Оценка последствий взрыва для подвижного состава железных дорог рф
Объект исследования: подвижной состав и объекты инфраструктуры ж.д. РФ
Результаты, полученные лично автором: проведен анализ методик оценки повреждений объектов подвижного состава и инфраструктуры железных дорог РФ
Один из важнейших видов транспорта в Российской Федерации – это железнодорожный. На его долю приходится более 80 и приблизительно 40% общего объема грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное ублаготворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в самих перевозках.
Железные дороги имеют различные инженерные сооружения, технические устройства и средства, основными из которых являются железные пути, а так же подвижной состав (локомотивы и вагоны) локомотивное и вагонное хозяйства, сооружения и устройства сигнализации, связи, электро- и водоснабжения, железнодорожные станции и узлы.
Железнодорожный транспорт производящий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, а так же опасные и особо опасные, относится к отраслям народного хозяйства с очень высоким риском возникновения аварийных ситуаций на железной дороге.
Основными причинами взрывов на подвижном составе и объектах железнодорожного транспорта являются:
– нарушение правил техники безопасности, при хранении взрывчатых веществ;
– весьма сильное нагревание емкостей с летучими веществами;
– вытекание газа из определенных емкостей, трубопроводов, запорной арматуры и т. п.;
– образование аэрозолей летучих веществ из технологических процессов;
– образование газопылевоздушных смесей из технологических процессов производства зерна, сахара, муки и многое другое;
– самораспад взрывчатых веществ;
– террористические акты.
Главными поражающими факторами являются:
● метательное действие продуктов взрыва;
● вторичные снаряды;
● обрушение конструкций;
● ударная волна.
Взрывчатые вещества (ВВ) под действием начального импульса (накола, нагрева, ударной волны и т. д.) способны к быстрой химической реакции, фронт которой в твёрдых и жидких веществах может распространяться со скоростями до 9 км/с. Такой быстрый процесс химической реакции называется детонацией.
Существуют две основные методики по оценке поражающего воздействия взрыва:
1) Для избыточного давления в детонационных взрывах;
2) Расчет показателей взрывопредупреждения.
Рассмотрев обе методики оценки последствий, сделали заключение, о том, что необходимо рассматривать их совместно. Для каждого из этапов жизненного цикла объекта подвижного состава или инфраструктуры. Не обходимо разработав план безопасности, оценивать рисковые результаты с использованием двух методик.
Целью дальнейшей работы будет проведение уточняющих процедур для оценки возможности предотвращения взрывов и их для случившихся взрывов их последствий для рассматриваемых объектов.
Путями уточнения могут служить современные вычислительные программные комплексы для оценки повреждений избыточным давлением и другими повреждающими факторами.
Центральным понятием и исходным параметром, позволяющим построить нормативную базу количественных оценок эффективности функционирования системы обеспечения безопасности (СОБ) является «удельная эффективность средства противодействия конкретному способу реализации угрозы», т.е. эффективность элементарного звена в рассмотренной выше структуре СОБ.
Полная защита объекта достигается тогда, когда количество средств контроля обеспечивает достаточный уровень безопасности при текущем значении параметра защищаемого объекта.
Важным аспектом предложенной теории является способ учета человеческого фактора при оценке эффективности СОБ, который позволяет перевести этот сложный и неоднозначный процесс в рамки стандартной, регламентированной процедуры.
Полученные с помощью методики результаты оценки эффективности СОБ являются основным показателем, позволяющим реализовать процедуры обеспечения безопасности на основе категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
Целями данного этапа являются:
- идентификация опасностей;
- пути реализации опасностей;
- определение уровня риска для каждой опасности;
- разработка процесса текущего управления риском.
Материал поступил в редколлегию 20.04.2017
УДК 331
Н.А. Мальцева
Научный руководитель: доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и химия», к.п.н., Р.Р. Кареев