Материально-техническое обеспечение в гпс

Г л а в а 17

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ГПС

Материально-техническое обеспечение пожарных частей и подразделений технической службы осуществляется территориальными органами управления ГПС МЧС России. В управлениях территориальных округов (например, г.Москва, см.гл.12). имеется отдел материально-технического обеспечения. В его состав входят два отделения: отделение вооружения и техники и отделение материального обеспечения.. они подчинены соответствующим управлениям, входящими в состав Главного Управления МЧС по субъектам РФ.

В соответствующих управлениях осуществляется руководство материально-техническим обеспечением и закупок ГСМ. Поэтому будут рассмотрены основы сертификации пожарно-технической продукции, приемки ПТП, постановка на оперативное дежурство и ее списание. Особо рассматривается порядок востребования в потребности ГСМ и хранении (консервации) ПТП.

Сертификация продукции

Соответствие объектов или продукции требованиям пожарной безопасности (далее – соответствие ПБ) определяется на основании Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ). Оно (соответственно) определяется аккредитованными организациями, руководствуясь требованиями, установленными Федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности или условиями договоров.

Федеральным законом установлено девять таких форм. Например, декларирование пожарной безопасности, подтверждение соответствия объекта (продукции), приемка и ввод объектов защиты (продукции), исследований и др.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством РФ. Следовательно, этим законом введен принцип выбора противопожарной защиты или соответствия продукции АБ. Собственник распоряжается своим имуществом, это его право, и, следовательно, может рисковать им. Собственник может не согласиться с требованиями соответственно продукции. В этом случае от него потребуются доказательства, что продукция соответствует требованиям безопасности.

Добровольное подтверждение соответствия продукции осуществляется в форме добровольной сертификации*.

Обязательное подтверждение соответствия продукции осуществляется в форме декларирования** соответственно или в форме обязательной сертификации.

Обязательному подтверждению соответствия продукции подлежит продукция общего назначения и пожарная техника. Требования пожарной безопасности к ней устанавливаются Федеральным законом и (или) федеральными законами о технических регламентах, содержащих требования к отдельным видам продукции.

Декларирование соответствия продукции требованиям ФЗ может осуществляться юридическим или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя на территории РФ, выполняющим по договору функции иностранного изготовителя (продавца), в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям ФЗ и несущим ответственность за нарушение указанных требований.

Продукция, соответствие которой подтверждено в установленном ФЗ порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Знак обращения на рынке применяется изготовителем (продавцом) на основании сертификата соответствия или декларации соответствия.

Схемы подтверждения соответствия продукции

Пожарной безопасности

Техническим регламентом для подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности определены рядом схем. Каждая из схем представляет собой набор операций и условий их выполнения.

Схемы рекомендованы для серийно выпускаемой и для ограниченной партии продукции. Для обоих случаев установлены декларации и сертификация продукции. В каждой из них обусловлен набор операций, характеризующий объем выполняемых работ. Набор операций в каждой из схем представлен в приводимой ниже табл.17.1 и 17.2.

______________

* Сертификат – [фр. сertifikat: верно + делать] . Документ, удостоверяющий, что продукция соответствует требованиям пожарной безопасности.

** Декларация [лат. – deklaracio – заявление, объявление]. Заявление, что объект (изделие) соответствует требованиям пожарной безопасности.

Таблица 17.1

№ п/п Обозначение схем Условия выпуска продукции Выполняемые операции
серийно выпускаемая ограниченная партия на основе собственных доказательств испытание сертификация
+ - + - -
+ - + + -
+ - + + +
- + + - -
Примечание. Испытания производят из партии продукции


Таблица 17.2

№ п/п Обозна- чение схем Условия выпуска продукции Выполняемые операции
серийно выпускаемая ограниченная партия анализ состояния производства испытание типового образца инспекционный контроль сертифика-ция
+   + + -  
+     + +  
+   + + +  
+     + + +
  + Сертификация партии и продукции на основе испытаний представительной выборки образцов из этой партии
  + Сертификация единиц продукции на основе испытаний единицы продукции

Сертификация партии продукции на основе испытаний представительной выборки образцов из этой партии.

