Современные средства оценки достижений учащихся
Средства оценки | Характерные черты |
Мониторинг –это процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. | Модульная организация учебного процесса; бальная шкала оценивания |
Рейтинговая система оценивания –интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности учащихся в соответствии с выделенными критериями. | Непрерывность, длительность, системная диагностика качественных и количественных характеристик изучаемых объектов. . |
Портфолио – это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи. | Наличие стандартизированных заданий – тестов, отвечающих требованиям объективности, надёжности результатов, валидности. |
Педагогическое тестирование –совокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов. | Выступает в разновидностях: рефлексивный; исследовательский, тематический; выполняет роль индивидуальной накопительной оценки; состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». |
10. Выпишите психолого-педагогические аспекты педагогического контроля см. [Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособ. Для студ. Высш. Учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.; стр. 15-17],
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9.
Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
План:
1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
2. Учебно-педагогическое сотрудничество. Влияние сотрудничества на учебную деятельность.
3. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.
Интернет ресурсы:
Пакалина Е.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ, ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ / Е.Н. Пакалина //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. № 1. С. 68-75. Научная электронная библиотека. URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=16377417
Римашевская Л.С., Соболева Т.В. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ / Л.С. Римашевская, Т.В. Соболева //Детский сад: теория и практика. 2011. № 7. С. 81-87. Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=17109074
Смаглий Т.И. КАЧЕСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ / Т.И. Смаглий // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. № 2. С. 51-55. Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=16387643
Горшкова B.B. ДИАЛОГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ./ В.В. Горшкова // Педагогика. - 2011. № 2. С. 68-76. Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=16356663
a.Практические задания
1. Прочитайте текст. Выполните задание после текста.
Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель одной из крупнейших проблемных лабораторий, говорит в ответ на советы педагога:
- Поймите, у меня ответственная работа, она имеет мировое значение. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность!
Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил:
- Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию пластинок, сколько раз его возили в Москву... водили по музеям...
Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.
Задание:
а. Укажите причины, по которым у детей формируется низкая мотивация к учебной деятельности, стойкое состояние неуспеха?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б. Предложите вариант программы работы педагога с семьей ребенка с низким уровнем притязаний и мотивации.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста.
Идет урок математики. К доске вызваны два мальчика, они работают по индивидуальным карточкам. Другие ребята выполняют задание под руководством учителя. Один из мальчиков у доски (Саша) затрудняется при выполнении задания: часто стирает написанное, оглядывается на ребят. Второй ученик уверенно пишет решение на доске. Учительница подходит к мальчикам у доски и проверяет написанное. «Ну вот, всегда он так, этот Саша! Посмотрите, ничего он не знает!» Саша вспыхнул, зло крикнул «Ну и учись сама!» - и выбежал из класса.
Вопросы:
· Почему отсутствие контакта разрушает взаимодействие?
· На основании каких внутренних и внешних показателей учитель может судить об эффективности (неэффективности) его взаимодействия с учеником (классом)?
· Что предполагает изменение схемы учебного взаимодействия, если вместо схемы S O реализуется S O?
3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста.
В 7 класс пришла ученица из другой школы, другого района. Девочка принципиальная, честная. В 6 и 7 классах училась на «отлично» и «хорошо», кроме немецкого языка. С учительницей немецкого языка ученицы произошел конфликт. Учительница выгоняла ее с уроков, и девочка стала неуспевающей по предмету. Конфликт произошел по причине жесткой требовательности учителя и личного неприятия ученицей и учительницей друг друга.
Вопросы:
· В чём психолого-педагогическая причина преимущества совместной деятельности перед индивидуальной, всегда ли оно наблюдается?
· В чём проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и на обучающего (учителя)?
4. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста.
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: "Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?" - Что должен на это ему ответить учитель?
Вопросы:
· Как связана информационная модель общения и субъектно-объектная схема обучения?
· Что значит для учителя репрезентативная функция общения?
· Какова общая характеристика и специфика педагогического общения?
· Всегда ли демократический стиль общения имеет положительный эффект в педагогическом взаимодействии?
5. Составьте анкету для учащихся с целью выявления уровня взаимодействия педагогов и учащихся.
По результата анкеты ответьте на вопросы:
· В чём разница между понятиями сложности явления (процесса) и трудности их преодоления?
· Какие из рассмотренных областей затруднений общения относятся преимущественно к внешним, а какие к внутренним факторам?
· Какая из трёх сторон общения – информационная, перцептивная, интерактивная – вызывает наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии?
6. Сделать методическую разработку формы взаимодействия с родителями.
