Методика анализа форм воспитательной работы.

Анализ формы воспитательной работы можно считать эффективным, если он обладает следующими признаками:

- чётко и осмысленно сформулированы цель и задачи анализа формы воспитательной работы и в соответствии с ними построена программа наблюдения за реализацией данной формы;

- в ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой;

- в процессе анализа выделяются основные части работы, этапы и элементы, определяется какой из них является ведущим, системообразующим, а какие будут условными для эффективного его осуществления;

- анализируются системообразующие связи формы воспитательной работы;

- даётся характеристика микроструктуры каждого этапа (содержания, методов, приёмов, форм организации деятельности учащихся) в аспекте реализации воспитательных задач;

- выполнение задач каждого этапа связывается с выполнением задач последующих этапов и достижением целей;

- определяется, как взаимодействие этапов, элементов работы влияет на конечный результат;

- характеризуется место и роль формы воспитательной работы в системе деятельности коллектива;

- структура, функционирование формы работы, её конечный результат исследуются в соответствии с целью посещения мероприятия и программой наблюдения;

- выводы и оценка качества проведённой работы осуществляются, исходя из конечного его результата;

- формулируются конкретные предложения по устранению недостатков, обнаруженных педагогом в ходе анализа, указываются пути и время их исправления.

Задания:

1. Используя вышеизложенный теоретический материал, проанализируйте представленный преподавателем коллективный анализ в форме КВН.

2. Разработайте внеклассное мероприятие

Примерные темы: Общение в нашей жизни; Человек в мире профессий; Мой внутренний мир; Умеем ли мы дружить; Любовь в нашей жизни; Семья в современном обществе и др.

Оформите по следующей схеме

Название

Цель и задачи мероприятия

Основное содержание

Форма проведения

Обратная связь (реакция учеников)

Рефлексия проведенного мероприятия

1. Целенаправленность

1.1. Соответствие цели и задач данной формы целям воспитания

1.2. Четкость формулировок целей и задач формы воспитательной работы

1.3.Соответствие цели и задач уровню воспитанности, возрастным особенностям и потребностям учащихся

1.4. Место данного мероприятия в системе воспитательной работы учреждения

1.5. Осознание самими учащимися значимости, целесообразности мероприятия

1.6. Соответствие содержания, форм и методов целевым установкам

2. Содержание

2.1. Актуальность темы, содержания формы воспитательной работы

2.2.Доступность содержания (учет возрастных особенностей, уровня подготовленности
учащихся)

2.3. Новизна информации

2.4. Воспитывающая ценность содержания, возможности эмоционального воздействия

2.5. Связь содержания с жизненным опытом

2.6. Уровень владения материалом организаторами работы, степень их эрудированности в данном вопросе

3. Методика проведения

3.1. Обоснованность выбора форм и методов проведения мероприятия, их соответствие
поставленной цели, содержания

Организационная четкость, целесообразность распределения времени

3.2. Активность, самостоятельность учащихся, методы и приемы, обеспечивающие их. Роль органов самоуправления

Соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы

3.3. Роль обстановки (место проведения, оформление), использование специальных приемов для создания необходимой эмоциональной сферы

3.4. Использование внешней и внутренней наглядности, ТСО

3.5. Приемы, способы активизации деятельности и внимания учащихся на различных этапах проводимого мероприятия

3.6. Соотношение заранее подготовленного материала и импровизации (как у педагога, так и у учащихся), целесообразность этого соотношения

3.7. Наличие эмоционального контакта между участниками мероприятия и его организаторами, пути и средства его достижения

3.10. Целесообразность использования игровых и соревновательных элементов

3.11. Учет специфики формы проведения воспитательного мероприятия

3.12. Влияние личности педагога на подготовку и ход мероприятия, правильность его позиции

3.13. Педагогические способности, уровень владения педагогической техникой, педагогическое мастерство организаторов мероприятия

4.Результативность

4.1. Достижение поставленных целей, уровень реализации задач

4.2. Отношение учащихся к проведенному мероприятию

4.3. Познавательная эффективность: какие новые знания получили учащиеся, какие умения, навыки сформированы, закреплены

4.4. Какие социальные установки, чувства, убеждения формировались у учащихся

4.5. Влияние проведенного мероприятия на формирование мотивов поведения учащихся

4.6. Возможные пути дальнейшего развития, закрепления достигнутого в ходе мероприятия

4.7.Уровень анализа мероприятия его организаторами. Оценка его результативности
педагогами, учащимися

4.8. Недостатки, обнаруженные в ходе подготовки и проведения воспитательного мероприятия, их причины и возможные пути устранения

4.9. Рекомендации по совершенствованию методики проведения аналогичных мероприятий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7.

Наши рекомендации