Виды специальных зданий и сооружений. Классификация по строительно-конструктивным признакам. Методы возведения.
Опоры линий электропередачи (ЛЭП) по назначению и положению на трассе разделяют на промежуточные, которые лишь поддерживают провода, и анкерные, основное назначение которых - восприятие натяжения проводов и тросов.
Анкерные опоры бывают угловые, располагаемые в точках поворота трассы ЛЭП, и концевые, устанавливаемые в начале и конце трассы. Опоры изготовляют стальные (на напряжение 330 ... 550 кВ), железобетонные (на напряжение 110 ... 500 кВ и менее) и деревянные (на напряжение 110 ... 220 кВ и менее). Высота опор на трассах ЛЭП напряжением 110 ... 500 кВ с относительно спокойным рельефом местности составляет 15 ... 30 м, а при большой разности отметок, например в местах переходов через реки, поймы, водохранилища, ущелья, железные дороги, автострады, каналы и др., достигает 120 м. Монтаж сборных фундаментов. Сборные фундаменты под опоры монтируют с помощью автомобильных и гусеничных кранов. В зависимости от массы фундаментов и состояния проездов используют автомобильные краны грузоподъемностью 6,3 ... 10 т, краны- трубоукладчики и др. для обеспечения правильного положения всех четырех фундаментов под широкобазовые опоры применяют инвентарный шаблон в виде жесткой рамы из уголковой стали с отверстиями, соответствующими расположению анкерных болтов на фундаментах. Шаблон накладывают с помощью крана сразу на все опущенные в котлован фундаменты опоры, ориентируя его положение относительно оси линии электропередачи по рискам. После этого каждый фундамент передвигают краном так, чтобы все болты вошли в отверстия рамы. Шаблон снимают после окончательной выверки фундаментов и засыпки котлованов не менее чем на половину их глубины. При монтаже опор методом поворота фундаменты необходимо усиливать установкой временных упоров между верхней частью стоек и плотным грунтом для обеспечения их устойчивости при восприятии горизонтальных монтажных усилий.
Монтаж стальных опор. Стальные опоры ЛЭП изготовляют преимущественно сварными пространственными секциями. В зависимости от условий транспортирования эти секции могут быть укрупнены на сборочных площадках и в целом виде (с траверсами или без них) перевозиться к месту установки. Если условия перевозки (ширина дорог, проездов, грузоподъемность транспортных средств) не позволяют транспортировать опоры секциями, их изготовляют из отдельных деталей, которые транспортируют в пакетах и собирают на болтах у мест установки. Сборку опор производят с помощью автомобильных или гусеничных кранов: выкладывают укрупняемые части, соединяют их на сборочных болтах, предусмотренных проектом, и выверяют собранную конструкцию. Если же на заводе-изготовителе производят контрольную сборку, соединение частей у мест монтажа (на пикете) выполняют на проектных болтах без сборочных.
В собранных опорах, кроме геометрических размеров, проверяют:
симметричность подкосов по отношению к оси опоры;
перпендикулярность траверс оси опоры; расположение осей подкосов и оси опоры в одной плоскости, перпендикулярной оси траверсы.
Опоры Высотой до 50 м устанавливают преимущественно с помощью гусеничных или тракторных стреловых кранов. Застропив опору несколько выше центра тяжести, ее устанавливают обычным способом. Чтобы снизить центр тяжести опоры, к ее нижней части можно прикрепить тяжелые инвентарные плиты.
Опоры больших размеров и массы поднимают с помощью падающей стрелы, используя тяговую и тормозную лебедки, однако при этом требуются многорольные полиспасты со сложным комплексом блоков, тросов и якорей. Более целесообразно применение совместно гусеничных кранов для подъема и тракторов для тяги и торможения, что значительно упрощает работу и сокращает ее продолжительность. При этом опору поднимают краном, устанавливают в наклонное положение, определяемое параметрами крана, и затем доводят ее до проектного положения тракторами. При использовании падающей стрелы опору собирают так, чтобы ее основание после поворота вокруг шарнира А заняло на фундаменте проектное положение. Стрелу крепят к основанию опоры и тяговым тросом связывают с верхней частью. К установке опор целесообразно приступать только после устройства всех фундаментов и сборки опор на определенном участке трассы, без пропусков, так как возвращение на пропущенные пикеты при водит к большим затратам труда и времени.
