Классификация холодильников по грузовместимости.
По грузовместимости холодильники подразделяют на мелкие (до 100 т), малые (до 300 т), средние (до 500 т), крупные (до 10 000 т) и сверхкрупные (свыше 10 000 т). Грузовместимость (емкость) холодильников выражают в тоннах условного груза. За условный груз принимают мясо в полутушах, имеющее при укладке на пол в штабель объемную массу 0,35 т/м3 или при размещении на подвесных путях загрузку 0,25 т на 1
м пути (исключая распределительные пути и стрелки). В зависимости от характера гру-за, его упаковки и укладки расчетная объемная масса груза может быть больше или меньше указанной. Условную грузовместимость холодильника определяют по формуле
Ех = Ек.о + Ек.з + Ек.п, | (7.1) |
где Ек.о и Е к.з — условные грузовместимости всех камер хранения соответственно ох-лажденных и замороженных грузов, т; Ек.п — условная грузовместимость всех камер хранения охлажденного мяса, оборудованных подвесными путями, т;
Ек.о = 0,35 Vг.о; Ек.з = 0,35 Vг.з; Ек.п = 0,25L, | (7.2) |
где Vг.о, Vг.з – грузовой объем камер хранения соответственно охлажденных и заморо-женных грузов, м3; L — грузовая длина подвесных путей, м.
Условную грузовместимость можно перевести в фактическую (для конкретного груза) путем ее деления на коэффициент пересчета. Так, коэффициент пересчета, например, для яиц в картонных коробках принимают равным 1,35, для сливочного масла в кар-тонных ящиках — 0,44.
При определении грузовместимости холодильника не учитывают камеры охлаждения и замораживания, охлаждаемые помещения, не предназначенные для хранения продуктов (экспедиции, накопительные камеры, загрузочные и разгрузочные помещения, льдо-хранилища), а также неохлаждаемые помещения (подсобные помещения, коридоры, вестибюли, лифтовые шахты и лестничные клетки).
Охлаждаемый строительный объем камеры холодильника, м3, определяют по формуле
Vc = FH, | (7.3) |
где F — площадь пола камеры, м2; Н— высота камеры от пола до потолка, м. | |
Грузовой объем камеры Vг, меньше строительного: | |
Vг = Fг Hг < Vc, | (7.4) |
где Fг — площадь пола камеры, на который уложен груз, м2; Нг — грузовая высота по-мещения, м;
Fг = F - ∑ f, | (7.5) |
где ∑ f — общая площадь пола, занятая колоннами, проходами и проездами, холодиль-ным оборудованием, м2;
Hг = H – h, | (7.6) |
где h — расстояние от верха штабеля до потолка или балок, приборов охлаждения и воздушных каналов (0,2 — 0,3 м).
Грузовместимость распределительных холодильников устанавливается на основе годо-вого грузооборота. Имеющиеся в нашей стране распределительные холодильники рас-считаны на кратность грузооборота 4 —6 в год.
На холодильнике мясокомбинатов вместимость камер для хранения замороженного мя-са должна соответствовать 40 —60-сменной производительности комбината по выра-ботке мяса, а камер хранения охлажденного мяса — двухсуточному производственному запасу. Грузовместимость холодильника при городском молочном заводе принимается равной 10— 15-сменному объему производства продукции, подлежащей хранению.
Холодильники грузовместимостью до 700 т относятся к I классу, свыше 700 т — ко II классу капитальности здания со сроком эксплуатации 50— 100 лет, от 250 до 700 т — к
III классу со сроком эксплуатации 25 — 50 лет, менее 250 т — к IV классу со сроком эксплуатации 5 — 25 лет.
Основные несущие конструкции зданий II и III классов выполняются из железобетона или стали.
Здания холодильников — одноэтажные и многоэтажные; иногда в них устраивают под-вальный этаж.
В одноэтажных холодильниках, где нет необходимости поэтажного вертикального пе-ремещения грузов, появляется возможность увеличения пролетов несущих конструк-ций здания до 24 — 30 м (по сравнению с сеткой колонн 6 · 6 м в многоэтажных холо-дильниках), в два-три раза полезной нагрузки на полы вследствие их расположения на грунте, что позволяет складировать грузы на большую высоту (10 — 20 м). Однако од-ноэтажные холодильники отличаются повышенными по сравнению с многоэтажными теплопритоками через наружные ограждения (на 20 — 40 %), особенно через кровлю, поверхность которой может составлять до 70 % всей поверхности их наружных ограж-дений.
Для многоэтажных холодильников проще решается вопрос защиты грунта в основании здания от промерзания. Они занимают меньшую площадь, теплопритоки через кровлю в общем балансе теплопоступлений в них меньше, чем в одноэтажных.
Объемно-планировочное решение и число холодильных камер того или иного назначе-ния (структура грузовместимости) должны позволять внедрять передовую технологию холодильной обработки и хранения пищевых продуктов, организовывать рациональные грузопотоки в здании, добиваться высокого уровня механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, минимальных теплопритоков и расхода холода.
