Методика расчета расхода топлива
1. Расчет потребности топлива на транспортную эксплуатацию ПА (следование на пожар и с пожара в пожарную часть).
1.1. Определить величины пробегов ПА в зимний и летний периоды эксплуатации (зимой Sз, км и летом Sл, км).
Дополнительно следует определить пробеги единичных ПА, требующих надбавки на перегон и обкатку ПА и т.д. Обозначив их величины S (di), км. Эти величины должны быть вычтены из Sз или Sл.
1.2. Определить эксплуатационные нормы расхода жидкого топлива с учетом всех надбавок, т.е. необходимо установить его значение в л/км.
Вычисления производят по формуле
(17.1)
1.3. Определить количество ПА для рассчитанных нормативов Ni , тогда потребное количество топлива легко вычисляется
, л . (17.2)
При необходимости возможно определять расходы топлива для различных сезонов эксплуатации ПА, дорожных условий и расходов при эксплуатации S(di).
2. Расчет потребности жидкого топлива на работу специальных агрегатов.
2.1. Определить для каждого ПА продолжительность работы специальных агрегатов в зимних и летних условиях τз и τл, час (минута).
2.2. Определить эксплуатационные нормативы, используя формулу
, л/мин. (17.3)
2.3. Определение потребного количества топлива производится по выражению:
, л. (17.4)
Значения τз и τл возможно определять потребность расхода топлива для зимних и летних условий.
3. Расчет потребности жидкого топлива для работы двигателя на холостом ходу.
3.1. Эксплуатационный норматив расхода жидкого топлива определяется с учетом добавки D2
, л/мин/ (17.5)
3.2. Потребное количество топлива определяется по выражению:
, л , (17.6)
где n – количество дней в году.
4. Суммарная потребность жидкого топлива составит
, л . (17.7)
При расчетах расходов топлива отдельно определяется потребность бензина и дизельного топлива.
Допускается на основании приказа Управления МЧС по федеральному округу увеличивать расход топлива на ТО, регулировочные работы на 1% от общего расхода.
Для моделей, марок и модификаций новых типов ПА, на которые Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, Управлением федерального округа вводятся в действие своим приказом нормы, обоснованные организациями, осуществляющими разработку таких норм.
Нормы расхода моторных и трансмиссионных масел устанавливают из расчета на 100л от общего расхода топлива для данного типа автомобилей. Нормы расхода масел установлены, в л, на 100 л расхода топлива, а нормы расхода смазок, в кг, на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% после капитального ремонта ПА и находящихся в эксплуатации более 5 лет.
Нормы расхода тормозных, охлаждающих и других жидкостей назначают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
В качестве примера в табл.17.4 приводятся нормы расхода различных эксплуатационных материалов для некоторых автомобилей (в литрах на 100 км пробега автомобиля).
Таблица 17.4
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссионные масла | Специальные масла и жидкости | Пластичные смазки |
ЗИЛ-4331 всех модификаций КамАЗ-4310,5320 всех модификаций МАЗ-200 всех Модификаций МАЗ-543, 7310, 7213 всех модификаций | 2,8 2,8 3,0 4,5 | 0,4 0,4 0,4 0,5 | 0,15 0,15 0,1 1,0 | 0,35 0,35 0,35 0,3 |
При планировании потребности топлива, как указано, годовые пробеги ПА принимают ориентировочно равными годовым пробегам предыдущего года. Поэтому и расчетная потребность топлива будет приближенной.
По данным текущего года годовые пробеги ПА и продолжительность работы спецагрегатов будут установлены. Это обеспечит более четкий и точный расход топлива подразделениями
Для автомобилей и их модификаций, для которых отсутствуют нормы расхода масел и смазок, установлены нормы в литрах на 100 л общего нормированного расхода топлива, приведенные в табл. 17.5.
Таблица 17.5
Виды и сорта масел (смазок) | Размерность | Автомобили работающие | |
на бензине | на дизельном топливе | ||
Моторные масла Трансмиссионные и гидравлические масла Специальные масла и жидкости Пластичные (консистентные) смазки | л л л кг | 2,4 0,3 0,1 0,2 | 3,2 0,4 0,1 0,3 |
Для хранения и отпуска ГСМ в каждой пожарной части оборудуются склады и заправочные пункты. Они предназначены для длительного хранения ГСМ, быстрой и правильной их приемки и отпуска. В пожарной части должна обеспечиваться их пожарная безопасность.
Учет расхода топлива осуществляется в соответствии с Наставлением по технической службе.
Ежедневно в эксплуатационной карте отмечается выполняемая ПА работа, ее продолжительность, расход топлива на различных режимах эксплуатации двигателя. Ежемесячно производится снятие остатков топлива в хранилищах и баках всех транспортных средств. Оно осуществляется инвентаризационной комиссией, которая по окончании составляет акт.
Сведения об остатках сопоставляются с данными приходных документов. Ежемесячно составляется отчет о расходовании ГСМ и работе оперативной пожарной техники.