Прогресс общества главным образом зависит от развития науки. Чем больше страна разрабатывает и производит высокотехнологичных продуктов, тем она богаче.

Прогресс общества главным образом зависит от развития науки. Чем больше страна разрабатывает и производит высокотехнологичных продуктов, тем она богаче.

Это подтверждается данными Юнэско.

Так Институт статистики Юнэско выкладывает в открытый доступ рейтинг стран мира по уровню расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Расходы измеряется в % от ВВП. 1-я десятка этого рейтинга – это развитые страны Израиль (4,4%), Южная Корея (3,74%), Япония (3,36%), Соединенные Штаты (2,9%), Германия (2,82%). Россия находится на 32 строке (1,2%), Беларусь 43 (0,64%) из 91 страны.

То есть в 1-ую и 10 и даже 20 стран с наибольшими расходами на науку входят главным образом развитые страны, которые создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира.

В научные исследования инвестирует как государство, так и частные компании, причем вклад частных компаний может значительно превышать вклад государства.

Уровень расходов на научные разработки важен и в масштабах страны, и для конкретных компаний. Современным компаниям выгодно быть прозрачными и информация о расходах на разработку открыта большинством крупными компаний. Например, если вы зайдете на сайт корейских компаний, которые очень успешно вышли на мировые рынки – то вы увидите раздел RandD – раздел посвященный разработкам – описываются конкретные новинки, которые были созданы в компании, указан состав отдела разработки – работает 5 кандидатов наук, 10 дипломированных инженеров. То есть любой уважающий себя производитель демонстрирует свое постоянное развитие.

Для чего? Или точнее для кого?

1. Для потребителей – это показывает, что предприятие в курсе новейших разработок в своей отрасли.

2. Для инвесторов. Сегодня постоянно декларируется, что для поддержания постоянного уровня прибыли инновационная деятельность должна вестись постоянно. И расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – критерий для вложений средств в страну и компанию.

1.1 НАУКА, Научно-технический прогресс и научные революции

Наука – это процесс познания закономерностей объективного мира и процесс производства знаний и их использования в практике.

Главная цель науки – познание объективного мира, т.е. законов природы, общества, мышления, выявление неких закономерностей в кажущемся хаосе явлений.

Научно-технический прогресс – взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс развития науки и техники, позволяющий человеку воздействовать на окружающую среду с целью получения материальных и духовных благ.

НТП – это постоянное поступательное движение науки, которое приводит к постоянному равномерному развитию материального производства.

Если проанализировать основные этапы развития науки начиная с древности (с Древнего Востока, Древней греции) и заканчивая Новейшим временем, то можно увидеть, что научно-технический прогресс имеет некоторые стадии, когда накопление знаний приобретает резкий, скачкообразный характер.

Такие периоды НТП принято называть научной революцией (НТР).

Т.е. научная революция – это периоды научно-технического прогресса, когда накопление знаний приобретает резкий скачкообразный характер.

Историки, философы выделают 3 периода скачкообразного развития науки:

I, II, III научные революции.

III научная революция: началась в начале 20 века и продолжается по сей день.

Её характерной чертой является соединение науки и производства. Поэтому мы говорим уже не о научной, а о научно-технической революции.

Классификация наук

В XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон разработал первую классификацию наук, принятую французскими просветителями Дидро, Ж. Даламбером, Гольбахом, Монтескье, Вольтером, Руссо. Все существующие и возможные науки Ф. Бэкон разделил соответственно трем способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия как наука о природе и человеке.

Современная классификация наук производится по разным признакам:

– по отраслям знаний: естественные науки (о природе), общественные (об обществе), технические (науки о целенаправленном преобразовании природных тел и явлений в технические объекты, о функционировании механических объектов в системе общественного производства);

– научным дисциплинам: математика, физика, сопротивление материалов, теоретическая механика и т. д.;

– результатам научной деятельности: публикации (книги, статьи), патенты, конструкторские разработки и т. д.