Сертификация единиц, продукции на основе испытаний, единицы продукции.

Схемы соответствия устанавливаются для определенной продукции или материалов. В случае декларации соответствия они охватывают три направления.

Схемы 1д и 5д применяют для оценки веществ и материалов. При этом исключаются строительные материалы, отделочные материалы для подвижного транспорта, железнодорожного транспорта и метрополитена, огнезащитные и огнетушащие вещества.

Схемы 2д и 3д по выбору изготовителя применяются для оценки первичных средств пожаротушения (кроме огнетушителей), пожарного инструмента и оборудования (за исключением пожарных стволов, пеногенераторов и пеносмесителей), специальной защитной одежды.

Схема 3д применяется для оценки мобильных средств пожаротушения.

При сертификации продукции схемы выбираются по выбору заявителя.

Схемы 2с,3с,4с,5с и 6с для продукции и материалов, охватывающих различную номенклатуру.

1. Изделия пожарного оборудования – пожарные стволы, огнетушители, пеногенераторы, пеносмесители, дополнительное снаряжение пожарного.

2. Средства спасения, а также оборудование и изделия для спасения людей на пожарах, и средства их индивидуальной защиты.

3. Элементы автоматических установок пожаротушения. А также пожарную автоматику.

4. Порошковых огнетушащих составов, пенообразователей, строительных материалов для отдельных путей эвакуации в безопасную зону, отделочных материалов для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена.

5. Огнестойких строительных конструкций (кабельных проходок, кабельных коробов и т.д.), инженерного оборудования противодымной защиты.

6. Аппаратов защиты электрических цепей, пожароопасного и взрывозащищенного электрооборудования, в том числе, электрических кабелей, дверей шахт лифтов.

Схема 3с применяется только при проведении сертификации ранее сертифицированной продукции после завершения срока действия сертификата.

Схема 7с применяется только в случае, если отсутствует возможность представительной выборки типовых образцов для проведения испытаний.

Действия декларации соответствия устанавливается на срок не более 5 лет. По желанию заявителя соответствие декларированию может быть заменено обязательной сертификацией.

Подготовка сертификата

Аккредитованный орган по сертификации после анализа протокола испытаний (отчет об испытаниях), результатов анализа производства (если это установлено схемой сертификации), других документов о соответствии продукции требованиям ПБ, готовит решение о выдаче (об отказе выдачи) сертификата, оформляет сертификат, регистрирует его в едином реестре и выдает заявителю (изготовителю, продавцу).

Сертификат может иметь предложение, содержащее перечень видов и типов продукции, на которые распространяется его действие.

Срок действия сертификата для продукции, выпускаемой серийно, установлен техническим регламентом в зависимости от ее схемы:

1) 2с – не более года;

2) 3с – не более 3-х лет;

3) 4с и 5с – не более 5-и лет.

Для продукции, выпускаемой единично или партиями (схемы 6с и 7с) срок действия сертификата ограничивается сроком установленной годности продукции. Если он не указан, то срок его действия не превышает 1 года.

Для продукции, выпускаемой серийно, сертификат действителен после ее поставки в течение срока годности, если изготовитель обязуется обеспечить использование продукции по назначению. Если срок изготовителем не установлен, то сертификат действителен в течение 1 года.

Срок действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию, сертифицированную по схемам 4с и 5с, по его истечению может быть продлен. При этом орган, проводивший сертификацию, делает это на основании инспекционного контроля этой продукции и протокола испытаний по сокращенной программе.

В случае изменений в конструкции продукции или технологии ее производства изготовитель должен известить об этом орган сертификации. Этим органом будет принято решение о распространении действия сертификата на продукцию или проведения новых испытаний или же дополнительной оценки этой продукции.

Инспекционный контроль (ИК)

Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится для подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата продолжает соответствовать требованиям ПБ.

ИК проводится в форме периодических и внеплановых проверок. Его осуществляют аккредитованные органы по сертификации с привлечением, по необходимости, испытательных лабораторий.

ИК проводится при сроке действия сертификата более 1 года.

