Современные средства оценки достижений учащихся

Средства оценки Характерные черты
Мониторинг –это процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагоги­ческого процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Модульная организация учебного процесса; бальная шкала оценивания
Рейтинговая система оценивания –интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности учащихся в соответствии с выделенными критериями. Непрерывность, длительность, системная диагностика качественных и количественных характеристик изучаемых объектов. .
Портфолио – это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи. Наличие стандартизированных заданий – тестов, отвечающих требованиям объективности, надёжности результатов, валидности.
Педагогическое тестирование –совокупность методических и организа­ционных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов. Выступает в разновидностях: рефлексивный; исследовательский, тематический; выполняет роль индивидуальной накопительной оценки; состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

10. Выпишите психолого-педагогические аспекты педагогического контроля см. [Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособ. Для студ. Высш. Учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.; стр. 15-17],

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9.

Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

План:

1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

2. Учебно-педагогическое сотрудничество. Влияние сотрудничества на учебную деятельность.

3. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.

Интернет ресурсы:

Пакалина Е.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ, ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ / Е.Н. Пакалина //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. № 1. С. 68-75. Научная электронная библиотека. URL:

http://elibrary.ru/item.asp?id=16377417

Римашевская Л.С., Соболева Т.В. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ / Л.С. Римашевская, Т.В. Соболева //Детский сад: теория и практика. 2011. № 7. С. 81-87. Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=17109074

Смаглий Т.И. КАЧЕСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ / Т.И. Смаглий // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. № 2. С. 51-55. Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=16387643

Горшкова B.B. ДИАЛОГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ./ В.В. Горшкова // Педагогика. - 2011. № 2. С. 68-76. Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=16356663

a.Практические задания

1. Прочитайте текст. Выполните задание после текста.

Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель одной из крупнейших проблемных лабораторий, говорит в ответ на советы педагога:

- Поймите, у меня ответственная работа, она имеет мировое значение. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность!

Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил:

- Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию пластинок, сколько раз его возили в Москву... водили по музеям...

Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.

Задание:

а. Укажите причины, по которым у детей формируется низкая мотивация к учебной деятельности, стойкое состояние неуспеха?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б. Предложите вариант программы работы педагога с семьей ребенка с низким уровнем притязаний и мотивации.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста.

Идет урок математики. К доске вызваны два мальчика, они работают по индивидуальным карточкам. Другие ребята выполняют задание под руководством учителя. Один из мальчиков у доски (Саша) затрудняется при выполнении задания: часто стирает написанное, оглядывается на ребят. Второй ученик уверенно пишет решение на доске. Учительница подходит к мальчикам у доски и проверяет написанное. «Ну вот, всегда он так, этот Саша! Посмотрите, ничего он не знает!» Саша вспыхнул, зло крикнул «Ну и учись сама!» - и выбежал из класса.

Вопросы:

· Почему отсутствие контакта разрушает взаимодействие?

· На основании каких внутренних и внешних показателей учитель может судить об эффективности (неэффективности) его взаимодействия с учеником (классом)?

· Что предполагает изменение схемы учебного взаимодействия, если вместо схемы S O реализуется S O?

3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста.

В 7 класс пришла ученица из другой школы, другого района. Девочка принципиальная, честная. В 6 и 7 классах училась на «отлично» и «хорошо», кроме немецкого языка. С учительницей немецкого языка ученицы произошел конфликт. Учительница выгоняла ее с уроков, и девочка стала неуспевающей по предмету. Конфликт произошел по причине жесткой требовательности учителя и личного неприятия ученицей и учительницей друг друга.

Вопросы:

· В чём психолого-педагогическая причина преимущества совместной деятельности перед индивидуальной, всегда ли оно наблюдается?

· В чём проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и на обучающего (учителя)?

4. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста.

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: "Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?" - Что должен на это ему ответить учитель?

Вопросы:

· Как связана информационная модель общения и субъектно-объектная схема обучения?

· Что значит для учителя репрезентативная функция общения?

· Какова общая характеристика и специфика педагогического общения?

· Всегда ли демократический стиль общения имеет положительный эффект в педагогическом взаимодействии?

5. Составьте анкету для учащихся с целью выявления уровня взаимо­действия педагогов и учащихся.

По результата анкеты ответьте на вопросы:

· В чём разница между понятиями сложности явления (процесса) и трудности их преодоления?

· Какие из рассмотренных областей затруднений общения относятся преимущественно к внешним, а какие к внутренним факторам?

· Какая из трёх сторон общения – информационная, перцептивная, интерактивная – вызывает наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии?

6. Сделать методическую разработку формы взаимодействия с родителями.

- по выбору студентов:

1. Подобрать игры, творческие задания, способствующие развитию сотруднических отноше­ний между педагогами, родителями и учащимися.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Каждое из выполненных студентом заданий оценивается в баллах от одного до десяти. Для сдачи экзамена студент должен набрать минимум 100 баллов.

