

- Тест для самооценивания

IV. Итоговый модуль

- Название модуля

- Цели и задачи

- Итоговое задание

- Итоговый тест для самооценки

- Рефлексивная анкета по курсу

- Опрос

В «Пуле курсов» созданы учебные курсы, по умолчанию в каждом курсе создано 10 учебных модулей и новостной форум. Если педагог хочет самостоятельно размещать свои материалы в категории своего ОУ, может запросить импорт данного курса.

Приведем пример учебного курса по информатике и ИКТ для 8 класса. Учебные элементы и модули дистанционного обучения состоят из: лекции, задания, рабочей тетради, теста, «HotPot», гиперссылки, страницы, файла, глоссария. Учебный элемент «Лекция» предназначен не только для самостоятельного изучения материала, но и для контроля с разными наборами вопросов: задание на множественный выбор, задание на соответствие. Модули «Страница» и «Гиперссылка» позволяют встроить интерактивные лекции, задания и тесты, добавляя URL-адреса к любому другому типу ресурса, например, к единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

Учебный элемент «HotPot» позволяет составлять кроссворды, составлять тексты с пропущенными словами, причем обучающийся должен выбрать слово из данного списка.

Рекомендации по организации обучения на портале СДО

Методистами сектора ДО отдела учебно-методической работы РЦОКОиИТ разработаны инструкции для всех участников образовательного процесса, которые хотят воспользоваться порталом СДО для организации дистанционного обучения в своем образовательном учреждении. Все инструкции размещены на портале ДО (http://do2.rcokoit.ru/mod/folder/view.php?id=15862):

- инструкция для администраторов района

- инструкция для учителей

- инструкция для учеников

- инструкция для школьных администраторов

К функциям пользователей СДО с правами «администратор района» относятся:

- создание новых пользователей с правами «администратор ОУ»

- назначение пользователя на роль «администратор ОУ»

- управление запросами на импорт курса из пула курсов педагогов района (также возможен запрос на создание нового курса)

Функции пользователей СДО для «администраторов ОУ»

Логины (идентрификаторы) для учителя и ученика для входа в СДО создаются с помощью АИСУ «Параграф Школа»

Паролем является полная дата рождения с ведущими нулями без точек, пробелов и других разъединяющих знаков (например 09081996)

- выгрузка из АСУ «Параграф Школа» данных в систему ДО

- управление запросами на импорт курса из пула курсов педагогов ОУ

- запись учеников на курсы учителей

- сброс ученикам ФИО

- блокировка и разблокировка учеников и учителей

- назначение прав учителя на импортированный в категорию ОУ курс

Функции пользователя СДО с правами «учитель»:

- запрос импорта курса из пула курсов;

- редактирование своего курса.

Как выполнить запрос импорта курса из пула курсов? Для этого необходимо выбрать курс из пула курсов, который подходит педагогу, и запросить его импорт. Далее будет предложено вписать название нового курса, короткое название нового курса (его обязательнонадо поменять!) и отметить те элементы, которые учитель хочет импортировать из курса (можно импортировать только некоторые элементы, а не весь курс).

Как записать ученика на курс учителя. Для работы с учеником необходимо, чтобы у ученика была сформирована учетная запись в СДО, а также, чтобы он был записан на курс учителя. Логин учащемуся выдается школьным администратором (после выгрузки из АСУ «Параграф Школа»).

Запись на курс ученика может быть осуществлена любым из двух способов:

- учитель отправляет ученику ссылку на свой курс. Ученик проходит по ссылке и действует согласно инструкциям на экране (записывается на курс).

- ученик сам находит курс учителя в категории своей школы. Далее необходимо следовать инструкциям системы (записаться на курс).

Функции пользователя СДО с правами «ученик»:

- возможность записи на курс к учителю;

- выполнение заданий на уроке.

Запись на курс может быть осуществлена любым из двух способов:

- получить ссылку на курс учителя (например, письмом, в Скайпе). Ученик проходит по ссылке и действует согласно инструкциям на экране (записывается на курс).

- найти курс учителя в категории своей школы. Далее необходимо следовать инструкциям системы (записаться на курс).

Для записи на курс необходимо в поле «Комментарий» вписать цель запроса (например, «Хочу учиться на вашем курсе») и нажать на кнопку «Записаться на курс».

В случае крайней необходимости школьный администратор Портала может произвести принудительную запись учащегося на курс учителя.

Для организации дистанционного обучения в образовательной организации рекомендовано пройти обучение. Обучение педагогических работников и родителей (законных представителей) осуществляет Региональный центр оценки качества образования и Информационных технологий Санкт-Петербурга (СПб ЦОКОиИТ).

ГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» (СПб ЦОКО и ИТ) (https://rcokoit.ru)

Портал дистанционного обучения СДО http://do2.rcokoit.ru

Методическая литература для педагогов

Методические рекомендации

1. Психолого-педагогические условия дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации /Галлямова Ю.С., С.А. Масленникова, Л.Н. Никитина, Н.Н. Яковлева – СПб.: СПб АППО, 2010. – 100 с.

2. Специфика разработки электронных курсов для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Мамонтов Д. И., Андреева Е. И., Денисенко А. В., Шкиря Е. В. – СПб.: Спб АППО 2010.- 100 с.

3. Яковлева Н. Н. Специфика организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации.-СПб.: Спб АППО 2010.- 102 с.

Статьи

1. Афанасьева О.В. Место дистанционного обучения в системе образования инвалидов /О.В. Афанасьева //Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации, профессиональной реабилитации и образования инвалидов с использованием инновационных технологий: мат. науч.-практич. конф.: 8 апреля 2010 год.- СПб., 2010.- С.36-37.

2. Евдокимов Ю.К. Дистанционные и виртуальные информационные технологии в современном школьном образовании /Ю.К. Евдокимов, А.Ш. Салахова, А.Ю. Кирсанов //Школьные технологии.- 2010.- №5.- С.71-78.

3. Евтушенко И.В. Особенности применения информационно-коммуникативных технологий в обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья /И.В. Евтушенко //Коррекционная педагогика. Теория и практика.- 2012.- №4.- С.24-27.

4. Кожурина Л. Удаленный доступ к образованипю открыт /Л. Кожурина //Первое сентября.- 2012.- №6.- С.9.

5. Коновалова Е.Ю. Условия и механизмы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому /Е.Ю. Коновалова //Воспитание школьников.- 2012.- №9.- С.17-21.

6. Котова С.А. Построение мониторинга качества дистанционного обучения /С.А. Котова, Е.А. Булаева //Школьные технологии.- 2014.- №5.- С.159-164.

7. Кудакова Н.С. Дистанционное обучение младших школьников /Н.С. Кудакова, Д.И. Загородняя //Начальная школа.- 2013.- №5.- С.11-15.

8. Кудашова Л.Т. Дистанционное обучение дисциплине «Физическая культура» студентов с ограниченными возможностями здоровья /Л.Т. Кудашова //Адаптивная физическая культура.- 2014.- №1(57).- С.9-12.

9. Маркитанова Р.М. Клинико-психолого-педагогические особенности детей, обучающихся в школе надомного обучения /Р.М. Маркитанова //Коррекционная педагогика. Теория и практика.- 2012.- №2(49).- С.37-47.

10. Машкина В.А. Развитие дидактики Я.А. Коменского в условиях адаптивного дистанционного обучения /В.А. Машкина, О.Т. Романов, М.Н. Машкин //Педагогика.- 2014.- №10.- С.17-26.

11. Моделирование профессиональной деятельности при обучении инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий /А.А. Евграфов [и др.] //Проблемы подготовки специалистов в области реабилитации, профессиональной реабилитации и образования инвалидов с использованием инновационных технологий: мат. науч.-практич. конф.: 8 апреля 2010 год.- СПб., 2010.- С.143-145.

12. Немова А.Н. Использование компьютерных инструментов в развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья /Е.К. Немова //Коррекционная педагогика. Теория и практика.- 2012.- №2(49).- С.58-61.

13. Никитина Л.Н. Организация дистанционного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата /Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова //Развитие профессиональной компетенции специалистов в области реабилитации и образования инвалидов: мат. науч.-практич. конф.- СПб., 2012.- С.75-79.

14. Никитина Л.Н. Основные идеи изучения особенностей дистанционного обучения детей с множественными нарушениями развития /Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова //Никитина Л.Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития: для психологов, педагогов и студ. высш. учеб. заведений /Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова.- СПб.: НОУ "Институт специальной педагогики и психологии", 2012.- С.50-99

15. Никитина Л.Н. Отношение учителей к дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.Н. Никитина //Развитие профессиональной компетенции специалистов в области реабилитации и образования инвалидов: мат. науч.-практич. конф.- СПб., 2012.- С.113-118.

16. Никитина Л.Н. Учитель в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова //Никитина Л.Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития: для психологов, педагогов и студ. высш. учеб. заведений /Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова.- СПб.: НОУ "Институт специальной педагогики и психологии", 2012.- С.151-183.

17. Никольская И.А. Роль дистанционного образования в преодолении барьеров в обучении детей с особыми потребностями /И.А. Никольская //Коррекционная педагогика. Теория и практика.- 2012.- №1(48).- С.62-89.

18. Никуличева Н.В. Дистанционное обучение /Н.В. Никуличева //Народное образование.- 2015.- №3.- С.164-167.; №4.- С.162-166

19. Осипова О.П. Процесс создания и внедрения электронных образовательных ресурсов /О.П. Осипова //Народное образование.- 2015.- №4.- С.127-133.

