Цели и задачи научно-педагогической практики
Содержание
1. | Общие положения | |
2. | Цели и задачи научно-педагогической практики | |
3. | Место научно-педагогической практики в структуре ООП магистратуры | |
4. | Формы проведения научно-педагогической практики | |
5. | Место и время проведения научно-педагогической практики | |
6. | Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики | |
7. | Структура и содержание научно-педагогической практики | |
8. | Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике | |
9. | Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) | |
10. | Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики | |
11. | Материально-техническое обеспечение научно-педагогической практики | |
12. | Приложение |
Общие положения
Программа и методические рекомендации по организации и проведению практики предназначена для студентов и групповых руководителей. Программа содержит основные требования к прохождению практики, описание содержательной части практики, необходимые методические рекомендации и образцы документов для составления отчета.
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом ВПО. Научно-педагогическая практика – занимает важнейшее место в подготовки магистра по направлению 030900 «Юриспруденция» по магистерской программе «Уголовный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, судебная экспертиза»
Научно-педагогическая практики предусмотрена учебным планом и носит обязательный характер. Сроки проведения практики определяются рабочим учебным планом. Индивидуальные сроки прохождения практики могут устанавливаться приказом КрасГАУ.
Магистр должен быть подготовлен к научно-педагогической работе в качестве преподавателя средних, средне-специальных и высших учебных заведений.
Основное место прохождения практики выпускающая кафедра. По итогам практики проводиться зачет. Результаты прохождения практики оцениваются «незачет», если хотя бы по одной из частей неудовлетворительный результат.
Общее руководство научно-педагогической практикой осуществляет курсовой руководитель практики. Студенты распределяются непосредственно за преподавателями, осуществляющими руководство магистерской диссертацией.
Цели и задачи научно-педагогической практики
Целью научно-педагогической практики является закрепление и углубление теоретических основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, формировании умений и навыков решения конкретных задач в сфере научно-педагогической деятельности и приобретении опыта самостоятельной работы.
Задачи научно-педагогической практики
В процессе практики магистр должен получить знания, приобрести навыки и умения для решения следующих задач:
· закрепление знаний по педагогике и методике преподавания права;
· получение навыков работы с документацией в сфере обеспечения педагогического процесса;
· обретение навыков преподавания правовых дисциплин (обретение практических навыков подготовки отдельных занятий; осуществление выбора необходимых и эффективных методов, приемов и средств обучения; проведение учебных занятий);
· обретение навыков планирования педагогического процесса;
· получение практических навыков подготовки учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса;
· получение и развитие навыков ведения учебно-воспитательной работы;
· представление итогов выполненной работы в виде отчетов, рефератов и статей, оформленных в соответствии с принятыми требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Формы проведения научно-педагогической практики
Научно-педагогическая практика магистров осуществляется в форме индивидуальной самостоятельной работы под руководством научного руководителя на кафедре или с прикреплением к конкретной организации.
Содержание научно-педагогической практики
Перед началом педагогической практики проводится организационное собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами; происходит распределение по академическим группам и закрепление дисциплин; знакомство с преподавателями, ведущих занятия в этих группах; обсуждение графика практики и требований, предъявляемых ППС к студентам, уточнение календарных планов проведения учебных занятий.
Перед магистрантом ставится задача разработать индивидуальный план (см.прил.) прохождения научно-педагогической практики, который должен быть согласован с научным руководителем, руководителем практики и внесен в дневник. Конкретное содержание практики планируется научным руководителем.
Магистранты выполняют научно-педагогическое исследование по одному из направлений, актуальных для современного этапа реформирования системы высшего образования:
1. Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе;
2. Разработка и корректировка электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам;
3. Проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;
4. Методика разработки тестов;
5. Создание дидактических материалов по отдельным дисциплинам;
6. Методика проведения инновационных форм занятий (деловых и ролевых игр, дебатов и т.д.) и пр.
В течение первого этапа (1 неделя) магистрант самостоятельно составляет индивидуальный план прохождения практики и утверждает его у научного руководителя и руководителя практики. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе; знакомство с методиками проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирование; освоение инновационных образовательных технологий и т.д. Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, тесты, наглядные пособия и другие дидактические материалы.
На втором этапе (2 неделя) магистрант присутствует в качестве наблюдателя на занятиях (не менее 3-х) педагогов и самостоятельно анализирует их. Результаты анализа оформляются в письменном виде в дневнике практики. Магистрант ведет подготовку к самостоятельному проведению занятий: подбирает методы и методические приемы, наглядные пособия, составляет план-конспект занятия (см.прил.) и т.д.
Следующим этапом научно-педагогической практики (3 неделя) является самостоятельное проведение занятий магистрантом. В соответствии с направлением своего научно-педагогического исследования он самостоятельно проводит лекцию (семинар, практическое занятие, лабораторную работу, консультацию) с демонстрацией разработанных мультимедийных продуктов по дисциплине, презентацией изготовленных наглядных пособий или в виде инновационных форм занятий (например, деловые игры и др.).
Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде (см.прил.). Научный руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению научно-педагогической практики. Кроме того магистрант посещает занятия, подготовленные другими магистрантами, и оценивает их.
На заключительном этапе (последние дни практики) магистрант оформляет и защищает отчет по научно-педагогической практике.
Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении научно-педагогической практики
Во время прохождения практики магистрант ведет дневник, в котором записывает сведения о выполняемой работе. Записи в дневнике производятия по мере надобности, но не реже одного раза в неделю и заверяются подписью научного руководителя практики. Перед отчетом по практике магистрант обязан получить характеристику своей работы от научного руководителя.
К отчетным документам о прохождении практики относятся:
1. Дневник научно-педагогической практики, включающий:
1.1. индивидуальное задание к практике;
1.2. характеристика материально-технической базы кафедры и методического обеспечения учебного процесса;
1.3. протоколы посещений и анализ занятий преподавателей и магистрантов;
1.4. план-конспект проведенных занятий;
1.5. самоанализ проведенных занятий;
1.6. характеристика научного руководителя и/или руководителя практики.
2. Список литературных источников по педагогике и технологии высшего профессионального обучения.
3. Результат разработанного научно-педагогического исследования.
4. Отчет о прохождении научно-педагогической практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями.
В содержании отчета должны входить следующие структурные элементы:
1. Введение, в котором указываются:
1.1. цель, место, дата начала и продолжительность практики;
1.2. перечень выполненных в процессе практики работ и заданий;
2. Основная часть, содержащая:
2.1. анализ психолого-педагогической литературы по выбранной теме;
2.2. описание практических задач, решаемых магистрантом в процессе прохождения практики;
2.3. описание организации индивидуальной работы;
3. Заключение, включающее:
3.1. описание навыков и умений, приобретенных на практике;
3.2. предложения студента по совершенствованию организации учебной, методической и воспитательной работе;
4. Список использованной литературы.
5. Приложения.
Основные требования, предъявляемые к оформлению отчета по практике:
· отчет должен быть выполнен печатным способом на бумаге формата А4 через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, 14 кегель; размеры полей: верхнее, нижнее и левое – 2,5 см, правое – 1,5 см; номер проставляется в центре нижней части страницы.
· рекомендуемый объем отчета - 10-15 страниц машинописного текста;
· в отчет могут быть включены приложения, объемом не более 10 страниц, которые не входят в общее количество страниц отчета;
· отчет предоставляется магистрантом в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю практики.
Итоговая аттестация за научно-педагогическую практику проводится руководителем практики по результатам оценки всех форм отчетности магистранта.
Для получения положительной оценки магистрант должен выполнить все содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию и сдать отчет. Аттестация магистранта по результатам практики осуществляется при защите отчета.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике
При прохождении научно-педагогической практики используются традиционные научные технологии, а также специальные методики проведения научных и практических исследований в праве (формально-юридический, социологический, статистический и др.). Также в процессе прохождения практики используются справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.
9. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики): дифференцированный зачет.
По окончании практики магистрант защищает свой отчет перед научным руководителем практики от кафедры, получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или дорабатывает выявленные недостатки. Магистрант, не прошедший научно-исследовательскую практику по уважительным причинам, направляется на практику вторично, в свободное от учебы время. Магистрант, не выполнивший программу практики по неуважительной причине, получивший отрицательный отзыв о работе, или неудовлетворительную оценку, может быть отчислен из МИСЭиП КрасГАУ как имеющий академическую задолженность.
Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики
Рекомендуемая литература
1. Банщикова, Т.Н. Диагностика агрессивности педагога / Т.Н. Банщикова. М.: Национальный книжный центр, 2012.
2. Гаухман, Л.Д. Методико-теоретические основы подготовки научных и научно-педагогических сотрудников по уголовному праву / Л.Д. Гаухман. М.: Юринформ, 2011.
3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. М.: Гардарики, 2009.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. м.: Академия, 2008.
5. Колесникова, Н.И., От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова, Л.А. Томашевская. М: Флинта, 2011.
6. Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства / М.В. Корепанова. М.: Академпресс, 2010.
7. Кузнецов, И.Н. Риторика или Ораторское искусство / И.Н. Кузнецов. М.: Юнити-Дана, 2004.
8. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике / В.И. Михеев. М.: Красанд, 2010.
9. Назаренко, А.М. Курсовая и дипломная работы, магистерская диссертация. Правила подготовки, оформления и защиты / А.М. Назаренко. Минск: БГУ, 2010.
10. Новиков, А. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей / А. Новиков. М.: Эгвес, 2010.
11. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: учебник для вузов / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт, 2011.