Переходные опоры большой высоты и массы монтируют методом наращивания; секции собирают в вертикальном положении ползучим краном, вертолетом или с помощью монтажной мачты. Монтаж верхних секций переходной опоры высотой 58 м и массой 45 т выполняют методом посекционного наращивания с помощью ползучего крана. Первые две секции опоры устанавливают стреловым краном. Этим же краном и полиспастом, закрепленным вверху второй смонтированной секции, устанавливают трубчатый ползучий кран с поворотной головкой. Третью и последующие секции монтирует ползучий кран, который последовательно перемещается на каждую из установленных секций самоподъемным устройством.
Монтаж опор ЛЭП с помощью вертолетов. В труднодоступных гористых, болотистых и лесных местностях, где устройство дорог, транспортирование опор ЛЭП, материалов к местам установки весьма сложны, экономически невыгодны или технически невозможны, оказалось целесообразным применение вертолетов не только для доставки деталей опор на пикеты, но и для их монтажа. Для строительства ЛЭП в гористой, сильно пересеченной местности, покрытой густым высоким лесом, в Крыму были использованы вертолеты грузоподъемностью 1,3т с приспособлениями для подвески грузов. Опоры или секции доставляли вертолетом к месту установки подвешенными на стропах в горизонтальном положении и укладывали вблизи фундаментов при зависании и плавном опускании вертолета. Возникающая при этом слабина стропа позволяла быстро отцеплять груз, и вертолет возвращался за следующим грузом. Элементы опор собирали на земле и крепили к фундаменту посредством инвентарного шарнира. При монтаже вертолет зависал над опорой, монтажники крепили свисающий с него строп к тяговой нитке полиспаста, и вертолет, набирая высоту, плавно поднимал опору методом поворота. Связь между вертолетом и монтажниками осуществлялась по радио или внутреннему переговорному устройству. Таким способом устанавливали опоры высотой до 22 м, масса которых примерно вдвое превышала грузоподъемность вертолета. Монтаж методом поворота вертолетами производят также посредством удлинения опоры временной монтажной стойкой. При этом отдельные секции опоры доставляют вертолетом к фундаменту, где производится ее Радио- и телевизионные мачты монтируют методом посекционного наращивания или методом поворота в целом виде. Секции, предварительно собранные из плоскостей вместе с лестницами и площадками, наращивают ползучим краном. Для крепления опорных башмаков ползучего крана предусмотрены отверстия.
В зависимости от конструкций мачт применяют ползучие краны разных типов: трубчатые мачты монтируют краном ПКТ, а решетчатые кранами ПКР и СПК. Грузоподъемность их 2 ... 12 т. Основными частями крана ПКТ-6 грузоподъемностью 6 т являются обойма, мачта и оголовок. Обойма в верхней части имеет шарнирную балку с балансирной балкой, внизу - шарнирную опорную диафрагму. С помощью опорной балки, поворачиваемой вокруг оси, обойма навешивается на опорный столик ранее смонтированной секции радиомачты. Диафрагма, скрепляемая с уголком штырем, фиксирует вертикальное положение обоймы. Внутри обоймы, закрепленной на секции, может перемещаться по вертикали трубчатая мачта крана, которая внизу имеет опорную балку. Посредством опорной балки, опускаемой на нижний опорный столик, и крючка, накладываемого сверху на секцию радиомачты, мачта закрепляется, и обойма может перемещаться по ней. На мачте крана сверху расположены оголовок, поворотное устройство с поворотным кругом, стрела, блоки для грузового каната и стрелового крана. Под поворотным кругом на мачте закреплен кронштейн с отводными роликами для каната поворота оголовка мачты. Сбегающие нитки полиспаста внутри трубчатой мачты проходят с верхних блоков вниз и направляются на две электролебедки с тяговым усилием 50 кН. Стреловой канат таким же образом проходит на электролебедку с тяговым усилием 50 ,кН, а канат поворота направляется вне трубы крана на ручную лебедку с тяговым усилием 15 кН. Обойма поднимается по мачте крюком 'крапа и канатом, закрепленным на нижней части обоймы. Подъем мачты в обойме осуществляется канатом, запасованным через блок, закрепленный в нижней части мачты, и блок, закрепленный в нижней части обоймы. Канат подъема направляется на электролебедку с тяговым усилием 50 кН. Грузоподъемность крана на вылете стрелы до 2,3 м составляет 6 т, с увеличением вылета до 5 м снижается до 2 т. Опорную секцию радиомачты монтируют и устанавливают на ней ползучий кран ПКТ-6 с помощью гусеничного крана. Все последующие секции монтируют ползучим краном. Для обслуживания рабочих к обойме крана прикреплена площадка с лестницей. Операции по стыкованию и сварке секций радиомачты производят с нижней и верхней площадки с лестницами. После проектного закрепления каждой секции радиомачты в четырех диаметрально противоположных местах болтами или сваркой кран перемещают. Подмости переставляют крюком стрелы с помощью траверсы и стропов.