1) Не более одного раза за период действия сертификата, выданного на срок до 2-х лет включительно;

2) Не менее двух раз за период действия сертификата, выданного от 2-х до 4-х лет, включительно;

3) Не менее 3-х раз за период действия сертификата на срок более 4-х лет.

Внеплановый ИК проводится в случае поступления информации о безопасности продукции от потребителей, органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции.

Объем и перечень инспекционного контроля предписан техническим регламентом. Он включает 9 позиций (пунктов). Их можно разделить на три группы. Первая группа включает анализ материалов сертификации продукции, поступающей о ней информации, соответствия ее документов требованиям ФЗ. Вторая группа охватывает отбор, идентификацию образцов, их испытаний, анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой), анализ результатов и решений, принятых по результатам контроля. В третью группу входит проверка корректирующих мероприятий по устранению недостатков, правильности маркировки продукции и анализ рекламаций.

В случае получения отрицательных результатов испытаний, полученных изготовителем в присутствии представителя, органами по сертификации должны быть проведены повторные испытания вновь отобранных образцов аккредитованной испытательной лабораторией. Полученные результаты считаются окончательными.

Инспекционные испытания продукции, сертифицированной по схеме 3с, проводятся только аккредитованными испытательными лабораториями.

Результаты ИК оформляются актом, в котором делается заключение о соответствии продукции требованиям ФЗ или об отмене сертификата.

Порядком проведения сертификации предусматривается проведение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий по выявлению несоответствия продукции требованиям ПБ и при неправильном применении знака обращения на рынке.

При проведении корректирующих мероприятий аккредитованный орган:

1) приостанавливает действие сертификата соответствия;

2) информирует органы государственного контроля о приостановлении или прекращении действия сертификата в соответствии с требованиями ФЗ;

3) устанавливает срок выполнения изготовителем (продавцом корректирующих мероприятий);

4) контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий.

При выполнении корректирующих мероприятий действие сертификата возобновляется.

Если они не выполнены, а также в случае их неэффективности, действие сертификата прекращается.

Основаниями для рассмотрения вопроса о прекращении действия сертификата могут быть различные факторы или причины. Первую группу из них представляют изменения конструкции и комплектности конструкции, организации или технологии производства, изменение требований технологии. Эти причины следуют из описания изменения свойств продукции или технологии ее изготовления. Вторую группу причин составляют сообщения различных органов о ее несоответствии установленным требованиям, материалами дознаний о пожарах. Наконец – отрицательные результаты ИК, невозможность или отказ проведения ИК в установленные сроки. Причиной может быть реорганизация юридического лица.

Если путем корректирующих мероприятий изготовитель (продавец) может удалить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить их устранение без повторных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории, действие сертификата приостанавливается. В противном случае его действие прекращается. При этом сертификат из единого реестра возвращается в аккредитованный орган по сертификации.

Повторное представление на сертификацию продукции осуществляется в общем порядке.

И смазочных материалов

Базовые нормы расхода топлива установлены Методическими рекомендациями Минтранса России от 14.03.2002 г. № АМ-23р. Они предназначены для расчета эксплуатационные нормативных значений расхода топлива в ГПС для ведения отчетности и планирования, а также осуществления режима экономии.

При нормировании расхода топлива базовое значение норм определяются для каждой модели, марки или модификации ПА. Примеры рекомендуемых базовых норм расхода топлива и их обозначения приведены в табл. 17.3.

Таблица 17.3

Марка пожарного автомобиля Базовая модель Норма расхода топлива
На пробег ПА, Нsan, л/100 км При работе двигателя со специальными агрегатами, hсп, л/мин При работе двигателя в стационарном режиме без нагрузки, hхх, л/мин
АЦ-30(3307) мод.186 ГАЗ-3307 33,5 - 0,110
АЦ-40(433380) ЗИЛ-4333 41,50 0,330 0,150
АЦ-40(5557) Урал 5557 44,50 0,380 0,200
АП-5(53213) мод.196 КамАЗ 53213 38,00 - 0,150
АЛ-50(53229) КамАЗ5322 44,5 0,250 0,150

На основе базовых норм Нзап расхода топлива устанавливаются эксплуатационные нормы Нэ с использованием поправочных коэффициентов (поправок), учитывающих местные условия эксплуатации.