В России холодильники грузовместимостью свыше 4000 т оснащены в основном каме-рами грузовместимостью более 400 т (свыше 90 %). Грузовместимость камер хранения замороженных продуктов (-20 °С) распределительных холодильников составляет 50 — 70%, камер хранения охлажденных продуктов (+4...-3°С) — 20 — 35%, универсальных
(0...-20 °С) — 10—15%, камер замораживания (-30°С) — 0,5—1 %. Размеры камер раз-личны. Например , в одноэтажных холодильниках камеры для хранения замороженных продуктов имеют площадь 300 — 600 м2, а камеры для хранения охлажденных продук-тов — до 300 м2. В многоэтажных холодильниках площадь камер больше — до 1000 м2. Камеры с одинаковым температурным режимом формируют блоки (отсеки) по гори-зонтали (на этажах) и вертикали (в здании). В подвале располагают камеры с темпера-турой не ниже -3 0С, чтобы не промерзал грунт под полом.
Многоэтажные холодильники строят шириной до 40 м, одноэтажные — 24 — 72 м. Длина холодильника определяется в основном фронтом погрузочно-разгрузочных ра-бот, т.е. длиной железнодорожной и автомобильной платформ, которая зависит от вме-стимости холодильника и грузооборота. Для холодильников вместимостью свыше 3000
т длина железнодорожной платформы должна быть не менее 120 м, т.е. достаточной для разгрузки 5-вагонной рефрижераторной секции.
Для охлаждения мяса используют до 3 камер, для замораживания — 5 - 7, для хранения охлажденного мяса — 1 - 2 (площадью 200 — 300 м2), замороженного мяса — 3 - 4 (площадью 300 — 1000 м2). В зависимости от необходимости для холодильной обра-ботки и хранения используют универсальные камеры (от 1 до 3).
С утверждением в нашей стране рыночных отношений изменились предусмотренные в проектах условия работы холодильных предприятий, в первую очередь распредели-тельных холодильников, спроектированных и построенных в период планово-распре-делительной экономики и предназначенных для единовременного длительного хране-ния пищевых продуктов в больших количествах.
В связи с ростом грузооборота, вызванным сокращением сроков хранения грузов, не-ритмичным их поступлением, малыми партиями грузов, использование имеющихся ем-костей холодильников не превышает 25 — 35 %, в то время как раньше оно доходило до 100 %. Появилась необходимость в камерах небольшой вместимости, которые могли бы арендовать мелкие торговые фирмы. Необходима перепланировка существующих холодильных камер, что позволит повысить степень загрузки холодильников, снизить себестоимость грузооборота, увеличить прибыль.
Создание холодильных камер вместимостью 100 т на базе холодильных вместимостей имеющихся распределительных холодильников позволяет увеличить количество охла-ждаемых объемов и эффективность их использования.
На рис. 1 представлена схема реструктуризированной холодильной камеры.
Рис. 7.1. Реструктуризированная холодильная камера:
1 —теплоизоляционное ограждение; 2, 9 — боковые ограждения; 3 — воздухоохладитель;
4 — передвижная перегородка; 5—пристенные батареи; 6— монорельсовые пути;
7 — двери; 8 — уплотнитель из эластичного материала; 10 — автономные отсеки
При создании новых холодильников рационально компоновать их в виде модулей раз-личной грузовместимости, приспособленных как для хладообработки грузов, так и для их хранения.
Приведем технические характеристики холодильных модулей производительностью по замораживанию 1; 3 и 6 т мяса в сутки.
В отличие от существующих холодильников, каркасы которых выполняются из сбор-ных железобетонных конструкций с многослойными ограждающими стенами из кир-пича или железобетонных панелей с тепловой изоляцией, каркас модулей выполняется из металлических рам, профильного железа и трубных стоек, а стены — из теплоизоли-
рованных пенополиуретаном панелей типа «сэндвич». Такая конструкция позволяет транспортировать модуль в разобранном виде по железной дороге и автомобильным транспортом.
Холодоснабжение обеспечивают 4 холодильные машины с воздушным охлаждением конденсаторов, позволяющие регулировать, температуру путем отключения отдельных агрегатов в зависимости от загрузки камер и наружной температуры. Максимальная потребляемая мощность при температуре в камерах -3°С 1,2 кВт.
Вопросы для самоконтроля
1 Заготовительные холодильники.
2 Производственные холодильники.
3 Распределительные холодильники.
4 Базисные холодильники.
5 Холодильники продовольственных.
6 Портовые холодильники.
7 Перевалочные холодильники.
8 Холодильники смешанного назначения.
9 Условную грузовместимость холодильника.
10 Грузовой объем камеры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Расщепкин А.Н., Ермолаев В.А., Кемеровский Теплообменные аппараты низкотемпературной техники. [Электронный ресурс] 2012 URL: http://www.iprbookshop.ru/14393.html (Дата обращения: 23.09.2013).
2. Буянов О.Н.,Воробьёва Н.Н.,Усов А.В. Холодильное технологическое оборудование [Электронный ресурс] 2009 URL: http://www.iprbookshop.ru/14401.html (Дата обращения: 23.09.2013).
Дополнительная
1. Большаков С.А. Холодильная техника и технология продуктов питания. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.
2. Курылев Е.С., Оносовский В.В., Румянцев Ю.Д. Холодильные установки. – СПб.: Политехника, 2002. – 576 с.
3. Куцакова В.Е. и др. Примеры и задачи по холодильной технологии пищевых продуктов. – М.: Колосс, 2003. – 240 с.
Лекция 8