Основные этапы развития информационных технологий
По методологии использования ИТ
· 1-й этап (до конца 80-х гг.) - централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.
· 2-й этап (до конца 90-х гг.) - децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.
· 3-й этап - рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и де-централизованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.
В наше время большое внимание в области ИТ уделяется электронному моделированию, которое становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютера, как ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает так же, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д.
Понятие жизненного цикла информационной системы (ЖЦИС). Этапы и модели ЖЦИС
В рамках Информационных Систем организации можно выделить 4 класса ИС:
1. Ключевые ИС – важны для бизнеса компании в данный момент (складские системы, бухгалтерские системы).
2. Вспомогательные – полезны, но не очень важны в данный момент
3. Стратегические – важны для достижения бизнес стратегии компании
4. Потенциальные – возможно будут важны в будущем
Для ИС каждого класса существует своя стратегия управления:
1. Централизованное планирование – в рамках централизованного аппарата организации создается центр, который планирует политику развития в области ИС.
2. Монополия – создается или выбирается центр, ответственный за развитие ИС и отвечающий за политику в области ИС.
3. Ограничение ресурсов – решения по ИС принимаются на основе минимизации затрат
4. Свободный рынок – выбор решений по ИС определяется пользователями на основе конкуренции различных предложений.
5. Лидирование – попытка отогнать конкурентов и стать лидером в применении данного решения.
6. «Необходимое зло» - ИС рассматривается как некоторое средство, которое нужно для достижения целей. и проект в области ИТ будет осуществлен только в том случае, если он непосредственно обеспечивает какую-то цель.
Модели жизненного цикла информационной системы
1. Каскадная модель ЖЦИС – переход на следующий этап происходит после полного окончания работ на предыдущем этапе.
2. поэтапная модель с промежуточным контролем – итерационная модель разработки ИС с циклами обратных связей между этапами.
3. Спиральная модель – упор делается на начальные этапы ЖЦ. На этих этапах откатываются технические решения путем создания прототипов ИС. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента ИС или ИТ. На нем уточняются цели и характеристики проекта и планируется работа следующего витка спирали. Т.е. на витках происходит последовательно углубление и конкретизация деталей проекта ИС и формируется ее обоснованный вариант, который и доводится до реализации.
Порядок проведения
· Разработка корпоративной стратегии;
· Определение ключевых компетенций, которые необходимы для внедрения стратегии;
· Подробный анализ существующих процессов;
· Выявление процессов, требующих изменения;
· Определение ключевых показателей эффективности для бизнес-процессов;
· Собственно реинжиниринг;
· Контроль и постоянное совершенствование новых процессов на основе ключевых показателей эффективности.
Планирование проекта в среде MS Project
§ Интерфейс и основные представления MS Project. Диаграмма Ганта, Лист ресурсов, Таблицы использование задач и ресурсов. Графические представления проектной информации (Сетевая диаграмма, гистограммы загрузки ресурсов, графики затрат). Настройка комбинированных представлений. Календари. Фильтры. Панели представлений и инструментов.
§ Календарное планирование проекта. Методы календарного планирования. Последовательность шагов календарного планирования. Формирование WBS. Оценка длительности, установка типа задач. Ограничения и крайние сроки. Типы связей, установка и редактирование зависимостей.
§ Формирование календарного плана проекта. Ввод параметров проекта. Создание календаря проекта. Создание WBS. Оценка и установка длительности задач. Формирование заметок к задачам.
§ Формирование календарного плана проекта (продолжение). Установка зависимостей между проектными задачами. Изменение типов для отдельных проектных задач. Освоение методов корректировки связей. Установка ограничений и крайних сроков выполнения задач.
§ Ресурсное планирование проекта. Определение состава ресурсов для проекта. Ввод информации о ресурсах. Создание, корректировка и удаление назначений.
§ Формирование списка ресурсов и назначений. Работа с представлением Лист ресурсов. Использование диалогового окна Сведения о ресурсах для ввода индивидуальных данных о ресурсе. Выполнение назначений ресурсов задачам.
4. Оптимизация плана проекта
§ Анализ и оптимизация календарного плана и загрузки ресурсов. Оптимизация проекта по МКП. Анализ загруженности ресурсов, способы выравнивание загрузки.
§ Выравнивание загрузки ресурсов в учебном проекте. Автоматическое выравнивание загрузки ресурсов в MS Project. Разбиение задач на фрагменты. Увеличение доступности ресурсов. Замена ресурса или назначение на задачу дополнительных ресурсов. Ручное выравнивание загрузки.
§ Стоимостной анализ проекта. Основные термины и средства MS Project для просмотра и анализа текущей стоимости проекта. Порядок планирования и анализа затрат на проект.
§ Анализ и оптимизация стоимости учебного проекта. Освоение методов оптимизации стоимости проекта. Настройка параметров для отслеживания затрат.
§ Планирование реакции на проектные риски. Виды проектных рисков и подходы к управлению рисками. Средства идентификации и учета рисков в MS Project.
§ Генерация мероприятий по управлению рисками учебного проекта. Идентификация рисков. Оценка вероятности и стоимости риска. Планирование реакции на проектные риски: создание временного буфера; оценка продолжительности проекта по методу PERT.
Основные этапы развития информационных технологий
ИТ (Информационные технологии)являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации.
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК (персональных компьютеров) начался новый этап развития ИТ. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы. Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам:
По виду задач и по виду процессов обработки информации.
· 1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.
· 2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.
По используемому техническому обеспечению
· 1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
· 2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360
· 3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ — средством поддержки принятия его решений
· 4-йэтап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.
По преимуществам, которое приносит компьютерная технология:
· 1-й этап (с начала 60-х гг.)-обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ИС была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИТ, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
· 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
· 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.
По применяемому инструментарию ИТ
· 1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.
· 2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.
· 3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
· 4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
· 5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.