20. Петраченкова Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья /Т. Петраченкова //Коррекционно-развивающее образование.- 2013.- №4.- С.25-29.- (Коррекционно-развивающее образование в школе).- Библиогр.: с.29.

21. Рузинова О.Л. Дистанционное обучение детей с ОВЗ: из опыта работы Центра образования «Технологии обучения» /О.Л. Рузинова, М.А. Степанова, Е.В. Цыганцов //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2015.- №7.- С.17-25.

22. Средства и технологии интернет-обучения /В.П. Кулагин [и др.] //Школьные технологии.- 2011.- №1.- С.72-84.

23. Сергеев С.Ф. Проблемы и перспективы развития электронного обучения /С.Ф. Сергеев //Школьные технологии.- 2015.- №3.- С.28-38.

Электронные ресурсы:

1.Дистанционноеобучение: реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», Доступен электронный вариант сборника (https://drive.google.com/file/d/0B2E2AlxLwhs6ZndWbjlmeDRQRkE/view?usp=sharing)

2. Степаненко Е. Б. Педагогический дизайн дистанционных курсов http://do2.rcokoit.ru/mod/folder/view.php?id=77657

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Основные документы, регламентирующие организацию дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении

• Приказ об организации индивидуального обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (в этом же приказе назначение ответственных);

• Приказ о назначении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому с применением дистанционных образовательных технологий;

• Должностная инструкция ответственного за организацию индивидуального обучения детей-инвалидов на дому с применением дистанционных образовательных технологий;

• Должностные инструкции педагогов, осуществляющих индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому с применением дистанционных образовательных технологий;

• Положение о порядке использования технологий дистанционного обучения;

• Положение о промежуточной и итоговой аттестации;

• Договор с родителями об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

• Приказ ОУ со списками детей о передаче полученного оборудования в безвозмездное пользование;

• Договоры с родителями (законными представителями) инвалидов о передаче оборудования в безвозмездное пользование;

• Приказ ОУ со списками педагогов о передаче полученного оборудования в безвозмездное пользование.

С документами можно познакомиться на сайте

http://center-imc.ucoz.ru/index/osnovnye_dokumenty/0-195

[1] Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе (Работаем по новым стандартам). – М.: Просвещение, 2011

[2] Контент - информационно значимое наполнение Интернета – тексты, графика, мультимедиа.

[3] Вебинар – «виртуальный» семинар, организованный посредством Интернет-технологий.

Введение

Организация обучения с использованием дистанционных технологий становится всё более распространённым в системе образования. Широкое использование дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) позволяет обеспечить равные права граждан Российской Федерации на получение качественного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. На сегодняшний день накоплен значительный опыт использования дистанционных образовательных технологий и моделей дистанционного обучения в Российской Федерации и регионах.

Одной из актуальных задач развития системы образования в Санкт-Петербурге является разработка электронных ресурсов для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дистанционном режиме. Санкт-Петербургским ресурсом дистанционного обучения обучающихся, в том числе детей с ОВЗ является портал дистанционного обучения http://do2.rcokoit.ru,разработанный специалистами ГБОУ ДПО «Санкт-Петербургским центром оценки качества образования и информационных технологий» (СПб ЦОКО и ИТ).

Настоящие методические рекомендации составлены на основе анализа содержания портала http://do2.rcokoit.ru.(СПб ЦОКО и ИТ), опыта его использования в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга, а также учебно-методических материалов, исследований в области дистанционного обучения, размещённых на официальных сайтах образовательных организаций, и профессиональных сообществах социальной сети Googl+.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основные понятия

В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 определяются понятия электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Определение понятия дистанционное обучение (ДО)можно найти вглоссарии Российского образовательного портала (http://edu.ru/), где ДО определяется как «способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся». Основные принципы данной формы обучения отражены в следующем определении: «Дистанционное образование (обучение) – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и учащихся в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени»[1].

К основным ДОТ относятся:

Кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения.

Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств.

Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Для построения дистанционного обучения необходимо внедрение системы дистанционного обучения, которая обеспечит предоставление необходимых для организации и проведения обучения сервисов. В настоящее время под системой дистанционного обучения понимается специальная учебная среда, которая позволяет комментировать работу ученика, давать рекомендации по исправлению ошибки и работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Современные системы дистанционного обучения обеспечивают:

- централизованное автоматизированное управление обучение;

- быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента;

- поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;

- персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;

- широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

Современные системы дистанционного обучения основываются на использовании специальных инструментальных средств и оболочек для разработки курсов. Это использование имеет следующие преимущества:

- существенно снижается время на разработку курсов;

- снижаются общие затраты образовательной организации на разработку и использование курсов ДО;

- обеспечивается современный уровень функциональных и коммуникационных возможностей и пользовательского графического интерфейса курса;

- исключаются многие ошибки начинающих разработчиков курсов ДО.

Наши рекомендации