Виды транспорта, их классификация и структура

Одним из важнейших условий повышения эффективности строительного производства является своевременная и качественная доставка строительных грузов. Для этих целей используется транспорт: железнодорожный, автомобильный, трактор­ный, водный, воздушный, трубопроводный, подвесной .канатный и непрерывного действия.

Все виды транспорта, применяемые в строительстве, разделяются:

- по отношению к объекту строительства на внутрипостроечный, приобъектный и внешний;

- по направлению перемещения груза - вертикальный и горизонтальный.

Внутрипостроечным транспортом осуществляются перевозки строительных конструкций, материалов и изделий на строительной площадке с приобъектного склада на рабочие места, а приобъектным транспортом - со складов баз производственно-технологической комплектации на приобъектные склады или рабочие места в пределах строительной организации.

Внешним транспортом осуществляются перевозки строительных грузов от предприятий-поставщиков (производитель, торгово-посреднические предприятия и т.п.) до их потребителей (склады строительных организаций или их базы производственно-технологической комплектации, приобъектные склады строительных площадок).

Вертикальный транспорт предназначен для подъема строительных конструкций, материалов, изделий и оборудования и осуществляется различными типами кранов, подъемниками, пневматическими нагнетателями и бетоно, - растворонасосами, винтовыми конвейерами и др.

Горизонтальный транспорт осуществляет перемещение грузов от места их производства или складирования к месту их потребления. К нему относятся все виды транспорта, перечисленные в начале данного параграфа.

По приспособленности к перевозке строительных грузов транспорт бывает:

- универсальный - для перевозки грузов широкой номенклатуры;

- специализированный - для перевозки грузов определенных видов;

- специальный - для конкретного вида груза или единичных перевозок.

В зависимости от принадлежности транспорта к различным структурам (различают транспорт общего назначения и ведомственный, входящий в состав организаций).

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт является основным грузовым магистральным транспортом и транспортом, обеспечивающим массовые перевозки строительных грузов на большие расстояния. Железнодорожный транспорт бывает нормальной колеи (1524 мм) и узкой колеи (750 и 600 мм).Железнодорожный транспорт нормальной колеи применяется при внешних перевозках строительных грузов, доставке нерудных материалов и проката металла на предприятия стройиндустрии и др. Как внутрипостроечный транспорт применяется в тех случаях, когда проектом строящегося промышленного предприятия предусмотрены постоянные вводы железнодорожных путей, и их строительство было осуществлено в подготовительный период, а также - при реконструкции действующих предприятии или после ввода в эксплуатацию пускового комплекса (очереди) строящегося промышленного предприятия с существующими железнодорожными путями.

Бывает нормальной колеи (применяется при внешних перевозках строительных грузов) и узкой (в основном применяется в карьерах).

Универсальные вагоны бывают крытые, полувагоны и платформы, а специальные(для транспортирования определенных грузов) – вагоны самосвалы (думпкары), вагоны хопперы (цемент, известь), вагоны-цистерны.

По способу разгрузки бывают: саморазгружающиеся, разгружаемые с помощью механизмов и вручную.

Подвижной состав железнодорожного транспорта включает в себя:

- локомотивы на электрической и тепловозной тяге для грузовых перевозок и маневровые, вывозные, передаточные и тяговые агрегаты (мотовагоны, мотовозы и т.п.);

- вагоны универсальные и специальные.

Организация работы железнодорожного транспорта осуществляется промышленными предприятиями железнодорожного транспорта, а также транспортными подразделениями крупных строительных объединений, предприятий стройиндустрии, карьеров и других хозяйств.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт является наиболее мобильным и маневренным из всех видов транспорта. С его помощью можно значительно быстрее, чем другим транспортом, доставить грузы на различные расстояния без перегрузок непосредственно на строительные площадки и сравнительно небольших объемов одновременной поставки, ввиду ограниченности при­объектных складов.

Автомобильный транспорт для перевозки строительных грузов классифицируется по роду двигателя, типу кузова, грузоподъемности, виду перевозимого груза, проходимости.

По роду установленного двигателя автомобили бывают с карбюраторными, дизельными, газотурбинными двигателями и двигателями, работающими на сжиженном или сжатом газе.

По типу кузова автотранспорт 'может быть универсальный, специализированный и специальный.

По грузоподъемности, определенной заводом -изготовителем в соответствии с конкретным типом кузова, автотранспорт разделяется на следующие классы: малый - до 2 г, средний -до 5 г, большой - свыше 5 т и до предела, установленного дорожными ограничениями; большой свыше предела, установленного дорожными ограничениями (карьерные, внедорожные автомобили).

По проходимости автомобили делятся на дорожные, повышенной и высокой проходимости, и внедорожные.

Водный транспорт

В зависимости от условий плавания, перевозки строительных грузов осуществляются морскими судами и речными, которые предназначены для внутренних речных путей и смешанного плавания (река - море).

Водный транспорт может быть транспортный, грузовой, служебно-вспомогательный (буксировщики, буксиры, толкачи, разъездные и т.п.) и технический.

Грузовой речной транспорт для внутреннего плавания подразделяется на самоходный, несамоходный, баржи и секции (полусекции).Самоходные и несамоходные суда, в свою очередь, - на сухогрузы (закрытые, открытые и с люковым закрытием, площадки), наливные (танкеры) и комбинированные (сухогрузоналивные), а баржи и секции - открытые и площадки.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт используется при доставке строительных грузов в места, недоступные для других видов транспорта (водные преграды, отсутствие автомобильных и железных дорог), а также специфических технологических условий (возведение верхних элементов доменных печей, труб, телебашен, опор ЛЭП и т.п.).

Наши рекомендации