Научная деятельность, научная работа или научный труд – это творческая деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию новых научных знаний, результаты которой характеризуются следующими основными признаками:

а) новизной и оригинальностью;

б) уникальностью и неповторяемостью (результаты научной деятельности не могут быть серийными, повторенная работа теряет новизну, поэтому обязательным требованием к исследователю является его информационная осведомленность об объекте и предмете исследования);

в) вероятностным характером и риском (всегда трудно предугадать, успешно ли закончится задуманное исследование и будет ли получен предполагаемый результат);

г) доказательностью, то есть убедительностью результатов научной работы и их воспроизводимостью.

Научная деятельность классифицируется:

– по целевому назначению: развитие теории, разработка новой техники, совершенствование технологии и т. п.;

– видам научных работ: фундаментальные, прикладные исследования, разработки;

– диапазону исследовательских работ: направления в науке, научная проблема, научная тема, научный вопрос;

– методу исследования: теоретическое, экспериментальное, смешанное.

Научные учреждения, независимо от их подчиненности, названия, ранга, помимо научных сотрудников должны иметь средства научной деятельности (научное оборудование – измерительное, вычислительное и т. д.), объекты научного труда (исследуемые предметы или явления), информационный массив (библиотечный и патентный фонды), а также психологический микроклимат для научной деятельности.

По отношению к сфере человеческой деятельности научные учреждения Республики Беларусь классифицируются так:

– к непроизводственной сфере относятся академические институты, входящие в состав Национальной Академии наук Республики Беларусь, научно-исследовательские институты общенаучного и гуманитарного профилей, а также вузы непроизводственного профиля (медицинские, юридические и др.);

– к производственной сфере относятся все отраслевые институты – проектные и конструкторские бюро, научно-производственные комплексы и объединения, технические вузы.


Организация научно-исследовательской работы в РБ

Управление в сфере науки

Отношения между производителями научной продукции, органами власти и потребителями научной продукции регулируют законы: «О научной деятельности» (21 октября 1996 г. № 708-XІІІ), «Об основах государственной научно-технической политики» 19 января 1993 г. № 2105-XІІ).

Основными принципами государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

– государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;

– ориентация научной и научно-технической деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

– непосредственная связь научной и научно-технической деятельности с образованием;

– государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;

– обеспечение свободы научной и научно-технической деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;

– равноправие всех субъектов научной и научно-технической деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

– повышение престижа научного труда и технического творчества;

– взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;

– открытость научно-технической политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспособности и жизненно-важным интересам Республики Беларусь.

Общее руководство научными исследованиями осуществляетСовет Министров Республики Беларусь, который является высшим органом управления в стране.

Непосредственное руководство научными исследованиями в стране осуществляет специальный орган управления – Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ).

ГКНТ проводит государственную политику, регулирование и руководство в области науки, технологий и информатизации. Главными задачами ГКНТ являются:

– разработка и реализация государственной политики в области науки, технологии и информатизации;

– координация деятельности министерств и иных республиканских органов управления, объединений, организаций и заведений в области научной, научно-технической, инновационной деятельности и информатизации, а также международного сотрудничества в этих направлениях;

– контроль за рациональным расходованием средств республиканского бюджета, выделяемых на подготовку научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки, определяет перспективные и актуальные направления их подготовки;

– проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

– вносить предложения в Совмин по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в республике.

Гос комитет по науке и технологиям координирует различные международные проекты, например, работу белорусско-китайского технопарка г. Чанчуне, КНР.

Высшим научным учреждением Республики Беларусь является Национальная Академия наук, которая осуществляет фундаментальные научные разработки в области общественных и естественных наук и координирует такие исследования во всех научных учреждениях и высших учебных заведениях страны.

Академия наук подчиняется президенту и подотчетна СовМину Беларуси.

Академия наук также является органом государственного управления в сфере науки, её полномочия установлены Законом Республики Беларусь "О Национальной академии наук Беларуси" и Уставом Национальной академии наук Беларуси.

