Статистический анализ грузоперевозок в россии

Объект исследования: грузоперевозки в России.

Результаты, полученные лично автором: изучены статистические показатели, характеризующие перевозки грузов в России

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Главная цель транспортировки - доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами.

Выделяют два основных принципа организации транспортировки:

1. Экономия за счет масштаба грузоперевозки происходит вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта.

2. Экономия за счет дальности маршрута происходит за счет сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины этого т же, что и при экономии за счет масштаба грузоперевозки.

Рассмотрим состояние грузоперевозок в России. 2015 год для транспортной отрасли выдался непростым – санкции, рост налогов, падение объемов внешней торговли и потребительского спроса привели к значительным изменениям на рынке – в новых экономических условиях компаниям приходилось выбирать не только новые маршруты, но и альтернативные виды транспорта. На протяжении последних четырех лет грузооборот практически не менялся, несмотря на положительную динамику внешней торговли.

По показателям объёмов перевезённых грузов лидирует автомобильный транспорт (табл. 1), на него приходится 66,15% перевезённых в 2015 году грузов. Однако, автотранспорт применяют чаще при перевозках незначительной дальности. По грузообороту лидирует трубопроводный транспорт – 48% в общем грузообороте, и железнодорожный – 45,3%.

По среднему размеру перевезенных грузов автотранспортом по округам лидировали Сибирский, Уральский и Центральный Федеральный округа России (рис. 1).

Анализ динамики перевозок автотранспортом в Центральном Федеральном округе (ЦФО) показал, что они снижаются со среднегодовым темпом 0,7%, и тенденция к снижению продолжится (рис. 2)

С помощью методики корреляционно-регрессионного анализа была выявлена связь между объёмом перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом в ЦФО, которую можно описать уравнением регрессии y = 8,9985x - 6876,7. Параметры уравнения значимы. Связь прямая, весьма сильная. Коэффициент корреляции 0,69.

Таблица 1

Перевозки грузов и грузооборот по видам транспорта



Вид транспорта Перевезено грузов, млн. т Грузооборот, млрд. т•км
Темп роста, % Структура в 2015 году, % Темп роста, % Структура в 2015 году, %
Всего 97,8 107,2
в том числе:                
железнодорожный 101,3 17,5 114,7 45,3
автомобильный 96,3 66,5 116,6 4,6
трубопроводный 100,9 14,1 102,6 48,0
морской 51,4 0,3 42,0 0,8
внутренний водный 118,6 1,6 118,5 1,3
воздушный 1,1 1,2 109,1 0,0 4,7 5,4 114,9 0,1

статистический анализ грузоперевозок в россии - student2.ru

Рис. 1. Среднегодовой объём перевозок грузов автотранспортом
за период с 2011 по 2015 годы, млн. тонн

статистический анализ грузоперевозок в россии - student2.ru

Рис.2. Фактический и расчетный объем перевозки грузом в ЦФО, млн т

В настоящее время в России существует ряд серьезных проблем, связанных с организацией грузоперевозок. Перечислим наиболее крупные.

Первой, и основной, причиной катастрофического падения рынка грузоперевозок можно назвать санкции.

Одновременно резко возросли риски неплатежеспособности со стороны заказчиков перевозок. Пока рубль переживает глубокий кризис, заказчикам не хватает собственных денежных средств, а отсрочки по платежам перевозчикам только растут.

Транспортные компании находятся в поисках альтернативных маршрутов, чтобы не простаивать и загружать свои мощности.

Исчезают с рынка транспортники, занимавшиеся одним направлением, например, перевозкой груза из Германии, либо определенными группами товаров. Раньше это обеспечивало очень выгодные цены заказчикам. Теперь эти транспортные компании вынуждены развивать другие направления и маршруты, чтобы выжить в меняющихся условиях.

Для выхода из кризисной ситуации, предприятиям, работающим на рынке грузоперевозок, можно предложить следующее:

1. Периодически изучать изменение спроса на грузоперевозки,

2. Применять стратегию гибких цен,

3. Разрабатывать новые маршруты;

4. Оказывать дополнительные услуги клиентам;

5. Укрупнять бизнес за счет слияния нескольких компаний.

