Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы

- постановка и решение вопросов проблемного характера

- наблюдения

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой

природе)

- опыты

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

трудовой деятельности

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

- подражание голосам и звукам природы

- использование художественного слова

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации

- трудовые поручения, действия

Создание условий для развития у детей естественнонаучных представлений в соответствии с их возрастными возможностями

О физических свойствах окружающего мира

Географических представлений

Элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях

- Знакомят детей с различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.

- Знакомят с основными характеристиками движения: скорость, направление и др.

- Рассказывают о земном шаре и атмосфере.

- Знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на земле.

- Знакомят с разными видами ландшафта.

- Развивают представления о природных богатствах недр Земли.

- Показывают Солнечную систему, рассказывают и читают о затмениях Солнца и Луны и т. д.

- Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

- Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.

- Читают о видах поселения людей

Оборудование для исследовательской деятельности

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного

размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7. Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,

термометр.

10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для

самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, подлежащий исследованию

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный

уголь.

2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские

шампуни, пенка для ванн).

3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,

мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки

орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,

кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

10. Технология "Портфолио";

Технология портфолио

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДУУ).

Термин портфолио (от англ. portfolio), заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, "...показать все, на что ты способен".

Виды портфолио

Портфолио могут быть самыми разнообразными. По своей принадлежности они подразделяются:

· на портфолио дошкольника;

· педагога;

· детского сада;

· любого коллектива.

По направленности портфолио выделяют:

· портфолио-собственность (подбор материалов для себя);

· портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу и др.)

В зависимости от цели портфолио подразделяются:

· на аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период);

· накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога, дошкольного учреждения);

· тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме);

· проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам).

По оформлению портфолио бывают печатными; электронными; в виде раскраски, по времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости): краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.

Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого из них составляет несколько разделов. Первый – портрет – предусматривает представление себя или коллектива. Во втором разделе собираются материалы по освещаемой теме, например, тексты, рисунки, графики, фотографии, накопленная информация и др. В последнем разделе размещаются так называемые достижения. Это могут быть отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, грамоты, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в данной области.

Коллекционирование

Коллекционирование

Многие занимаются коллекционированием. Наверняка почти все читатели, если и не целенаправленно, коллекционируют что-либо на протяжении всей жизни. По крайней мере, пробовали в свое время что-то собирать. Кто-то, вырастая, забывает былую забаву, кто-то продолжает серьезно этим заниматься.
Формальное определение гласит: "коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой". Все то, из чего коллекционеры составляют свои собрания, можно разделить на "предметы культуры" или "объекты природы". Сегодня мы поговорим о собирании коллекций первого вида.
Коллекционирование - это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только механический сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция является в какой-то степени отражением внутреннего мира человека.
Коллекционирование, как вид хобби, имеет много достоинств, например:
* способствует интересу коллекционера к истории, искусствоведению вообще и истории объекта коллекционирования в частности;
* создает возможность общения с людьми, разделяющими то же увлечение, заведению новых знакомств;
* не требует регулярно уделять ему определенное количество времени (в отличие от хобби, связанных с приобретением какого-либо навыка - например, занятий спортом или музыкой) и прекрасно подходит для занятых людей.
Существует очень много видов коллекционирования. В качестве примера назовем некоторые из них.
Коллекционирование денежных знаков
Денежные знаки являются своеобразным и необходимым источником при изучении истории идеологии, религии, политической мысли, экономической истории общества. По денежным знакам можно проследить денежную эмиссию, введение в обращение новых металлов, изменение государственных символов и т.д. Монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства. Монетные находки очень важны для археологии, ведь именно по ним можно установить дату создания того или иного археологического памятника.
Самыми популярными видами коллекционирования денежных знаков являются нумизматика и бонистика.
Нумизматика (от лат. "numisma", греч. "nomisma" - монета) - это не только коллекционирование монет, но и вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и другим памятникам (например, монетным штемпелям, документам). Нумизматы изучают монеты как средство денежного обращения, государственный документ и произведение ремесла и искусства. Как наука нумизматика возникла в XVIII веке, когда начали появляться первые целенаправленно создаваемые коллекции монет.
В XX веке из нумизматики выделилась бонистика. Термин "бона", от которого происходит слово "бонистика", возник во Франции в XIX веке для обозначения отдельных видов ценных бумаг. Под бонистикой понимается сбор и изучение вышедших из обращения бумажных денежных знаков как исторических документов, отражающих экономическое и политическое состояние общества в конкретную историческую эпоху.
Смежной с бонистикой является менее известная наука скрипофилия - сбор и изучение утративших ценность акций, облигаций и иных ценных бумаг.
Коллекционирование знаков почтовой оплаты и открыток
Коллекционированием и изучением почтовых марок занимается филателия(от греч. "phileo" - люблю, и "telos" - сбор, пошлина). Пожалуй, это самый популярный вид коллекционирования. Как хобби филателия возникла во второй половине XIX в. Разделом филателии является штемпелеведение- сбор и изучение почтовых штемпелей и гашений.
К филателии также относят сбор почтовых конвертов, поскольку большинство филателистов наряду с марками собирают и конверты, однако сбор исключительно конвертов выделяют в отдельный вид коллекционирования - сигиллатию. Собирание копий почтовых марок из металла называется металлостемпика.