Академия основана в 1929 году. В ней работают около 18 тысяч человек. Средний возраст составляет 47 с лишним лет. По состоянию на 2002 год насчитывалось 54 научные организации, 9 самостоятельных хозрасчетных конструкторских бюро и опытных производств, 180 самостоятельных инновационных предприятий.

Руководство работой Академии осуществляет президент и выбранный коллективный орган – президиум. Научно-методическое руководство своими учреждениями Академия проводит через шесть отделений:

– физики, математики и информатики;

– физико-технических наук;

– химических наук и наук о Земле;

– биологических наук;

– медицинско-биологических наук;

– гуманитарных наук и искусств.

В нашей стране научные исследования ведутся в научных организациях:

– научно-исследовательские институты, входящие в состав АН;

– высшие учебные заведения (вузы);

– научно-исследовательские институты, подчиненные отраслевым министерствам.

– проектно-конструкторские и технологические институты, лаборатории, обсерватории, опытные станции, полигоны, ботанические сады и заповедники, музеи, библиотеки, архивы и др. учреждения, подчиненные различным ведомствам.

Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров

В нашей стране главным направлением совершенствования кадровой политики в последние годы является не столько количественный рост численности ученых, сколько повышение уровня их подготовки. Основным источником пополнения научных кадров являются специалисты с высшим образованием – в сферу науки вовлекается до 10 % выпускников вузов.

Одной из форм подготовки научных кадров является магистратура, открываемая при высших научных учреждениях. Обучение в магистратуре регулируется «Положения о многоуровневой системе высшего образования в Республике Беларусь». Оно определяет общие положения, требования к подготовке и аттестации для получения академической степени «магистр». Магистерская подготовка осуществляется в первую очередь для пополнения научных и научно-педагогических кадров, а также руководителей высшего звена и повышения образовательного уровня специалистов.

Программа обучения магистров предусматривает научно-исследовательскую и общеобразовательную подготовку (курс философии, информатики, иностранный язык). Научно-исследовательская часть направлена на подготовку обучающегося для дальнейшей научной, преподавательской. Результаты научных исследований по окончании обучения оформляются в виде магистерской диссертации. Срок обучения в магистратуре – один год.

Важнейшей формой подготовки специалистов-исследователей является аспирантура, которая открывается при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, располагающих высококвалифицированными учеными, способными обеспечить руководство аспирантами. Подготовка кадров через аспирантуру осуществляется по специальностям научных работников, перечень которых разрабатывается Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Учеба в аспирантуре осуществляется с отрывом от производства (очная сроком на 3 года) и без отрыва от производства (заочная сроком на 4 года). В очную аспирантуру принимаются специалисты в возрасте до 35 лет, в заочную – до 45 лет. Для поступления в аспирантуру необходимо сдать вступительные экзамены, а в процессе обучения аспиранты сдают кандидатские экзамены.

Для каждого из поступивших в аспирантуру утверждается научный руководитель, который консультирует аспиранта и контролирует ход выполнения индивидуального плана, утверждаемого Советом вуза (факультета) или научного учреждения. Каждому аспиранту утверждается тема диссертационной работы.

После завершения разработки диссертационной темы оформляется диссертация, подлежащая защите в специализированном совете. Такие советы организуются Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров Беларуси (ВАК) в научных учреждениях и высших учебных заведениях, располагающих высококвалифицированными кадрами ученых соответствующего профиля. Защита диссертации признается успешной, если в результате тайного голосования за присуждение искомой ученой степени высказалось более 50 % членов совета, участвовавших в защите.

ВАК также рассматривает предложения Советов научных учреждений и принимает решения о присвоении ученых званий доцента и профессора.

В целях повышения эффективности разработки актуальных проблем науки, техники и культуры, совершенствования подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации – докторов наук – в ряде организаций работает докторантура, как высшая ступень в единой системе непрерывного образования в стране. Докторантура организуется при ведущих вузах, научных учреждениях и организациях, располагающих высококвалифицированными научными кадрами и необходимой исследовательской и экспериментальной базой. В нее направляются кандидаты наук в возрасте до 40 лет, имеющие научные достижения, проявившие себя перспективными научно-педагогическими работниками. Подготовка специалистов в ней осуществляется сроком до трех лет только с отрывом от производства. Докторанты при необходимости могут командироваться в ведущие отечественные и зарубежные научные центры.