Для учета этих условий вводятся надбавки (или снижение) к норме в % (процентах). Значения этих надбавок приводятся ниже.

D1 – надбавка в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5% до 20%.

В прил. 2 методики указывается количество месяцев и срок действия надбавок, а также определяются величины зимних надбавок в % (не более). Например, в Оренбургской области Приволжского федеративного округа в течение 6 месяцев в период от 15.ХХ по 15.ХХ величина надбавки не превышает 5%.

D2 – надбавка при эксплуатации ПА на дорогах общего пользования (I, II и III категории) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м – до 20%.

D3 – надбавка при эксплуатации ПА на дорогах общего пользования

I, II и III категории со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более 5 закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км около 500) – до 10% на дорогах общего пользования IV и V категории - до 30%.

D4 – надбавка при эксплуатации ПА в городах с населением:

свыше 3 млн. чел. – до 25%;

от 1 млн. до 3 млн.чел. – до 20%;

от 250 тыс. чел. До 1 млн. чел. – до 15%;

от 100 тыс. до 250 тыс. чел. – до 10%;

до 100 тыс. чел. В городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения).

Надбавки производятся также и в ряде условий эксплуатации:

d1 - при обкатке новых ПА и вышедших из капитального и среднего ремонта – до 10%;

d2 - при перегоне автомобиля своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне-буксировке ПА в спаренном состоянии – до 15%, в строенном состоянии – до 20%;

d3 – для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км – до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%;

d4 – при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях, в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов и т.д. для дорог I,II и III категории – до 35%; для дорог IV и V категории – до 50%.

Нормированные надбавки для других частных случаев приводятся в методике.

Учитывая многообразие эксплуатации ПА, в случае необходимости возможны изменения или уточнения отдельных надбавок при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

В Методике Минтранса приведена методика расчета расхода топлива для грузовых автомобилей. Она не пригодна для расчетов потребности или расхода топлива пожарными автомобилями по ряду причин:

пожарные автомобили не имеют холостых (без груза) пробегов;

для ПА планируются расходы при работе спецагрегатов и на холостом ходу.

Поэтому необходимые расчеты можно производить по методике, изложенной ниже.

Пожарной и АСТ

Личный состав подразделений ГПС имеет достаточно хорошую профессиональную подготовку. Однако знания и умения, характеризующие ее уровень, могут забываться, умения и навыки выполнять работу ослабевать. Для поддержания их должного уровня и совершенствования в ГПС сформирована рациональная система обучения.

Обучение всегда сопровождается воспитанием. Оно, воспитание, во многом определяет эффективность профессиональной деятельности.

Воспитание – это, по существу, формирование ответственности специалиста за результаты своей деятельности. Это особенно важно в ГПС, в которой профессиональная деятельность пожарных причастна к решению государственных задач по спасанию людей на пожарах и защиты от них материальных ценностей. Поэтому необходимо убеждать обучаемого в том, что:

его профессиональная деятельность как гражданина, патриота страны направлена, причастна к решению государственных задач;

умение, рациональное использование его знаний и умений определяет эффективность ГПС;

рациональное использование режимов эксплуатации пожарных машин и одна из основ их долговечности и технической готовности, экономического расходования эксплуатационных материалов;

рациональное использование пожарной техники и огнетушащих материалов – один из элементов определения загрязнения окружающей среды.

В ГПС МЧС России сформирована четкая организация подготовки личного состава.

Подготовка личного состава подразделений ГПС организуется в соответствии с Программой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России, утвержденной руководством Министерства.

В Программе сформулирован ряд основных позиций в области обучения личного состава:

овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, поддержание их на должном уровне является служебной обязанностью всего личного состава ГПС;

за состояние профессиональной подготовки сотрудников и работников отвечают начальники структурных подразделений на всех уровнях.

начальник дежурной смены несет ответственность за качество подготовки личного состава, возглавляемой им дежурной смены, лично организует и проводит занятия.

Тематика занятий по технической подготовке регламентирована Программой.