Вытяжные трубымонтируют методами:
- наращивания панелей или блоков конструкций;
- крупноблочным;
- комбинированным: нижнюю часть - укрупненным блоком, устанавливаемым самоходным стреловым краном, верхнюю - наращиванием; подращивания; в целом виде; скольжением с помощью мачт или поворотом с выжиманием.
Монтаж методом наращивания производят секциями с помощью специального портала или ползучего крана. При этом методе большие объемы работ по оформлению узлов и перестановке крана выполняют на высоте, что требует устройства специальных приспособлений, люлек, лестниц, подмостей. Монтаж ведут в опасных, стесненных условиях, при замедленном темпе. Все это снижает производительность труда монтажников и увеличивает продолжительность работ. В последнее время вытяжные трубы монтируют методом наращивания с использованием прислонных башенных кранов.
Крупноблочный монтаж каркаса вытяжных труб выполняют стреловым самоходным краном из нижнего и верхнего укрупненных блоков. Верхний блок поднимают в наклонном положении, осуществляют плавный поворот монтируемого блока в вертикальное положение, при этом оголовок стрелы входит внутрь блока через подготовленный проем, затем устанавливают блок в проектное положение.
При комбинированном методе для ускорения и упрощения работ нижние секции каркаса трубы на высоту 20 ... 50 м монтируют гусеничными кранами. Монтаж остальных секций выполняют ползучим полноповоротным краном, портальным подъемником либо с помощью специальной траверсы, устанавливаемой на верхней секции вытяжной трубы. В последнем случае в смонтированном каркасе устанавливают верхнюю часть трубы длиной 35 м, на оголовке которой закрепляют равноплечую траверсу с двумя грузовыми тележками. Каркас монтируют плоскостными панелями массой до 15 т, которые собирают на стенде и подают гусеничным краном в зону монтажа. После монтажа каждого яруса панелей каркаса трубу поднимают с помощью двух полиспастов и двух электрических лебедок и подращивают секцию трубы длиной 10 м. Затем монтируют следующий ярус каркаса, поднимают трубу, подращивают ее и так до полного завершения монтажа трубы.
3.Подготовка строительного производства, организационно-техническая подготовка к строительству, назначение, состав и содержание на отдельных этапах.
Подподготовкой строительного производствапонимается комплекс взаимоувязанных организационных, технических , планово-экономических и финансовых документов и мероприятий ,своевременно разрабатываемых и внедряемых в строительство с целью обеспечения выполнения запланированных строительных программ с наибольшей экономической эффективностью. Главная задача ПСП строительной организации заключается в планомерном развертывании и осуществлении строительно-монтажных и других видов работ, обеспечивающих ввод в эксплуатацию объектов и промышленных предприятий в установленные сроки с высокими технико-экономическими показателями и качеством работ.
Общая организационная подготовка к строительству должна включать в себя:
- обеспечение стройки ПСД
- отвод в натуре площадки (трассы) для строительства
- открытие финансирования.
- заключение договоров подряда (контракта) и субподряда на строительство
- получение разрешения на строительство.
- Социальные вопросы (разрешение вопросов о переселении лиц и организаций, размещенных в подлежащих сносу зданиях)
- Решение об использовании существующей инфраструктуры.
- организация поставки на строительство оборудования, конструкций, материалов и готовых изделий.
- Разработка и согласование титульных списков.
Внеплощадочные подготовительные работы включают строительство подъездных путей и причалов, ЛЭП с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями ,поселков для строителей ,необходимых сооружений по развитию производственной базы строительной организации ,а также сооружений и устройств связи для управления строительством.