В современных условиях чрезвычайно важной задачей является систематическое пополнение и обновление знаний специалистов. С этой целью в нашей стране сформирована система повышения квалификации, состоящая из институтов повышения квалификации, подчиненных соответствующим отраслевым министерствам и ведомствам, и факультетов повышения квалификации, организованных в основном в высших учебных заведениях. Каждый специалист республики обязан один раз в пять лет пройти через систему повышения квалификации и обновить свои знания. Преподают в таких институтах и на факультетах высококвалифицированные специалисты народного хозяйства, профессора и преподаватели вузов.

Для подготовки и переподготовки высшего руководящего состава народного хозяйства на уровне министерств, производственных объединений, руководителей крупных промышленных предприятий организована Академия управления при Президенте Республики Беларусь со сроком обучения до двух лет.

Европейское научное пространство (ERA)

Идея единого европейского научного пространства появилась в 50-е годы, когда ведущие европейские страныопасались, что американские концерны, опережавшие западноевропейские по технологическому уровню и методам управления, могут фактически установить контроль над их экономикой, и если Сообщество будет бездействовать, то «через 15 лет ведущей промышленной державой мира — после Соединенных Штатов и России — может быть не Европа, а американская промышленность в Европе».

До этого сотрудничество велось главным образом в рамках нескольких программ:

ЦЕРН Соглашение по образованию ЦЕРНа было подписано в Париже 29 июня − 1 июля 1953 года представителями 12 европейских стран. Организация была образована 29 сентября 1954 года. В настоящее время число стран-членов возросло до 20. Кроме того, некоторые страны и международные организации имеют статус наблюдателя. В ЦЕРНе постоянно работают около 2500 человек, ещё около 8000 физиков и инженеров из 580 университетов и институтов из 85 стран участвуют в международных экспериментах ЦЕРНа и работают там временно.

В настоящее время участниками ЦЕРНа является 21 государство, при этом страны-наблюдатели активно участвуют в проектах ЦЕРНа. В 2012 году Россия подала заявку на вступление в ЦЕРН в качестве ассоциированного участника. Украина в 2013 году также начала процесс вступления в ЦЕРН в качестве ассоциированного участника

Институт инженеров электротехники и электроники — IEEE(англ. Institute of Electrical and Electronics Engineers) (I triple E — «Ай трипл и») — международная некоммерческая ассоциация специалистов в области техники, мировой лидер в области разработки стандартов по радиоэлектронике, электротехнике и аппаратному обеспечению вычислительных систем и сетей.

Эта общественная некоммерческая ассоциация профессионалов появилась в 1963 году, в результате слияния Института радиотехников (англ. Institute of Radio Engineers, IRE), созданного в 1912 году, и Американского института инженеров-электриков(англ. American Institute of Electrical Engineers, AIEE), созданного в 1884 году[1].

IEEE, объединяя более 400 000 индивидуальных членов из 170 стран (в том числе более 100 000 студентов), издаёт третью часть мировой технической литературы, касающейся применения радиоэлектроники, компьютеров, систем управления, электротехники, в том числе (январь 2011 года) 122 реферируемых научных журнала и 36 отраслевых журналов для специалистов, проводит в год более 300 крупных конференций. Ассоциация принимала участие в разработке около 900 действующих стандартов.

Европе́йское объедине́ние угля́ и ста́ли (сокр. ЕОУС) — международная организация,объединявшая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заложившая основу дальнейшей экономической интеграции в Европе.

Идея создания ЕОУС впервые была предложена 9 мая 1950 года Робером Шуманом, министром иностранных дел Франции, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая-либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям»

Объединение прекратило существование 23 июня 2002 года в связи с истечением срока действия договора.