Порядок организации и проведения занятий устанавливается приказом начальника органа управления ГПС регионального центра МЧС, приказом начальника подразделения ГПС.

В приказах:

анализируются результаты обучения за истекший год;

представляется план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения;

определяется период обучения, а также тематический план занятий;

назначаются ответственные за занятия.

Занятия проводятся в период дежурства. Начало учебного года – 15 января, окончание 15 декабря.

В условиях усиления службы, совершенствования учебной и материально-технической базы и других мероприятий возможен перерыв в обучении до 30 дней.

Планирование подготовки личного состава дежурных смен включает разработку ряда документов. Основными из них являются следующие:

план подготовки на год;

план-график учебных сборов;

тематический план занятий;

расписание занятий.

Учебная нагрузка может составлять 2-4 часа в течение одних дежурных суток и не менее 18 часов в месяц для каждой дежурной смены.

В обучении личного состава определяющими являются два вопроса: чему учить? и как учить?

То, чему необходимо учить сформулировано в Программе обучения. Однако могут быть условия, требующие включения новых тем или вопросов в обучение личного состава.

Дополнительно в Программу необходимо включать темы или вопросы по изучению новой пожарной техники или пожарно-технического оборудования, поступающего в подразделения пожарных частей.

Отдельные занятия могут быть посвящены совершенствованию умений и приемов применения средств пожаротушения. Основой для таких занятий является обобщение опыта использования машин на пожарах. Не исключена возможность анализа и обучения какого-либо одного пожара.

Для реализации поставленных целей обучения целесообразно использовать различные виды занятий. В ГПС наиболее распространены классно-групповые и практические занятия.

Классно-групповые занятия являются основой подготовки к практическим занятиям. Они проводятся в специально оборудованных классах. Кроме плакатов по устройству агрегатов пожарной техники, таблиц и схем, в нем желательно иметь образцы механизмов, макеты, отдельные виды ПТВ; оборудование классов должно обеспечивать наглядность обучения.

Практические занятия проводятся непосредственно на пожарных автомобилях, с использованием мотопомп, пожарно-технического вооружения.

В зависимости от целей занятия, они могут проводиться в гаражах или на открытых площадках, а также в подразделениях пожарных частей технической службы.

Подготовка руководителя к занятиям. Лица, проводящие занятия, должны заблаговременно готовиться к занятию, составлять методические планы их проведения и владеть методами проведения занятий с малочисленными группами.

Подготовка к занятию и его проведение – творческий процесс, который должен вызывать профессиональный интерес. Основная цель занятий – повышение квалификации специалистов, воспитание у них патриотизма, верности служебному долгу, исполнительности. Безупречным исполнителем своих функциональных обязанностей может быть только высококвалифицированный специалист. Вот поэтому каждое занятие необходимо тщательно готовить.

Готовиться к занятиям следует в определенной последовательности.

1. Изучить по программе содержание предстоящей темы, определить значимость занятия для практики.

2. Уяснить цель предстоящего занятия.

3. Определить, какие пособия или оборудование могут быть использованы при подготовке и проведении занятий.

4. Продумать вопросы техники безопасности, особенно при проведении практических занятий.

5. Начать работу над конспектом.

Определению целей занятия должно быть уделено особое внимание. Следует обозначить то, что обучаемые должны усвоить на занятии, в чем практическая значимость этих знаний. При подготовке практических занятий необходимо определить, какие приемы работы следует отработать. В зависимости от задач предстоящих тренировок, будет во многом определяться метод проведения занятий.

При проведении классных групповых занятий широко используются такие методы, как рассказ и беседа.

Рассказ представляет собой систематизированное последовательное изложение материала руководителем занятий, в ходе которого объясняются принципы и закономерности работы механизмов, сообщаются данные технических характеристик и т.д.

Беседа – это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения. Он обеспечивает активное участие обучаемых в процессе занятия. Этот метод целесообразно использовать при закреплении и повторении ранее полученных знаний. Рассказ и беседа могут сочетаться.

Беседа – более трудная форма занятий. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть четко сформулированными, чтобы ответы на них были однозначными.

Иногда целесообразно рассказ и беседу сопровождать показом каких-либо действий с изучаемым оборудованием.