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения Перечень домашних заданий и других вопросов самостоятельного изучения Форма отчёта
Тема Методология практической педагогической деятельности Задание 1. Проанализируйте следующие представления о науке как о деятельности. Как вы их понимаете. Какое из высказываний, по вашему мнению наиболее отражает суть проблемы: «Наука – это не только арсенал готового оружия, но в гораздо большей степени кузница, где куется новое» А.И. Ракитов «Наука - это не только сумма знаний, так сказать, совокупность плодов древа познания, но и само древо, на котором они произрастают» С.Р. Микулинский «Наука – это не знания сами по себе, а деятельность общества по производству знаний» Г.Н. Волков «Наука- это не только знание, и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания» В.А. Штоф Подготовка ответов на вопросы для обсуждения: 1.Определите связь теоретической и практической деятельности. 2. Дайте характеристику практической педагогической деятельности как системы.   Собеседование
Тема Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности v Изучите психолого-педагогическую литературу по теме занятия. Выпишите психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Найдите методы оптимизации эмоционального состояния педагога: техники нервно-мышечной релаксации, дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга. Расскажите и продемонстрируйте их на занятии. Составить профессиограмму современного учителя v Выяв­ление общего знака и качества прошлого опыта студентов: Ø Ретроспективный анализ собственного детства: § С какими событиями школьной жизни связаны ваши положительные эмоциональные переживания? Дайте им оценку с позиций современной педагогической теории. § Ответьте на предложенные вопросы и обоснуйте свой ответ: § Можете ли вы сказать, что школа, где вы учились, строила свою работу на принципах гуманизации образования? § Что из опыта работы ваших учителей вы хотели бы (и не хотели бы) использовать в своей собственной профессиональной деятельности? § Опишите учителя, о котором вы можете сказать, что он существенно повлиял на формирование вашей личности? § Опишите (и проанализируйте) наиболее запомнившиеся вам ситуации из вашей школьной жизни?   Проверка тезисов, подготовка сообщений на практическом занятии   Обсуждение на семинарско-практическом занятии   Индивидуальные консультации  
Тема Педагогическое проектирование Предложите темы для различных типов проектов (по первому признаку). Придайте им определенный характер и по другим признакам (по характеру контактов, по продолжительности проведения, количеству участников). Определите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, укажите учебный материал по предметам, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта будут оформлены и какую практическую/теоретическую значимость этот проект имеет и в какой области. Отдельно следует отметить, какие цели интеллектуального, нрав­ственного, культурного развития учащихся вы при этом ставите. Представьте свои предложения в группе с соответствующей аргументацией. Определите тип проекта. Четко обозначьте, какие знания (из каких областей) потребуются школьникам для работ над проектом. Одновременно представьте варианты возможного оформления результатов проекта. Обсуждение на практическом занятии   Презентации проектов
Тема Технологии решения педагогических задач Изучение и анализ различных алгоритмов решения педагогических задач. Собеседование
Тема Технология педагогической диагностики Достройте выделенные К. Ингенкампом содержательные аспекты диагностической деятельности до модели: выделите связи между ними, установите соподчинённость. Изобразите графически полученную модель. Предложите систему моделей для диагностики какого-либо конкретного свойства личности, индивидуальности, субъекта. Найдите в литературе з-4 описания педагогической деятельности, определите, какую позицию в каждом случае занимает педагог и какой уровень диагностического мастерства он обнаруживает. Аргументируйте свои выводы. Для каждой из двенадцати диагностических позиций подберите по одной типичной ситуации из практики учебно-воспитательной работы, где бы эта позиция была бы оптимальной. Обсуждение на практическом занятии
Тема Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса На основе анализа периодических изданий «Начальная школа», «Школьные технологии», «Воспитание школьников», «Народное образование» и др. изучите опыт учителей/школ по реализации здоровье сберегающих технологий. Докажите, в чем состоит здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика   Проверка аннотаций журнальных статей, выступление с содокладами и сообщениями на занятиях
Тема Технологии оценки достижений учащихся

Определите свое отношение к безотметочному обучению в начальной школе

Разработайте критерии оценки, соответствующие определенной форме (виду) контроля в начальной школе (на примере учебной дисциплины).

Разработайте критерии оценки знаний, умений, навыков и др. учащихся для вопросов (заданий) из п. 2. (Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение чего-либо, мера суждения, оценки какого-либо явления)

Оценки Критерии и показатели
...
...
  1. .
...

Разработайте критерии оценки знаний, умений, навыков и др. учащихся для вопросов (заданий) из п. 1.3.

Оценки Критерии и показатели
  1. .
...
  1. .
...