ЕОУС функционировала очень успешно. На конференции в Мессине в 1955 году министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики.

По примеру ЕОУС был создан Евратом.

Европейское сообщество по атомной энергии (сокр. Евратом) — международная организация членов Европейского союза. Европейское сообщество по атомной энергии было создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году.

Опасения стратегической зависимости от США преследовали европейские страны. В 1963 г. Европейская Комиссия впервые выдвинула ряд рекомендаций го­сударствам членам об усилении их сотрудничества в сфере науки и техники. Однако перейти от слов к делу оказалось не так просто и только в 80-х годах началась реализация пробных европейских программ по научному сотрудничеству.

Идея Европейского научного пространства появилась как попытка преодоления трех проблем, от которых страдает европейская наука. А именно:

– недостаточное финансирование (инвестиции США и Японии в научно-технологическое развитие значительно превосходят аналогичные показатели стран ЕС и этот разрыв постоянно увеличивается не в пользу Европы. В начале 200-х доля научных исследований в странах ЕС составляет в среднем 1,8 % европейского внутреннего валового продукта (для сравнения: в США аналогичный показатель равен 2,8 %, в Японии 2,9 %) В настоящее время среднеевропейский показатель – чуть меньше 3% (2,7%).

– недостаток стимулирования научных исследований и применения результатов,

– фрагментация научной деятельности, неудовлетворительным координированием национальных и европейских программ и рассредоточение ресурсов. По мнению исполнительного органа ЕС – Европейской комиссии, для исправления сложившегося положения необходимо объединить ресурсы стран ЕС, в каждой из которых национальная научная политика будет реформирована в соответствии с единым европейским стандартом. Комитет по вопросам промышленности, внешней торговли, научных исследований и энергетики ЕС призвал правительства государств ЕС приложить усилия к тому, чтобы не менее 3 % от внутреннего валового продукта направлялось на научные исследования. Члены Комитета особенно озабочены тем, что страны ЕС не признают дипломы других государств и создают лишние законодательные преграды для получения патентов.

Были созданы программы финансирования ЕНП.

Рамочные программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий или Рамочные программыили сокращенно РП1…РП8 — программы финансирования, созданные ЕС с целью поддержки и поощрения исследований Европейском исследовательском пространстве. Конкретные цели и действия в программах различаются в разных финансовых периодах.

Первые 6 рамочных программ охватывали периоды по 5 лет, но начиная с РП7, программы будут продолжаться по 7 лет. Сроки проведения и бюджеты программ

Рамочная программа Период Бюджет в миллиардах
Первая 1984–1988 ?3.75
Вторая 1987–1991 ?5.396
Третья 1990–1994 ?6.6
Четвертая 1994–1998 ?13.215
Пятая 1998–2002 ?14.96
Шестая 2002–2006 ?17.883
Седьмая 2007–2013 ?50.521 на протяжении 7 лет + ?2.7 для Евратома на протяжении 5 лет
Горизонт 2020 2014–2020 ?80 (оценка)

Программа «Горизонт 2020» представляет собой очередную рамочную программу ЕС по научным исследованиям и инновациям, а также крупнейшую из подобных программ в мире. Ее продолжительность составляет семь лет (2014–2020), а общий объем финансирования — около 80 млрд. евро. Программа финансируется из бюджета ЕС и является финансовым инструментом реализации инициативы «Инновационный союз», одной из основных инициатив общеевропейской стратегии развития Европа 2020.

Цель программы «Горизонт 2020» — создание научно-технологической основы для ускоренного и устойчивого экономического развития объединенной Европы, роста ее конкурентоспособности в мире, повышение занятости, превращение ЕС в одно из наиболее развитых в научно-технологическом отношении государств, завершение формирования единого европейского научного пространства.

