Постановка ПА на оперативное дежурство
Поступившие в пожарную часть ПА должны быть зарегистрированы в ГИБДД и пройти процедуру страхования. Со дня регистрации исчисляется срок службы ПА.
Под руководством начальника части старшим водителем должна быть произведена обкатка нового пожарного автомобиля. Нормативы на обкатку устанавливает завод- изготовитель ПА. Обычно указывают ряд условий. Во-первых, назначается продолжительность эксплуатации в режиме обкатки. Как правило, она назначается в величинах пробега ПА, исчисляемых в километрах. Обкатке подлежат и отдельные агрегаты. К ним относятся, например, пожарные насосы. Для них назначается продолжительность обкатки, т.е. работы в часах. Непременным условием качественных результатов обкатки является требование эксплуатации при пониженных условиях ее проведения. Для ПА – это пониженные скорости.
После обкатки проводится обслуживание ПА в объеме работ, рекомендуемых инструкцией по эксплуатации и шасси, а специального оборудования в объеме работ ТО-1 в соответствии с техническим описанием по эксплуатации ПА.
Заводы-изготовители ПТП устанавливают предельные сроки ее службы, а также период безаварийной надежной службы. Такой период называется гарантийным сроком службы.
Гарантийный срок исчисляется со дня регистрации в ГИБДД, но не позднее одного месяца со дня получения изделия потребителем.
При получении пожарной техники непосредственно с завода гарантийный срок и наработка исчисляются со дня ввода ее в эксплуатацию, но не позднее одного месяца со дня получения.
В течение этого периода отказы в работе механизмов могут происходить по одной из двух причин. Они могут быть причиной несовершенства конструкции или дефектов производства. Они могут появляться и по причине нарушения правил эксплуатации механизмов или несоблюдения режимов их эксплуатации. Поэтому необходимо, прежде всего, установить причину отказа механизма в работе и однозначно установить, что отказы произошли по вине завода-изготовителя, а потребитель соблюдал правила хранения и эксплуатации, изложенные в инструкциях заводов. Претензии предъявляются заводу-поставщику на его изделия и комплектующие изделия смежников.
Подразделение ГПС обязано предъявить рекламацию при:
обнаружении несоответствия качества или комплектности установленным требованиям;
поломках, разрушениях и нарушениях работоспособности деталей механизмов, систем;
преждевременном износе отдельных деталей или механизмов.
Претензии оформляются в виде акта-рекламации. Последовательность исполнения определена Наставлением по технической службе. Сущность ее изложена ниже.
Приняв решение о предъявлении рекламации, подразделение ГПС или отдел техники в трехдневный срок направляет заводу-поставщику извещение о вызове представителя для определения причин неисправности или отказа. Завод-поставщик может прислать представителя или согласиться на составление акта-рекламации в одностороннем порядке. До приезда представителя завода-поставщика неисправный агрегат может быть снят с машины, но не должен разбираться.
Для составления акта-рекламации в ГПС создается комиссия, в которую включается и представитель завода-поставщика. Акт должен быть составлен в течение трех дней. При несогласии с комиссией представитель завода акт подписывает, но делает запись о своем мнении и несогласии с выводами комиссии. В случае неприбытия представителя завода по вызову ГПС в течение 15 дней создается комиссия для составления акта-рекламации в одностороннем порядке. В комиссию должен быть включен специалист из незаинтересованной организации. Общий срок составления акта-рекламации не должен превышать 30 дней со дня обнаружения дефекта.
При получении акта-рекламации представитель заказчика МЧС России должен потребовать замены или ремонта продукции и выплаты штрафа в согласованном размере. Расходы по транспортировке и ремонту изделий производятся за счет поставщика.
В случае, если в период гарантийного срока возникли неисправности или поломки деталей агрегатов по причине несоблюдения установленных режимов эксплуатации изделия или его технического обслуживания, расходы по восстановлению работоспособности возлагаются на ГПС.
Списание пожарной техники. Годовые нормы износа машин устанавливаются правительственными органами в процентах к их балансовой стоимости. В соответствии с этим годовая норма износа в процентах к балансовой стоимости для ПА установлена равной 11,7 %, т.е. их срок службы принят равным 10 годам.
Пожарную технику, отработавшую установленный срок службы, необходимо тщательно проверить и установить, отвечает ли ее техническое состояние, предъявляемым к ней требованиям. Результаты проверки являются основанием для принятия одного из решений:
продлить срок эксплуатации;
модернизировать на промышленных предприятиях;
списать ввиду невозможности проведения модернизации.
Зарубежный опыт показывает, что в результате модернизации можно восстанавливать 50-60 % ресурса пожарных автоцистерн. Стоимость модернизации, в зависимости от объема, достигает до 50-80 % стоимости новой пожарной машины.
В настоящее время заводы (например, ОАО «Пожтехника» г.Торжок) производят: замену трансмиссий, установку новых насосов, цистерн для воды и пенообразователя, реконструкцию кузова и отсеков для ПТВ и т.д.
Опыт, накопленный в нашей стране, дает основание утверждать, что организация модернизации пожарных машин на заводах позволяет обеспечивать их ресурс более чем на 50 % по сравнению с новыми машинами. При этом стоимость работ составляет около 75 % от стоимости новых машин.
Возможна передача пожарной техники, отработавшей установленный ресурс и срок, организациям, в которых требования к параметрам технического состояния машин менее жесткие, чем в ГПС.