При проведении практических занятий целесообразно сочетать рассказ с показом приемов выполнения определенных работ. На основании практических умений должны формироваться навыки, т.е. способность автоматически выполнять какие-либо работы.

Руководитель практических занятий должен хорошо знать материал предыдущих теоретических занятий, инструкции и руководство по эксплуатации пожарных автомобилей и пожарно-технического оборудования (ПТО). Он сам должен уметь использовать ПТ и личным примером учить пожарных приемам его применения.

В качестве помощников или руководителей занятий следует привлекать автомехаников и старших водителей (бригадиров). Они должны знать тему занятий, уметь демонстрировать использование ПТВ, последовательность выполнения работ.

При подготовке к занятиям руководитель должен тщательно продумать вопросы техники безопасности. Они должны быть обсуждены с лицами, привлекаемыми к проведению занятий. Первое условие безопасного проведения любых работ – это знание их содержания и умения их выполнять. Второе условие – деловая обстановка при проведении работ.

М е т о д и ч е с к и й п л а н занятия должен отражать три части любого занятия: вводную, основную и заключительную.

Примерная схема плана занятий приводится далее.

Вводная часть. В ней сообщается тема и цель занятия и осуществляется контроль подготовки обучаемых к занятию.

В основной части излагается содержание основных вопросов, как указано в примерном плане. Разрабатывая вопросы, необходимо учитывать, что продолжительность изучения вопроса не должна превышать 15-20 мин. Ее увеличение приводит к утомляемости обучаемых, потере интереса к занятию и ухудшению усвоения материала. Таким образом, на 2-х часовом занятии можно рассматривать 3-4 вопроса. Если объем материала большой, то целесообразно разделить его на два самостоятельных вопроса.

Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения его итогов.

Оформление плана-конспекта – заключительная часть подготовки занятия. Он является, по существу, единственным методическим пособием на занятии и поэтому его следует четко разделить по частям занятия и рассматриваемым вопросам. Текст в нем должен быть лаконичным. Даже при хорошо составленном плане-конспекте, успех занятия определяется глубоким знанием сущности излагаемых вопросов.

Методика проведения занятия. Каждый руководитель занятий должен начинать с установления контакта с обучаемыми.

Занятие начинается сразу после того, как руководитель займет свое место. Говорить следует так, чтобы каждый слышал выступающего без малейшего напряжения. Задавать вопросы для контроля усвоения пройденного материала следует всей аудитории, а не отдельному лицу, чтобы все обучаемые могли продумать ответ. В обсуждение необходимо вовлекать всех; для этого целесообразно, спрашивая одного обучаемого, предлагать дополнить ответы другим. Можно узнать мнение об ответе других. Такая беседа способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, активизирует познавательную деятельность обучаемых.

Обучаемые должны уяснить, чем им предстоит заниматься. Поэтому руководитель сообщает им тему занятия, его цели, основные вопросы, а также порядок проведения занятия.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник _____________

_______________________

(звание)

_______________________

«___»___________200____г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий с группой

Тема: ___________________________________________________________

________________________________________________________________

Вид занятия _________________________

Отводимое время: ________ час.

Учебные пособия и материальное обеспечение _______________________

(указать литературу, наставления, плакаты, ТСО, машины, пожарное оборудование, необходимое на занятии)

Цель занятия: ___________________________________________________

(указать конкретные цели занятия: что слушатели должны знать и о чем имеет представление в результате проведения занятий, какие воспитательные цели достигаются на занятии).

1. Литература, используемая при проведения занятия.

2. Развернутый план занятия.