Объединение усилий ученых разных стран в проведении фундаментальных исследований обычно мотивировано сложностью исследуемых проблем, изучение которых возможно лишь с использованием уникальных научных установок, которые часто существуют в единичных экземплярах либо в отдельных странах или построены в рамках крупных международ- ных проектов (Большой адронный коллайдер – на границе Швейцарии и Франции – самая крупная экспериментальная установка в мире. – участвуют 10000 ученых из более чем 100 стран – в 1984 году был задуман, в 2008 начал работу – в 2016 была авария – куница перегрызла провод трансформатора, международный экспериментальный термоядерный реактор – Франция с 2007…2017 гг. – 19 млрд евро и т.п.).

Структура программы «Горизонт 2020»представлена ниже (в скобках указана доля финансирования подпрограмм в общем объеме финансирования программы):

1. ПЕРЕДОВАЯ НАУКА(31,73%)

Европейский научный совет (17,00%)

Будущие и зарождающиеся технологии (3,50%)

Программа Марии-Склодовской Кюри (8,00%)

Европейская исследовательская инфраструктура (3,23%)

2. ПРОМЫШЛЕННОЕ ЛИДЕРСТВО (22,09%)

Лидерство в промышленных технологиях (17,60%)

Доступ к рисковому финансированию (3,69%)

Инновации в МСП (0,80%)

3. ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ (38,53%)

Здоровье, демография и благополучие населения (9,70%)

Пищевая безопасность, устойчивое развитие сельского и лесного хозяйства, морские и приморские исследования, биоэкономика (5,00%)

Безопасная, чистая и эффективная энергетика (7,70%)

«Умный», «зеленый» и интегрированный транспорт (8,23%)

Климат, эффективное использование природных ресурсов и сырья (4,00%)

Европа в меняющемся мире: инновационное общество, готовое к изменениям (1,70%)

Безопасное общество. Защита свободы и безопасности Европы и ее граждан (2,20%)

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ:

Наука с обществом и для общества (0,60%)

Распространение передового опыта и расширение участия (1,06%)

Европейский институт инноваций и технологий (3,52%)

Совместный исследовательский центр по изучению неядерных воздействий (2,47%)

Ученые и научные организации Республики Беларусь принимают активное участие в научных программах Европейского союза.

С целью создания условий для участия Беларуси в программе «Горизонт 2020» Приказом ГКНТ № 116 сформирована сеть национальных контактных точек (НКТ) по отдельным направлениям Программы. Сеть включает 25 экспертов, работающих в научных организациях НАН Беларуси, вузах и иных субъектах национальной инновационной системы в Минске, Гомеле и Гродно (схема сети НКТ). Белорусские НКТ закрывают 16 тематических и горизонтальных направлений программы. Часть НКТ имеют опыт работы в 7-й Рамочной программе научно-технологического развития ЕС.

Согласно данным Генерального директората по науке и инновациями Европейской комиссии, предоставленным НИО программ ЕС по науке и инновациям в сентябре 2014 г., в 7-й Рамочной программе ЕС приняли участие 62 проекта из Беларуси с общим объемом финансирования для белорусских партнеров около 5 млн. евро. 42 из них выполняются в 2014 г., большинство продолжится в 2015–2016 гг.

Изучение материалов

Проведение научного исследования начина­ется с изучения и анализа опыта предшественников, а также материалов исследований в смежных областях наук. Часто из-за недостаточной осведомленности исследователь может сделать поспешные, недостаточно обоснованные выводы, неправильные заключения или повторить в своей работе открытия других.

По некоторым данным, ежедневно в мире издается в различной форме в среднем около 100 печатных листов текста в расчете на одного специалиста, работающего в узкой отрасли науки и техники. Такой рост печатных работ делает процесс изучения материалов довольно сложной задачей. В изучении материалов выделяют два этапа: поиск источника информации и ознакомление с источниками информации.

Первый этап – поиск источника информации. Изучение начинают с монографий, посвященных направлению, в котором предполагается проводить исследования. Этим достигают две цели: знакомятся с современной точкой зрения на исследуемую проблему, подходом к ней и методикой исследований; знакомятся с основной литературой – монографии, как правило, имеют достаточно полный библиографический указатель.