Сбором и изучением почтовых карточек и открыток занимается филокартия. Массовый выпуск почтовых открыток начался в XIX веке. Самые первые филокартические коллекции состояли из этнографических и видовых открыток, которые были прекрасным источником знакомства с природой и культурой народов мира. Первые организации филокартистов возникли в конце XIX - начале XX веков, тогда же начали издаваться специализированные журналы и каталоги.
Коллекционированием так называемых картмаксимусов, т.е. открыток с наклеенными на них марками, повторяющими изображение на открытке, занимается максимофилия.
Мало кто знает об эрринофилии. Однако и такой вид коллекционирования тоже существует. Эрринофилия - это сбор и изучение не почтовых марок, то есть марок, не предназначенных для оплаты почтового сбора. Эрринофилия находится на стыке бонистики и филателии. Собственного, отдельного, клуба у эрринофилистов нет, поэтому они посещают клубы филателистов и бонистов, ведь нередко интересующие эрринофилистов предметы оказываются в коллекциях любителей бумажных купюр и почтовых марок.
В качестве примеров знаков, не предназначенных для уплаты почтовых сборов, можно привести благотворительные жетоны Первой мировой войны, кооперативные и паевые марки. Не почтовые знаки могут быть выполнены на картоне, на бумаге, на ткани и даже на металле. Однако чаще всего встречаются не почтовые знаки, внешне очень похожие на почтовые марки - бумажные, с печатным изображением и зубцами по краям.
Филолидия
Целый раздел коллекционирования посвящен сбору различной упаковки или ее частей. Собирание фантиков, которым часто увлекаются малыши, также относится к филолидии. Но не стоит думать, что это сугубо детское развлечение: филолидией занимаются также и взрослые люди и в течение многих лет собирают солидные коллекции. В филолодии выделяют несколько видов коллекционирования.
Фромология(от фр. "fromage" - сыр) занимается сбором этикеток от сыра, в том числе и плавленого. Это достаточно редкий вид коллекционирования, однако существуют отдельные клубы фромологов. Существует своеобразная разновидность фромологии - собирание исключительно круглых этикеток с коробочек из тонкой фанеры от французского сыра типа "Camamebert" называется тиросемиофилия (от греч. "tyro" - сыр, "semion" - знак, обозначение).
Гумофилия (от англ. "gum" - резинка) - это сбор оберток и вкладышей от жевательной резинки. Коллекционеры нередко собирают даже коробки жевательной резинки, как пустые, так и с резинкой. Ксирофилия(ксерофилия) - собирание упаковки от бритвенных лезвий. Известно, что такая упаковка появилась в 1904 г. после изобретения бритвенных лезвий Кингом Кэмпом Жилетом, собственно же ксирофилия появилась позже - в 50-е гг. XX века.
Филумения (иначе филлумения; от лат. "lumen" - огонь) занимается коллекционированием спичечных коробков, этикеток, каталогов, самих спичек и всего, что связано со спичками.
Гелатофилия - собирание оберток от мороженого.
Помимо перечисленных выше предметов объектами коллекционирования довольно часто выступают и другие предметы: алюминиевые банки, крышки от пивных бутылок, корковые пробки, этикетки от йогуртов, пластиковые баночки и др.
Коллекционирование игрушек
Игрушки часто становятся объектом коллекционирования не только у детей, но и у взрослых. В принципе, можно собирать любые игрушки, объединенные каким угодно признаком: игрушечных кошечек, мягкие игрушки, игрушки из соленого теста и т.д. Некоторые подобные коллекции со временем становятся музеями.
Коллекционированием кукол занимается плангонология. Популярной также является киндерфилия- сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.
Существуют коллекции игрушек, объединенные в том числе и по признаку фирмы-производителя. Сбором кукол Барби и всего, что с ними связано - нарядов, аксессуаров, кукольных домиков - занимается барбифилия. Легофилия - это сбор игрушек фирмы Lego. В Интернете можно увидеть немало коллекций, посвященных игрушкам серии My Little Pony (игрушки-персонажи мультфильма "Мой маленький пони" фирмы Hasbro).
Сбор информации
