Анализ правовых средств борьбы с уклонением

ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объект исследования: проблема уклонения от уплаты таможенных платежей в Российской Федерации

Результаты, полученные лично автором: проведен анализ правовых средств борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей в России

В государственных доходах таможенным платежам всегда отводилось особое место, и само существование государства неразрывно связано с их взиманием. В Российской Федерации таможенные платежи уплачиваются в соответствии со ст. 57 Конституции РФ и принятыми на её основе законами и другими нормативными актами. Одним из основных направлений деятельности отечественной таможенной службы выступает обеспечение полноты и современности уплаты таможенных платежей: таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Последние несколько кризисных лет, связанных как с общей макроэкономической нестабильностью, так и со значительным сокращением внешнеторгового оборота, не могли не сказаться на объемах доходов от внешнеэкономической деятельности, администрируемых таможенными органами в федеральном бюджете. Так, в 2015 году по сравнению с прошлым годом объем поступлений сократился на 30% , а в 2016 году – на 12% по сравнению с прошлым периодом.

В этих условия особую актуальность представляет решение проблемы в отношении уклонения недобросовестных участников внешней экономической деятельности от уплаты таможенных платежей. Недобросовестным участникам ВЭД удается находить все новые лазейки, чтобы уклониться от уплаты платежей. Сложившаяся ситуация требует от таможенных органов в целом, и оперативных действий и следственных мероприятий и их безупречного проведения. Актуальность данной проблемы особенно обострилась после вступления Российской Федерации в ЕАЭС, а еще более острой проблема уклонения от уплаты пошлин, акцизов и других таможенных платежей стала в связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕАЭС.

Согласно статье 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к обязательным платежам, без которых не производится таможенное оформление, относятся: ввозная/ вывозная таможенная пошлина; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы.

Основные причины уклонения от уплаты таможенных платежей лежат в социально-экономической сфере и, в первую очередь, это - отсутствие конкурентоспособных товаров отечественного производства, и особенно в автомобилестроении. Во вторую – это высокие ставки таможенных пошлин на ввозимые товары иностранного производства. Уклонение от уплаты таможенных платежей – это умышленное преступление. Виновное лицо осознает, что не вносит в установленный срок причитающуюся сумму таможенных платежей, предвидит , что в результате его бездействия в федеральный бюджет не поступят соответствующие денежные средства, и желает наступления этого результата. Умысел на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей является заранее обдуманными и определенными.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, как и любое преступление, может проявляться как в действие, так и бездействие и выражается в следующем:

1. В предоставлении таможенным органам заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, повлекших за собой неуплату или не полную уплату таможенных платежей.

2. В нарушении сроков уплаты таможенных платежей.

3. В предоставлении таможенным органам поддельных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей.

В условиях существования Таможенного союза и необходимости унификации уголовного законодательства государств-членов Таможенного союза также возникает необходимость в возврате в УК РФ уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза. Большая часть деяний по незаконному перемещению товаров через таможенную границу хоть формально по способам совершения преступления и подпадают под действие ныне отмененной ст. 188 УК РФ, однако по направленности умысла в большинстве своем совершаются с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. В таком случае преступников движут корыстный мотив и цель уменьшить сумму подлежащих к уплате таможенных платежей.

Действительно, если для законного перемещения товара через таможенную границу Таможенного союза нет никаких препятствий, то осуществлять его незаконно имеет смысл лишь в том случае, когда преступник преследует цель уклонения от уплаты причитающихся таможенных платежей. В этой ситуации, на наш взгляд, лицо должно подлежать уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ.

Считаем обоснованным ответственность за незаконное перемещение товаров, не изъятых из гражданского оборота, предусмотреть в норме об ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей, поскольку, как говорилось выше в основном именно с этой целью совершается незаконное перемещение таких товаров через таможенную границу Таможенного союза. Следовательно, предлагаем в новой редакции ст. 194 УК РФ предусмотреть еще один квалифицирующий признак: уклонение от уплаты таможенных платежей, сопряженное с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС.

Таким образом, если государственные органы таможенного контроля проведут изменение в таможенном законодательстве по совершенствованию правовых средств по уклонению от уплаты таможенных платежей, то количество данного вида преступлений уменьшится, и экономическая безопасность государства будет соблюдена в полной мере.

Материал поступил в редколлегию 25.03.2017

УДК 334.7

А.В. Барменкова

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.

Е. А. Ларичева

Наши рекомендации