Учебные вопросы (включая контроль занятия) Отводимое время, мин Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в том числе, технические средства обучения) учебного вопроса
Введение   Первый вопрос 10-15   Контрольные вопросы. (Записать вопросы для проверки усвоения пройденного материала). Иногда можно заранее записать фамилии обучаемых для опроса. Сообщить тему и цель занятия. Указать, какие вопросы будут изучаться. (Тему и цели не записывать, доложить по плану-конспекту). Указать правила техники безопасности. Изложить план или сделать краткую запись сообщаемого материала. Записать цифровые данные. Указать пособия (например: «Показать на плакате…..» или «Показать на макете», или «Изучить по образцу……» и т.д.). В ряде случаев возможна зарисовка простых схем. Подчеркиванием выделить главное в сообщаемом материале. Записать вопросы для проверки понимания изучаемого материала.
Второй вопрос   Заключение     5-15 Второй и последующие вопросы разрабатываются, как указано выше.   Контрольные вопросы. (Записываются 2-3 вопроса по изучаемой теме только в случае, если предусматривается контроль). Оценить усвоение материала.

3. Пособие и оборудование, используемые на занятии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовки к следующему занятию _____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель занятия

_______________________

(должность, звание)

_______________________

(фамилия, имя, отчество)

«___» ___________200__г.

Классно-групповое занятие. Последовательность занятия, изложенная в плане, должна четко выдерживаться. Прежде всего, необходимо разграничивать вопросы занятия, для этого указываются их наименования. Для достижения поставленной цели необходимо выделять наиболее существенные и важные положения, характерные признаки и особенности процессов, явлений и т.д. На классно-групповом занятии изучается и усваивается то, что необходимо на практике.

Сформировавшиеся знания составят основу умений. Руководитель должен быть уверен, что все обучаемые его правильно поняли и усвоили основное содержание изучаемого вопроса. Для этого необходимо не только задавать вопросы с целью проверки правильного понимания и усвоения материала, но и спрашивать, имеются ли вопросы у обучаемых.

Задаваемые вопросы могут выходить за рамки подготовительного материала. Учитывая возможность постановки таких вопросов, руководитель занятия должен готовить материал в большем объеме, что предусмотрено программой и отражено в плане-конспекте. Может случиться, что у руководителя нет ответа на внезапно возникший вопрос. Появление таких вопросов практически невозможно предусмотреть. В таких случаях следует сказать, что вы не готовы ответить на этот вопрос и подготовите ответ к следующему занятию. На следующем занятии необходимо ответить на такой вопрос. Иногда ответ может дать кто-либо из обучаемых. Этим пренебрегать не следует.

Переход ко второму вопросу следует осуществлять, только убедившись в том, что все правильно поняли изучаемый вопрос.

При ведении обучаемыми записей следует добиваться, чтобы они делались осмысленно. Поэтому необходимо пояснить содержание изложенного вопроса и затем дать время для его записи. Не рекомендуется злоупотреблять диктовкой. В этом случае обучаемые большей частью механически записывают то, что им диктуют. Если записи делаются самостоятельно, то их формулировки обучаемые осмысливают. Это способствует развитию мышления и улучшению усвоения изучаемого материала.

Исключительно важное значение имеет использование на занятиях доски. Все записи, схемы или чертежи должны быть аккуратно выполнены. Изображая что-либо на доске, руководитель должен соблюдать логическую последовательность. Ему следует занимать такое положение у доски, чтобы обучаемые видели доску и все изображаемое на ней.

Во время занятий нередко приходится демонстрировать плакаты, схемы, диафильмы и т.д. Любая демонстрация всегда приводит к изменению условий обстановки. При этом переключается внимание обучаемых, что способствует снижению усталости, кроме того, сообщается новая информация и она активнее воспринимается. Вот поэтому необходимо этим процессом четко управлять. Руководитель занятия должен обратить внимание обучаемых на самое главное, самое существенное в излагаемом или демонстрируемом материале. По окончании показа необходимо сделать вывод из увиденного.

При изложении учебного материала не следует непрерывно пользоваться конспектом. Это приводит к потере связи с обучаемыми, снижает их активность, занятие не достигает своей цели. К плану-конспекту необходимо обращаться для контроля последовательности изложенных учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, цифрового материала и т.д. По мере накопления опыта преподавания отпадает надобность в использовании конспекта. Однако составлять его всегда необходимо, также следует отмечать в конспекте, что было изложено недостаточно ясно и четко. Используя накопленный опыт, становится возможным рационально совершенствовать методику обучения.

Практическое занятие. Необходимо изложить обучаемым цель предстоящего заня<

Наши рекомендации