Инновационный потенциал предприятия
Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретенных патентов, лицензий, раскрытия полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли.
Инновационная деятельность в сфере технологической подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и оснастки, организации и планирования производственных процессов.
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется его инновациионным потенциалом, адекватным менеджментом, направленным на активное использование научно-технического прогресса в системе предпринима-тельской и интеллектуальной собственности на предприятии.
Инновационный потенциал. Развитие предприятия и его подразделений, как известно, идет через развитие потенциала. Развитие организации рассматривается как реакция на изменение внешней среды и потому носит стратегический характер. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию.
Инновационный потенциал организации - это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.
При анализе инновационной деятельности предприятия важно произвести оценку инновационного потенциала. Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс (Р) – функция (Ф) – проект (П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:
частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;
интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов.
Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.
Детальный подход. Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта её реализации и внедрения.
Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации о пред-приятии (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические под-ходы к оценке инновационного потенциала предприятия. Диаг-ностический подход реализуется в анализе и диагностике сос-тояния организации по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.
Для решения аналитических задач с использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров измерения инновационного потенциала. В первую очередь предлагается использовать более общие анкеты блоковых оценок, в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале, например:
1 – очень хорошее состояние, совершенно удовлет-воряющее нормативной модели достижения инновационной цели – классифицируется как очень сильная сторона иннова-циионного потенциала;
2 – хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения – сильная сторона;
3 – среднее состояние, требует некоторых ограниченных изменений, чтобы довести до требований нормативной модели;
4 – плохое состояние, требует серьезных изменений – классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;
5 – очень плохое состояние, требует радикальных преобразований –очень слабая сторона.
Таблица
№ п/п | Компоненты блоков | Уровень состояния компонентов | |||||
Сильные стороны | Слабые стороны | ||||||
1. Продуктовый блок (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсного обеспечения и исполнения функций – НИОКР, производства, реализации, обслуживания потребителей) | |||||||
11. | Состояние продуктового проекта № 1 | ||||||
12. | Состояние продуктового проекта № 2 | ||||||
13. | Состояние продуктового проекта № 3 | ||||||
Итоговая оценка состояния продуктового блока (портфеля) | |||||||
2. Функциональный блок (компоненты функционального блока – стадии жизненного цикла изделий) | |||||||
21. | НИОКР, опытно-экспериментальные и испытательные работы | ||||||
22. | Производство: основное и вспомогательное | ||||||
23. | Маркетинг и сбыт (продажи) | ||||||
24. | Сервисные работы для потребителей | ||||||
Итоговая оценка состояния функционального блока | |||||||
3. Ресурсный блок | |||||||
31. | Материально-технические ресурсы | ||||||
Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие | |||||||
Площади и рабочие места, связь и транспорт | |||||||
Оборудование и инструменты | |||||||
Итоговая оценка состояния материально-технических ресурсов | |||||||
32. | Трудовые ресурсы | ||||||
Состав и компетентность руководителей | |||||||
Состав и квалификация специалистов | |||||||
Состав и квалификация рабочих | |||||||
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов | |||||||
Информационные ресурсы | |||||||
Научно-технический задел; патенты и ноу-хау; научно-техническая информация | |||||||
Экономическая информация | |||||||
Коммерческая информация | |||||||
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов | |||||||
34. | Финансовые ресурсы | ||||||
Возможности финансирования из собственных средств | |||||||
Обеспеченность оборотными средствами | |||||||
Обеспеченность средствами на зарплату | |||||||
Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов | |||||||
Итого по видам ресурсов | |||||||
31. | Состояние материально технических ресурсов | ||||||
Состояние трудовых ресурсов | |||||||
33. | Состояние информационных ресурсов | ||||||
34. | Состояние финансовых ресурсов | ||||||
Итоговая оценка состояния ресурсного блока | |||||||
4. Организационный блок | |||||||
41. | Организационная структура | ||||||
Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления | |||||||
Функции: состав и качество разделения труда | |||||||
Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей | |||||||
Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям | |||||||
Итоговая оценка состояния организационной структуры | |||||||
42. | Технология процессов по всем функциям и проекта | ||||||
Прогрессивность используемых технологий и методов | |||||||
Уровень автоматизации | |||||||
Итоговая оценка состояния технологии | |||||||
43. | Организационная культура | ||||||
Коммуникационная система и язык общения | |||||||
Традиции, опыт и вера в возможности организации | |||||||
Трудовая этика и мотивирование | |||||||
Итоговая оценка состояния организационной культуры | |||||||
Итого по компонентам организационного блока | |||||||
Организационная структура | |||||||
42. | Технология процессов | ||||||
Организационная культура | |||||||
Итоговая оценка состояния организационного блока | |||||||
5. Управленческий блок | |||||||
51. | Общее, функциональное и проектное руководство | ||||||
52. | Система управления: планирование, организация, контроль, стимулирование, координация | ||||||
Стиль управления (сочетание автономности и централизации) | |||||||
Итоговая оценка состояния управленческого блока | |||||||
6. Итого по блокам инновационного потенциал | |||||||
Состояние продуктового блока | |||||||
Состояние функционального блока | |||||||
Состояние ресурсного блока | |||||||
Состояние организационного блока | |||||||
Состояние управленческого блока | |||||||
7. Итоговая оценка состояния инновациионного потенциала | |||||||