- по выбору студентов:
1. Подобрать игры, творческие задания, способствующие развитию сотруднических отношений между педагогами, родителями и учащимися.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Каждое из выполненных студентом заданий оценивается в баллах от одного до десяти. Для сдачи экзамена студент должен набрать минимум 100 баллов.
Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения | Перечень домашних заданий и других вопросов самостоятельного изучения | Форма отчёта | ||||||||||||||
Тема Методология практической педагогической деятельности | Задание 1. Проанализируйте следующие представления о науке как о деятельности. Как вы их понимаете. Какое из высказываний, по вашему мнению наиболее отражает суть проблемы: «Наука – это не только арсенал готового оружия, но в гораздо большей степени кузница, где куется новое» А.И. Ракитов «Наука - это не только сумма знаний, так сказать, совокупность плодов древа познания, но и само древо, на котором они произрастают» С.Р. Микулинский «Наука – это не знания сами по себе, а деятельность общества по производству знаний» Г.Н. Волков «Наука- это не только знание, и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания» В.А. Штоф Подготовка ответов на вопросы для обсуждения: 1.Определите связь теоретической и практической деятельности. 2. Дайте характеристику практической педагогической деятельности как системы. | Собеседование | ||||||||||||||
Тема Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности | v Изучите психолого-педагогическую литературу по теме занятия. Выпишите психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Найдите методы оптимизации эмоционального состояния педагога: техники нервно-мышечной релаксации, дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга. Расскажите и продемонстрируйте их на занятии. Составить профессиограмму современного учителя v Выявление общего знака и качества прошлого опыта студентов: Ø Ретроспективный анализ собственного детства: § С какими событиями школьной жизни связаны ваши положительные эмоциональные переживания? Дайте им оценку с позиций современной педагогической теории. § Ответьте на предложенные вопросы и обоснуйте свой ответ: § Можете ли вы сказать, что школа, где вы учились, строила свою работу на принципах гуманизации образования? § Что из опыта работы ваших учителей вы хотели бы (и не хотели бы) использовать в своей собственной профессиональной деятельности? § Опишите учителя, о котором вы можете сказать, что он существенно повлиял на формирование вашей личности? § Опишите (и проанализируйте) наиболее запомнившиеся вам ситуации из вашей школьной жизни? | Проверка тезисов, подготовка сообщений на практическом занятии Обсуждение на семинарско-практическом занятии Индивидуальные консультации | ||||||||||||||
Тема Педагогическое проектирование | Предложите темы для различных типов проектов (по первому признаку). Придайте им определенный характер и по другим признакам (по характеру контактов, по продолжительности проведения, количеству участников). Определите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, укажите учебный материал по предметам, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта будут оформлены и какую практическую/теоретическую значимость этот проект имеет и в какой области. Отдельно следует отметить, какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития учащихся вы при этом ставите. Представьте свои предложения в группе с соответствующей аргументацией. Определите тип проекта. Четко обозначьте, какие знания (из каких областей) потребуются школьникам для работ над проектом. Одновременно представьте варианты возможного оформления результатов проекта. | Обсуждение на практическом занятии Презентации проектов | ||||||||||||||
Тема Технологии решения педагогических задач | Изучение и анализ различных алгоритмов решения педагогических задач. | Собеседование | ||||||||||||||
Тема Технология педагогической диагностики | Достройте выделенные К. Ингенкампом содержательные аспекты диагностической деятельности до модели: выделите связи между ними, установите соподчинённость. Изобразите графически полученную модель. Предложите систему моделей для диагностики какого-либо конкретного свойства личности, индивидуальности, субъекта. Найдите в литературе з-4 описания педагогической деятельности, определите, какую позицию в каждом случае занимает педагог и какой уровень диагностического мастерства он обнаруживает. Аргументируйте свои выводы. Для каждой из двенадцати диагностических позиций подберите по одной типичной ситуации из практики учебно-воспитательной работы, где бы эта позиция была бы оптимальной. | Обсуждение на практическом занятии | ||||||||||||||
Тема Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса | На основе анализа периодических изданий «Начальная школа», «Школьные технологии», «Воспитание школьников», «Народное образование» и др. изучите опыт учителей/школ по реализации здоровье сберегающих технологий. Докажите, в чем состоит здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика | Проверка аннотаций журнальных статей, выступление с содокладами и сообщениями на занятиях | ||||||||||||||
Тема Технологии оценки достижений учащихся | Определите свое отношение к безотметочному обучению в начальной школе Разработайте критерии оценки, соответствующие определенной форме (виду) контроля в начальной школе (на примере учебной дисциплины). Разработайте критерии оценки знаний, умений, навыков и др. учащихся для вопросов (заданий) из п. 2. (Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение чего-либо, мера суждения, оценки какого-либо явления)
Разработайте критерии оценки знаний, умений, навыков и др. учащихся для вопросов (заданий) из п. 1.3.