Материал поступил в редколлегию 15.03.2017

УДК 332

Д.В. Белкина

Научный руководитель: профессор кафедры «Экономики и управления», д.э.н.,

Н.В. Грачева

[email protected]

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Объект исследования: финансовый потенциал муниципального образования Брянской области.

Результаты, полученные лично автором: полученные данные позволяют оценить финансовое состояние муниципального образования, а так же выявить проблемы, для решения которых предлагаются направления и инструменты.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время уровень обеспечения финансовыми ресурсами муниципальных образований не соответствует расходным полномочиям, что в свою очередь приводит к увеличению дефицитов муниципальных бюджетов.

Отдельные аспекты правовой базы, регулирующие финансовое обеспечение местных бюджетов характеризуются неполнотой и неопределенностью. Принятый на федеральном уровне курс на централизацию наиболее устойчивых и контролируемых источников доходов, а также распространяющаяся зависимость финансирования муниципальных образований от межбюджетных трансфертов, создают препятствия для развития финансового потенциала муниципальных образований.

Целью данной работы является совершенствование организационно-экономических основ развития финансового потенциала муниципального образования на примере Брянской области.

Финансовый потенциал муниципальных образований – доход местных бюджетов, который может быть получен ОМСУ при применении единых на всей территории муниципального образования условий.

Все источники формирования финансового потенциала муниципальных образований можно разделить на две большие группы: централизованные (доходы местного бюджета; муниципальные займы) и децентрализованные (отчисления от прибыли муниципальных хозяйствующих субъектов; доходы от муниципальных ценных бумаг; кредитные ресурсы).

На сегодняшний день в экономической и финансовой сферах страны существуют множество проблем. Преимущественно они связаны с качеством использования финансовых средств, основными из которых являются:

- низкий уровень финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам;

- неоптимальная структура бюджетных расходов;

- высокая зависимость региональных и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы;

- межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование региональных и муниципальных органов государственной власти к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности и др.

Для решения данных проблем необходимо выявить тенденцию социально-экономического развития Брянской области.

Далее проводим анализ динамики доходов и расходов областного бюджета Брянской области, выявление дефицита (профицита). Следующий этап - анализ структуры доходной и расходной части бюджета муниципального образования. В завершении разрабатывается механизм развития финансового потенциала муниципальных образований на основе мобилизации собственных источников финансового обеспечения, и предлагаются направления развития финансового потенциала, а также эффективные инструменты обеспечения местного самофинансирования.

Анализ структуры доходной части бюджета г. Брянска за 2010-2015 гг., показал, что наибольший удельный вес в структуре доходов города за анализируемый период составляют налоговые поступления. Анализ структуры налоговых поступлений в бюджет города Брянска за 2010-2015 гг. показал, что наибольшую долю в общей сумме налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц. Доля остальных налогов в общей сумме доходов бюджета не превышает 10 процентов. Наименьшую долю в общей сумме доходов бюджета составляет налог на имущество. Наибольший удельный вес в общей суммы неналоговых поступлений с 2010 по 2015 год занимает арендная плата за землю. Также в структуре неналоговых поступлений значительный удельный вес занимают поступления в виде доходов от сдачи имущества государственной и муниципальной собственности в аренду. Значительную долю в сумме неналоговых поступлений занимают и доходы от продажи активов. Удельный вес остальных неналоговых поступлений составляет до 10 процентов и по годам анализируемого периода происходят незначительные их изменения.

Анализ структуры расходов бюджета за анализируемый период свидетельствует о том, что наибольший удельный вес в общей сумме расходов занимают расходы на образование и жилищно-коммунальное хозяйство. Наименьший удельный вес в общей структуре расходов за период с 2010 по 2015 год имеют затраты на охрану окружающей среды, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, здравоохранение и спорт, культуру, кинематографию, средства массовой информации, расходы на осуществление социальной политики.

Анализ сбалансированности доходов и расходов бюджета города Брянска за 2010-2015 гг. свидетельствует о том, что в 2012 году и 2015 году наблюдался дефицит бюджета города и в 2015 году величина его дефицита была большей по сравнению с величиной дефицита бюджета в 2012 году. В остальных годах анализируемого периода наблюдался профицит бюджета.

Материал поступил в редколлегию 25.03.2017

УДК 339.9:338.1

М. В. Болдырева

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.

А.В. Таранов

Наши рекомендации