В дальнейшем начинающему исследователю необходимо следующее:

  • знакомиться с литературой, указанной в библиографии, т. е. с книгами, брошюрами, статьями в журналах, с диссертациями и пр.;
  • просматривать реферативные журналы по соответствующему разделу науки и техники и информационные издания (экспресс-информация, информационные листки, сборники НИИ и отраслей промышленности);
  • изучать специализированные журналы;
  • изучать труды институтов, тезисы докладов конференций, авторефераты диссертаций.

Второй этап – ознакомление с источниками информации. Бытуют две крайности: либо просматривают оглавление книги и другие источники и, не находя там интересующего материала, теряют к источнику интерес; читают и даже конспектируют все подряд, не разделяя необходимое от излишнего. В первом случае возможна потеря информации по смежному вопросу. Правильнее строить этап изучения материала, разбивая его на две составляющие: ознакомление и чтение.

Если в процессе беглого ознакомления с информационным материалом появится необходимость детально ознакомиться с ним, все подряд читать не следует: установлено, что в научно-технической литературе только 30 % содержательного материала и читать книгу следует так, чтобы именно на нем концентрировалась мысль.

Пример: надо вам разработать состав бетона с обнаженной фактурой.

Справочно-информационные издания.

Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

Это – словари, энциклопедии, справочники специалиста и др.

Добавки для бетона Рамачадран – в виде справочника

Информационное издание – издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, в том числе органами научно-технической информации. Эти издания могут быть библиографическими, реферативными, обзорными.

Библиографическое издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей (описаний).

Реферативное издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты. К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки и экспресс-информация.

Обзорное издание – это информационное издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в источниках сведений.

Издания могут быть непериодическими, периодическими и продолжающимися.

Это книги, брошюры, листовки.

Книга – книжное издание объемом свыше 48 страниц.

Брошюра – книжное издание объемом свыше четырех, но не более 48 страниц.

Текстовое листовое издание объемом от одной до четырех страниц называется листовкой.

Периодические издания выходят через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое

заглавие. Это газеты, журналы, бюллетени, вестники.

Журнал Мастерская

Газета – периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

Журнал – это периодическое текстовое издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Бюллетени и вестники могут быть периодическими или продолжающимися изданиями.

Продолжающиеся издания выходят через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие.

Бюллетень (вестник) – это периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.

В завершение краткой характеристики основных источников научной информации следует упомянуть небумажные, нетрадиционные источники: кинофильмы, видеофильмы, микрофильмы, магнитные и оптические диски и др.

Какие документы в строительстве: Вестники университетов, Строительная наука и техника, Проблемы современного бетона и железобетона (БелНИИС), Белорусская строительная газета, журнал мастерская

Рабочая гипотеза

Анализ исходной информации позволяет сформулировать рабочую гипотезу. В современный период существующего в науке и технике знания в избранном направлении, как правило, вполне достаточно, чтобы поставить новую проблему или отметить нерешенный вопрос, однако недостаточно, чтобы их решить. Для этой цели необходимы новые научные знания, новые факты, т. е. объективные явления или процессы, которые совершаются в действительности и являются достоверными. Собрать факты – важнейшая составная часть научного исследования. Их собирают в соответствии с выдвинутой научной проблемой, но они сами по себе не составляют научного исследования. На первых этапах исследования факты нужны для выдвижения определенного предположения – рабочей гипотезы.

Открытие новой гипотезы затруднено потому, что часто нужно отказываться от шаблона, к которому привыкли, при этом настолько, что его считают безусловным. Рабочая гипотеза – это высказанное исследователем обоснованное предположение о вероятной причине воз­никновения наблюдаемых фактов либо о вероятном, предположительном развитии процесса или явления. Для гипотезы характерно то, что в ней формулируются положения с новым содержанием, выходящим за пределы имеющегося знания, выдвигаются новые идеи, носящие вероятный характер, на основе которых происходит поиск новых научных результатов. В этом и заключается суть и ценность гипо<

Наши рекомендации