Не забудем упомянуть о таком своеобразном виде коллекционирования, как сбор каких-либо определенных сведений. На свете есть немало коллекционеров, собирающих, к примеру, сообщения о близнецах, о долгожителях, о кораблекрушениях, описания гербов, сведения о редких породах кошек и т.д. В Интернете нередко можно найти собрания смешных фамилий или редких имен.
К сбору информации можно также отнести и анектодотофилию- коллекционирование небольших юмористических рассказов. Афористиказанимается сбором и изучением афоризмов, крылатых слов, пословиц и поговорок. Редакции некоторых периодических изданий, особенно специализированных, занимаются ляпофилией - сбором "ляпов" в других изданиях и регулярно публикуют подборки таких "ляпов".
Прочие виды коллекционирования
Существует огромное множество видов этого увлекательного хобби, большинство из которых имеет свои нормативные названия. Например, фалеристика, посвященная сбору и изучению наградных знаков, орденов и медалей. Бирофилия (от англ. beer - пиво) - это сбор любой пивной атрибутики: пивных банок, бочонков, открывашек и т.д.
Битлофилия - сбор материалов, связанных с творчеством группы "Битлз".
Аналогофилия - сбор разнородных, но аналогичных по теме предметов. Коллекция аналогофила может состоять, например, из игрушечных лошадок, почтовых марок с лошадьми и фотографий лошадей. Предметы разные - игрушки, почтовые конверты и т.д., - но тема одна - лошади.
Советы коллекционерам
Как вы видите, существует великое множество видов коллекционирования. В Интернете можно найти специализированные клубы, в которых можно не только пообщаться с теми, кто разделяет ваши интересы, но и получить ценный совет и пополнить свою коллекцию за счет покупки или обмена. Из этого следует, что, хотя не существует ограничений в выборе предмета коллекционирования, лучше все же выбирать такой предмет, который интересен не только вам.
В среде профессиональных коллекционеров принято говорить, что в вашей коллекции не должно быть "самого ценного" предмета, с которым вы ни за что не расстанетесь. Практика показывает, что только в случае готовности расстаться с одним из самых ценных предметов ради приобретения другого, более ценного, коллекция будет расти не только количественно, но и качественно.
Если вы собираете, например, марки или открытки, то бывает весьма непросто остановиться на каком-либо экземпляре при наличии большого выбора. Считается более солидным целенаправленно сузить предмет коллекционирования, скажем, до марок только с рыбами или только с собаками. При этом ценится не столько стоимость отдельно взятой марки, сколько полнота серии.
Не беда, если сегодня вы не можете позволить себе приобрести редчайшую юбилейную марку начала XX в.: неважно, какова стоимость какого-либо экземпляра в данный момент, с годами она будет только расти.
Помните, что коллекционера уважают не только за количество предметов в коллекции, но и за знание темы. Заниматься просто собирательством недостаточно, да и неэффективно, ибо в таком случае весьма трудно ориентироваться в предмете. Изучайте специализированную литературу, каталоги, ищите интересную информацию - это очень вам поможет.
Если же коллекционированием занимается ваш ребенок, помогайте ему. Лучше всего регулярно выделять ему определенную сумму "специально для коллекции".
Слова "ребенок-коллекционер" у кого-то, возможно, ассоциируются с серьезным школьником в очках, сосредоточенно изучающим через лупу альбом с марками и со знанием дела описывающим достоинства каждого экземпляра - такие персонажи нередко фигурировали в советских фильмах для детей. Но помните, что дети есть дети, далеко не всегда они могут понимать истинную ценность предметов коллекции и хорошо в них разбираться и, увы, многие дети могут стать жертвой обмана со стороны более людей опытных, которые могут предложить юному коллекционеру подделку в обмен на подлинный, редкий экземпляр.
Как этого избежать? Во-первых, заранее объясните ребенку возможность такой ситуации и договоритесь, что решения относительно обмена уже имеющихся экземпляров вы будете принимать вместе.
Во-вторых, родителям следует знать, с кем ребенок общается "по интересам". Если друзья вашего ребенка тоже дети, неплохо будет познакомиться также и с их родителями. Если же это взрослые, близкое знакомство с ними просто обязательно

Наши рекомендации