Опишите технологию создания «Портфеля ученика» | Собеседование | ||||||||||||||
Технология педагогического конструирования, регулирования, контроля и коррекции образовательного процесса | Задание: Спроектируйте урок и напишите краткий конспект по одной из заданных схем: Схема 1. Урок усвоения новых знаний. I. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. (На какой социальный опыт учащихся будет опираться изучение темы? Какие вопросы будут заданы учащимся в начале урока, которые помогут им усвоить тему?) II. Мотивация учебной деятельности. (Как, с помощью чего заинтересовать учащихся, вызвать у них потребность в изучении избранной темы?) III. Сообщение темы, целей урока. (Какие цели следует сообщить учащимся?) IV. Восприятие и первичное осознание нового материала. (Какой новый материал будет сообщен учащимся: его содержание, методы, средства, формы усвоения) V. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале и раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений. (Какие причинно-следственные связи будут устанавливаться? Что и с чем будет сравниваться, сопоставляться? Какие будут перед учащимися поставлены проблемы, познавательные задачи? На какие существенные признаки явлений, предметов будет обращаться внимание?) VI. Обобщение и систематизация знаний. (Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств определенного класса предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Систематизация заключается в распределении предметов и явлений по группам и подгруппам в зависимости от того, чем они похожи и чем отличаются) VII. Подведение итогов урока. (Продолжите фразу: "Итак, мы сегодня с вами на уроке…") VIII. Сообщение домашнего задания. Схема 2. Урок формирования навыков и умений.
| Предоставление плана-конспекта занятия План-конспект урока |
Приложение № 1.
Примерная схема анализа урока.
1. Общие сведения: класс, дата, тема урока и др.
2. Цель, задачи урока (общеобразовательные, воспитательные, развития), их взаимосвязь и пути реализации.
3. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.
4. Организационная структура. Тип урока, его место в системе занятий по предмету, чёткость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной активности учащихся.
5. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объёму, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.
6. Методическое обеспечение урока:
а) использование методов и приёмов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения. Темп учебной работы на уроке;
б) методика проведения различных частей урока:
постановка познавательных задач перед учащимися;
методика проверки домашних заданий;
методика изложения новых знаний;
методика проведения и закрепления учебного материала;
методика проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
приёмы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
применение на уроке проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;
домашнее задание (как задаётся, объём);
осуществление воспитывающего обучения на уроке; воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
выявление и применение на уроке внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;
обоснование их педагогической целесообразности.
7. Поведение и деятельность учащихся на уроке:
порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
активность, самостоятельность, интерес к занятиям учащихся разного уровня подготовленности; сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).
8. Характеристика деловых качеств учителя:
уровень научных знаний учителя и его подготовленность к уроку;
знание учителем теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, его умения применять эти знания на уроке;
педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя;
взаимоотношение учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.
9. Общие результаты урока:
выполнение плана урока;
достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока;
общая оценка урока, результаты его, эффективность и качество;
выводы и предложения по дальнейшему усовершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.
(Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса часть II). -
Задание. Используя вышеизложенный теоретический материал, проанализируйте представленный преподавателем конспект внеклассной работы по психологии.
Анализ формы воспитательной работы можно считать эффективным, если он обладает следующими признаками:
- чётко и осмысленно сформулированы цель и задачи анализа формы воспитательной работы и в соответствии с ними построена программа наблюдения за реализацией данной формы;
- в ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой;
- в процессе анализа выделяются основные части работы, этапы и элементы, определяется какой из них является ведущим, системообразующим, а какие будут условными для эффективного его осуществления;
- анализируются системообразующие связи формы воспитательной работы;
- даётся характеристика микроструктуры каждого этапа (содержания, методов, приёмов, форм организации деятельности учащихся) в аспекте реализации воспитательных задач;
- выполнение задач каждого этапа связывается с выполнением задач последующих этапов и достижением целей;
- определяется, как взаимодействие этапов, элементов работы влияет на конечный результат;
- характеризуется место и роль формы воспитательной работы в системе деятельности коллектива;
- структура, функционирование формы работы, её конечный результат исследуются в соответствии с целью посещения мероприятия и программой наблюдения;
- выводы и оценка качества проведённой работы осуществляются, исходя из конечного его результата;
- формулируются конкретные предложения по устранению недостатков, обнаруженных педагогом в ходе анализа, указываются пути и время их исправления.
Практические задания