Исследование физиологических аспектов влияния

ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Объект исследования: мозг человека и активные вещества, воздействующие на центральную нервную систему и организм.

Результаты, полученные лично автором: обобщенная характеристика влияния занятий спортом на работу мозга.

Основные аспекты:

1) Насыщение крови кислородом. Увеличение притока кислорода к мозгу, во-первых, активизирует области мозга, не функционирующие при слабом кровотоке, во-вторых, замедляет постоянно идущий процесс старения и отмирания клеток мозга.

2) Гормоны и нейромедиаторы.

a. Ацетилхолин. Выделяется при работе нервно-мышечных синапсов, очень серьезно влияет на работу внутренних органов. Улучшает когнитивные способности мозга, память, нервно-мышечную связь. Но тормозит организм, когда его много.

b. Адреналин. Повышает уровень бодрствования, психическую энергию и активность, вызывает психическую мобилизацию, реакцию ориентировки и ощущение тревоги, беспокойства или напряжения.

c. Норадреналин влияет на общий уровень активности мозга, нашу подвижность и сенсорное восприятие, эмоции, потребности, память. Контролирует «положительное и отрицательное подкрепление»

d. Дофамин и эндорфины. Действуют в рамках «Поощрительной системы мозга» уже по прекращению занятия.

e. Серотонин. Подавляет центры отрицательных эмоций, имеет тормозящий, успокаивающий эффект.

f. Тестостерон. Является нейропротекторным средством. Регулирует эрекцию у мужчин и рост мышц. В больших количествах может приводить к повышенной агрессивности.

3) Работа организма в условиях постоянных нагрузок. В процессе выполнения упражнений мышечная масса частично как бы разрушается. В процессе тренировки миофибриллы подвергаются микротравмам, тратится запас питательных веществ в мышечных тканях. За то в период отдыха мышечная масса снова целиком восстанавливается. Наблюдается, так называемая, суперкомпенсация. Продолговатый мозг и ядра (группы нейронов) на основании варолиева моста контролируют обмен веществ. Именно они и направляют большую часть энергии (в биологическом смысле) на восстановление мышечной ткани. Можно подумать что мозгу и не нужно много энергии. Но учеными уже доказано, что нейрогенез, синаптогенез и аксоногенез продолжаются у человека на протяжении всей его жизни.

4) Синапсин I. Мозговой белок 4.1, также известный как синапсин I способен регулировать высвобождение нейромедиаторов в нервных окончаниях, а также синаптогенез и аксоногенез. Этот белок в условиях регулярно нагружаемого организма тратится на образование новых связей в мозгу преимущественно в определенных направлениях, связанных с двигательной деятельностью. Это путь «КАК», часть лобной доли, мотонейроны в спинном мозге, также в некоторой мере мозжечок.

Выводы: умеренные занятия физической культурой положительно влияют на умственную деятельность как в текущий момент, так и в долгосрочной перспективе, проявляют успокаивающий эффект через 1-2 часа после окончания занятий. Но при особо интенсивных занятиях спортом и перегрузках затрудняет работу мозга, может усиливаться агрессивность.

Материал поступил в редколлегию 08.04.2017

УДК 796

С. П. Маганов, С. А. Корытько

Научный руководитель: доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», Е. А. Цыбульская

([email protected])

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОГО МЕТОДА (ШАГОМЕТРИЯ)

Объект исследования: объектом обследования являлись двигательная активность студентов третьего курса БГТУ.

Результаты, полученные лично автором: повседневная учебная и бытовая деятельность студента не обеспечивает необходимый объем двигательной активности, создавая предпосылки для развития состояний гипокинезии и гиподинамии.

Одной из непременных составляющих здорового образа жизни является оптимальный уровень двигательной активности.

Наблюдающаяся в последние годы в силу высокой учебной нагрузки у большинства студентов недостаточная двигательная активность, обусловливает появление гипокинезии. Это значимый фактор риска в развитии различных заболеваний, снижении умственной и физической работоспособности человека. Особую актуальность приобретает организация двигательной активности до 25-летнего возраста (до момента набора пика моторного потенциала), в период профессионального становления молодого человека, когда предъявляются высокие требования не только к умственной деятельности, но и физической работоспособности.

В исследовании принимали участие 80 студентов третьего курса факультета энергетики и электроники. Обследование включало недельную шагометрию, проводившуюся с помощью приложения Accupedo, с ежесуточной регистрацией полученных.

Обследуемым было предложено носить шагомер в течение недели с момента пробуждения и до сна. Ежедневно испытуемые фиксировали результаты в протоколе. Таким образом, это позволило определить количество и структуру локомоций за сутки и за неделю.

Проанализировав данные, полученные о количестве локомоций студентов университета за сутки и в неделю, все испытуемые были разделены на 3 группы по уровню привычной двигательной активности: 1 группа — высокий уровень двигательной активности (ВДА); 2 группа — средний уровень двигательной активности (СДА); 3 группа — низкий уровень двигательной активности (НДА).

К среднему уровню двигательной активности были отнесены студенты, показавшие результат 8000—11000 шагов в сутки. Это позволило оценить процентное соотношение студентов с различным уровнем двигательной активности. Первая группа — студенты с низкой двигательной активностью — 21,74 %. Вся сумма накопленных локомоций целиком навязана условиями повседневной учебной и бытовой деятельности студентов, в ней отсутствуют элементы целенаправленного использования физических упражнений.

Вторая группа — студенты со средней двигательной активностью — составила 64,60 % от общего числа обследованных. Они представляют второй уровень двигательной активности, в котором помимо локомоций, обусловленных повседневной деятельностью студентов, присутствуют обязательные формы движений, в основном в виде уроков физической культуры.

Студенты с высокой двигательной активностью, включенные в третью группу, составили 13,66 %. Высокий уровень объединяет в себе два предыдущих вида моторики плюс объем двигательных действий, получаемых в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также в спортивных секциях, спортивных соревнованиях.

Анализ вышеприведенных данных дает основание предполагать, что всего лишь 13,66 % обследованных студентов соблюдают двигательный режим, соответствующий естественной потребности в движениях. Большинство же в течение учебного года испытывают дефицит двигательной активности.

Материал поступил в редколлегию 04.04.2017

УДК 796

А. А. Подоляко

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт» А. А. Салогуб.

[email protected]

Наши рекомендации