Исследование колебаний прямоугольной мембраны
Объект исследования: волновое уравнение.
Результаты, полученные автором: получено решение задачи о колебании прямоугольной мембраны, всем точкам которой приданы одинаковые скорости.
Пусть мембрана в состоянии покоя имеет форму прямоугольника, ограниченного прямыми Задача о колебании мембраны сводится к решению уравнения
при начальных условиях
с краевыми условиями, заданными на границе прямоугольника
Решаем задачу методом Фурье: .
В результате для отыскания функций получены уравнения:
Решения уравнений (5) и (6) имеют вид
При краевых условиях получаем , где - целое число. Только при соблюдении последнего требования уравнение (5) имеет нулевое решение. Из условиях следует , где - целое число. Собственные числа определяются формулами
где – любые целые положительные числа. Каждой паре собственных значений соответствуют собственные функции
Тогда уравнение (7) принимает вид . Решение этого уравнения обозначим функцией , произвольные постоянные, входящие в его общее решение, обозначим . Имеем , где – собственные частоты колебаний мембраны. Тогда .
Функция описывает собственные колебания мембраны. Каждая из них представляет стоячую волну для прямоугольной мембраны. Запишем формулу (11) в виде
. Видно, что каждая точка мембраны совершает простое гармоническое колебание с частотой и амплитудой .
При колебании мембраны контур ее остается неподвижным. Так как внутри прямоугольника , то функции положительны и все точки мембраны одновременно находятся то по одну сторону плоскости , то по другую. Наибольшую амплитуду колебаний будет иметь точка, для которой , т.е точка центр мембраны. Также как и для струны такие точки называются пучностями. Линии, точки которых не колеблются, называются узловыми линиями.
Решение, удовлетворяющее начальным условиям (2) имеет вид
, где коэффициенты разложений находятся из начальных условий (2).
Решение задачи о колебаниях прямоугольной мембран, всем точкам которой приданы начальные скорости получено в виде
.
Материал поступил в редколлегию 24.04.17
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:331.01511
Е.В. Беляй
Научный руководитель: доцент кафедры «Инженерная педагогика и психология», к.пс.н., Г.В. Гарбузова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ
БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Объект исследования: профессиональная идентичность студентов.
Результаты, полученные лично автором: теоретический обзор литературы по проблеме исследования.
Объектом нашего исследования является профессиональная идентичность, что обуславливает необходимость рассмотрения этого феномена как психолого-педагогической категории.
Определяющими характеристиками профидентичности являются тождественность, определенность, целостность, позиционность, рефлексивность и ответственность. Профессиональная идентичность – это не только осознание своей тождественности с профессией и профессиональной общностью, но и ее оценка, на основе которой складывается профессиональный образ «Я».
Профессиональная идентичность выражается в ощущении объективности своего труда, ответственности за него и в переживании собственной самоэффективности. Результаты работы человека во многом зависят от его позитивной самооценки, которая приводит к позитивному поведению в профессиональных ситуациях и сообществах.
Профессиональная идентичность напрямую выводится из профессионального самосознания, которое является компонентом самосознания вообще. На основе самосознания складываются Я-концепция и образ профессии, формируется профидентичность.
В педагогическом плане профессиональная идентичность – это интегративное качество личности, обусловленное уровнем сформированности профессионального самосознания, выражающее устойчивое положительное отношение человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, позволяющее самостоятельно осуществлять стратегию профессионального развития и включающее в себя профессиональную направленность, позитивный профессиональный образ Я, позитивный профессиональный идеал, и Я-концепцию.
Процесс познания объективизированного опыта осуществляется неотделимо от личности обучающегося. Поэтому встает важный вопрос о переводе студента из объекта обучения в субъект творческого самообучения, что возможно при достижении определенного уровня профессиональной идентичности. Именно способность и готовность к самообразованию является одним из основных показателей подготовленности молодого человека к функционированию в современном, быстро меняющемся мире.
На основании исследований можно сделать вывод о необходимости введения в образовательный процесс специальных форм и методов работы, позволяющих актуализировать в сознании студентов значимость профессионального развития будущих специалистов, что предполагает профессионально творческое саморазвитие и самореализацию.
Материал поступил в редколлегию 05.02.2017
УДК 159.9:331.01511
М.М. Иванов
Научный руководитель: доцент кафедры «Инженерная педагогика и психология», к.б.н., А.А. Кузьменко
ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