12. Ситаров, В.А. Дидактика. Учебное пособие / В.А. Ситаров. М.: Академия, 2008.
13. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин. М.: Академия, 2004.
14. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. М.: Феникс, 2008.
15. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / В.А. Федоров. М.: Академия, 2008.
16. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012.
Программное и коммуникационное обеспечение:
- Справочно-правовая системы «КонсультантПлюс» и «Гарант»
интернет-ресурсы:
- Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru
- Сайт Юридической научной библиотеки издательства «Спарк» www.lawlibrary.ru
- Сайт издательства «Юрлитинформ» urlit.ru
- Сайт электронной библиотеки «Веда» www.lib.ua-ru.net/diss/cont
- официальные сайты органов государственной власти
Практика обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети вуза и на сайте МИСЭиП КрасГАУ. Магистрантам обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам в компьютерном классе МИСЭиП КрасГАУ.
Приложение
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МИСЭиП
___________Н.Н. Цугленок
Протокол Совета института
№____от___________2012 г.
Дневник
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистранта _____________________________________________________________
(ФИО)
_________________________________________________________________________
Институт ______________________________ курс _________ группа _____________
Кафедра _________________________________________________________________
Направление подготовки ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
Наименование профессионально-образовательной программы ___________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Красноярск 20__г.
Индивидуальное задание к научно-педагогической практике
1. ФИО _________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Курс _______________________ группа ___________________________________
3. Направление __________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Программа ____________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Срок практики с ______________________ по _____________________________
6. Научный руководитель _________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Кафедра ______________________________________________________________
8. Тема научно-педагогического исследования _______________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
9. Дисциплина ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Руководитель практики ___________________________________________________
(фио, должность, место работы, ученая степень, звание)
________________________________________________________________________
_____________________ ___________________ «____» ________________ 20___г.
Научный руководитель ___________________________________________________
(фио, должность, место работы, ученая степень, звание)
________________________________________________________________________
_____________________ ___________________ «____» ________________ 20___г.
Записи о работах, выполненных на практике
Дата | КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ | Подпись руководителя |
Записи о работах, выполненных на практике
Дата | КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ | Подпись руководителя |
Содержание
1. | Общие положения | |
2. | Цели и задачи научно-педагогической практики | |
3. | Место научно-педагогической практики в структуре ООП магистратуры | |
4. | Формы проведения научно-педагогической практики | |
5. | Место и время проведения научно-педагогической практики | |
6. | Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики | |
7. | Структура и содержание научно-педагогической практики | |
8. | Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике | |
9. | Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) | |
10. | Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики | |
11. | Материально-техническое обеспечение научно-педагогической практики | |
12. | Приложение |
Общие положения
Программа и методические рекомендации по организации и проведению практики предназначена для студентов и групповых руководителей. Программа содержит основные требования к прохождению практики, описание содержательной части практики, необходимые методические рекомендации и образцы документов для составления отчета.
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом ВПО. Научно-педагогическая практика – занимает важнейшее место в подготовки магистра по направлению 030900 «Юриспруденция» по магистерской программе «Уголовный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, судебная экспертиза»
Научно-педагогическая практики предусмотрена учебным планом и носит обязательный характер. Сроки проведения практики определяются рабочим учебным планом. Индивидуальные сроки прохождения практики могут устанавливаться приказом КрасГАУ.
Магистр должен быть подготовлен к научно-педагогической работе в качестве преподавателя средних, средне-специальных и высших учебных заведений.
Основное место прохождения практики выпускающая кафедра. По итогам практики проводиться зачет. Результаты прохождения практики оцениваются «незачет», если хотя бы по одной из частей неудовлетворительный результат.
Общее руководство научно-педагогической практикой осуществляет курсовой руководитель практики. Студенты распределяются непосредственно за преподавателями, осуществляющими руководство магистерской диссертацией.
Цели и задачи научно-педагогической практики
Целью научно-педагогической практики является закрепление и углубление теоретических основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, формировании умений и навыков решения конкретных задач в сфере научно-педагогической деятельности и приобретении опыта самостоятельной работы.
Задачи научно-педагогической практики
В процессе практики магистр должен получить знания, приобрести навыки и умения для решения следующих задач:
· закрепление знаний по педагогике и методике преподавания права;
· получение навыков работы с документацией в сфере обеспечения педагогического процесса;
· обретение навыков преподавания правовых дисциплин (обретение практических навыков подготовки отдельных занятий; осуществление выбора необходимых и эффективных методов, приемов и средств обучения; проведение учебных занятий);
· обретение навыков планирования педагогического процесса;
· получение практических навыков подготовки учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса;
· получение и развитие навыков ведения учебно-воспитательной работы;
· представление итогов выполненной работы в виде отчетов, рефератов и статей, оформленных в соответствии с принятыми требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.