Виды транспорта, их классификация и структура
Одним из важнейших условий повышения эффективности строительного производства является своевременная и качественная доставка строительных грузов. Для этих целей используется транспорт: железнодорожный, автомобильный, тракторный, водный, воздушный, трубопроводный, подвесной .канатный и непрерывного действия.
Все виды транспорта, применяемые в строительстве, разделяются:
- по отношению к объекту строительства на внутрипостроечный, приобъектный и внешний;
- по направлению перемещения груза - вертикальный и горизонтальный.
Внутрипостроечным транспортом осуществляются перевозки строительных конструкций, материалов и изделий на строительной площадке с приобъектного склада на рабочие места, а приобъектным транспортом - со складов баз производственно-технологической комплектации на приобъектные склады или рабочие места в пределах строительной организации.
Внешним транспортом осуществляются перевозки строительных грузов от предприятий-поставщиков (производитель, торгово-посреднические предприятия и т.п.) до их потребителей (склады строительных организаций или их базы производственно-технологической комплектации, приобъектные склады строительных площадок).
Вертикальный транспорт предназначен для подъема строительных конструкций, материалов, изделий и оборудования и осуществляется различными типами кранов, подъемниками, пневматическими нагнетателями и бетоно, - растворонасосами, винтовыми конвейерами и др.
Горизонтальный транспорт осуществляет перемещение грузов от места их производства или складирования к месту их потребления. К нему относятся все виды транспорта, перечисленные в начале данного параграфа.
По приспособленности к перевозке строительных грузов транспорт бывает:
- универсальный - для перевозки грузов широкой номенклатуры;
- специализированный - для перевозки грузов определенных видов;
- специальный - для конкретного вида груза или единичных перевозок.
В зависимости от принадлежности транспорта к различным структурам (различают транспорт общего назначения и ведомственный, входящий в состав организаций).
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт является основным грузовым магистральным транспортом и транспортом, обеспечивающим массовые перевозки строительных грузов на большие расстояния. Железнодорожный транспорт бывает нормальной колеи (1524 мм) и узкой колеи (750 и 600 мм).Железнодорожный транспорт нормальной колеи применяется при внешних перевозках строительных грузов, доставке нерудных материалов и проката металла на предприятия стройиндустрии и др. Как внутрипостроечный транспорт применяется в тех случаях, когда проектом строящегося промышленного предприятия предусмотрены постоянные вводы железнодорожных путей, и их строительство было осуществлено в подготовительный период, а также - при реконструкции действующих предприятии или после ввода в эксплуатацию пускового комплекса (очереди) строящегося промышленного предприятия с существующими железнодорожными путями.
Бывает нормальной колеи (применяется при внешних перевозках строительных грузов) и узкой (в основном применяется в карьерах).
Универсальные вагоны бывают крытые, полувагоны и платформы, а специальные(для транспортирования определенных грузов) – вагоны самосвалы (думпкары), вагоны хопперы (цемент, известь), вагоны-цистерны.
По способу разгрузки бывают: саморазгружающиеся, разгружаемые с помощью механизмов и вручную.
Подвижной состав железнодорожного транспорта включает в себя:
- локомотивы на электрической и тепловозной тяге для грузовых перевозок и маневровые, вывозные, передаточные и тяговые агрегаты (мотовагоны, мотовозы и т.п.);
- вагоны универсальные и специальные.
Организация работы железнодорожного транспорта осуществляется промышленными предприятиями железнодорожного транспорта, а также транспортными подразделениями крупных строительных объединений, предприятий стройиндустрии, карьеров и других хозяйств.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт является наиболее мобильным и маневренным из всех видов транспорта. С его помощью можно значительно быстрее, чем другим транспортом, доставить грузы на различные расстояния без перегрузок непосредственно на строительные площадки и сравнительно небольших объемов одновременной поставки, ввиду ограниченности приобъектных складов.
Автомобильный транспорт для перевозки строительных грузов классифицируется по роду двигателя, типу кузова, грузоподъемности, виду перевозимого груза, проходимости.
По роду установленного двигателя автомобили бывают с карбюраторными, дизельными, газотурбинными двигателями и двигателями, работающими на сжиженном или сжатом газе.
По типу кузова автотранспорт 'может быть универсальный, специализированный и специальный.
По грузоподъемности, определенной заводом -изготовителем в соответствии с конкретным типом кузова, автотранспорт разделяется на следующие классы: малый - до 2 г, средний -до 5 г, большой - свыше 5 т и до предела, установленного дорожными ограничениями; большой свыше предела, установленного дорожными ограничениями (карьерные, внедорожные автомобили).
По проходимости автомобили делятся на дорожные, повышенной и высокой проходимости, и внедорожные.
Водный транспорт
В зависимости от условий плавания, перевозки строительных грузов осуществляются морскими судами и речными, которые предназначены для внутренних речных путей и смешанного плавания (река - море).
Водный транспорт может быть транспортный, грузовой, служебно-вспомогательный (буксировщики, буксиры, толкачи, разъездные и т.п.) и технический.
Грузовой речной транспорт для внутреннего плавания подразделяется на самоходный, несамоходный, баржи и секции (полусекции).Самоходные и несамоходные суда, в свою очередь, - на сухогрузы (закрытые, открытые и с люковым закрытием, площадки), наливные (танкеры) и комбинированные (сухогрузоналивные), а баржи и секции - открытые и площадки.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт используется при доставке строительных грузов в места, недоступные для других видов транспорта (водные преграды, отсутствие автомобильных и железных дорог), а также специфических технологических условий (возведение верхних элементов доменных печей, труб, телебашен, опор ЛЭП и т.п.).