Опишите технологию создания «Портфеля ученика»

  Собеседование
Технология педагогического конструирования, регулирования, контроля и коррекции образовательного процесса   Задание: Спроектируйте урок и напишите краткий конспект по одной из заданных схем: Схема 1. Урок усвоения новых знаний. I. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. (На какой социальный опыт учащихся будет опираться изучение темы? Какие вопросы будут заданы учащимся в начале урока, которые помогут им усвоить тему?) II. Мотивация учебной деятельности. (Как, с помощью чего заинтересовать учащихся, вызвать у них потребность в изучении избранной темы?) III. Сообщение темы, целей урока. (Какие цели следует сообщить учащимся?) IV. Восприятие и первичное осознание нового материала. (Какой новый материал будет сообщен учащимся: его содержание, методы, средства, формы усвоения) V. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале и раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений. (Какие причинно-следственные связи будут устанавливаться? Что и с чем будет сравниваться, сопоставляться? Какие будут перед учащимися поставлены проблемы, познавательные задачи? На какие существенные признаки явлений, предметов будет обращаться внимание?) VI. Обобщение и систематизация знаний. (Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств определенного класса предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Систематизация заключается в распределении предметов и явлений по группам и подгруппам в зависимости от того, чем они похожи и чем отличаются) VII. Подведение итогов урока. (Продолжите фразу: "Итак, мы сегодня с вами на уроке…") VIII. Сообщение домашнего задания. Схема 2. Урок формирования навыков и умений.
  1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Сообщение темы, целей урока.
  4. Изучение нового материала (упражнения). (Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию, условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формулирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить осмысление правила, закона, являющегося основой усвоения соответствующих навыков и умений.)
  5. Первичное применение приобретенных навыков и умений. (Пробные упражнения - это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен еще непрочно и учащиеся могут допускать ошибки в применении знаний.)
  6. Применение знаний и действий в стандартных ситуациях. (Тренировочные упражнения от пробных отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в выполнении их, а также большим разнообразием заданий, сложность выполнения которых постепенно нарастает.)
  7. Творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия. (Все те упражнения, которые требуют нестандартного подхода, выдумки, проявления фантазии, изобретения нового и т.п.)
  8. Итоги урока. (Продолжите фразу: "Итак, мы сегодня с вами на уроке…")
  9. Сообщение домашнего задания.
 
  Предоставление плана-конспекта занятия   План-конспект урока

Приложение № 1.

Примерная схема анализа урока.

1. Общие сведения: класс, дата, тема урока и др.

2. Цель, задачи урока (общеобразовательные, воспитательные, развития), их взаимосвязь и пути реализации.

3. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

4. Организационная структура. Тип урока, его место в системе занятий по предмету, чёткость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной активности учащихся.

5. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объёму, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

6. Методическое обеспечение урока:

а) использование методов и приёмов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения. Темп учебной работы на уроке;

б) методика проведения различных частей урока:

постановка познавательных задач перед учащимися;

методика проверки домашних заданий;

методика изложения новых знаний;

методика проведения и закрепления учебного материала;

методика проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

приёмы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);

организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;

применение на уроке проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);

учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;

организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;

домашнее задание (как задаётся, объём);

осуществление воспитывающего обучения на уроке; воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;

выявление и применение на уроке внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;

обоснование их педагогической целесообразности.

7. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;

активность, самостоятельность, интерес к занятиям учащихся разного уровня подготовленности; сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;

деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

8. Характеристика деловых качеств учителя:

уровень научных знаний учителя и его подготовленность к уроку;

знание учителем теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, его умения применять эти знания на уроке;

педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя;

взаимоотношение учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

9. Общие результаты урока:

выполнение плана урока;

достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока;

общая оценка урока, результаты его, эффективность и качество;

выводы и предложения по дальнейшему усовершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

(Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса часть II). -

Задание. Используя вышеизложенный теоретический материал, проанализируйте представленный преподавателем конспект внеклассной работы по психологии.

Анализ формы воспитательной работы можно считать эффективным, если он обладает следующими признаками:

- чётко и осмысленно сформулированы цель и задачи анализа формы воспитательной работы и в соответствии с ними построена программа наблюдения за реализацией данной формы;

- в ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой;

- в процессе анализа выделяются основные части работы, этапы и элементы, определяется какой из них является ведущим, системообразующим, а какие будут условными для эффективного его осуществления;

- анализируются системообразующие связи формы воспитательной работы;

- даётся характеристика микроструктуры каждого этапа (содержания, методов, приёмов, форм организации деятельности учащихся) в аспекте реализации воспитательных задач;

- выполнение задач каждого этапа связывается с выполнением задач последующих этапов и достижением целей;

- определяется, как взаимодействие этапов, элементов работы влияет на конечный результат;

- характеризуется место и роль формы воспитательной работы в системе деятельности коллектива;

- структура, функционирование формы работы, её конечный результат исследуются в соответствии с целью посещения мероприятия и программой наблюдения;

- выводы и оценка качества проведённой работы осуществляются, исходя из конечного его результата;

- формулируются конкретные предложения по устранению недостатков, обнаруженных педагогом в ходе анализа, указываются пути и время их исправления.

Практические задания

Наши рекомендации