Методология практической педагогической деятельности.

План:

  1. Характеристика практической педагогической деятельности.
  2. Средства практической деятельности.
  3. Методы практической деятельности.
  4. Организация процесса практической деятельности.

Задания к практическому занятию:

1. Выпишите основные понятия темы:

Методология____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методология педагогической науки

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методология педагогической практики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства практической педагогической деятельности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы практической педагогической деятельности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проанализируйте следующие представления о науке как о деятельности. Как вы их понимаете. Какое из высказываний, по вашему мнению, наиболее отражает суть проблемы:

«Наука – это не только арсенал готового оружия, но в гораздо большей степени кузница, где куется новое»

А.И. Ракитов

«Наука - это не только сумма знаний, так сказать, совокупность плодов древа познания, но и само древо, на котором они произрастают»

С.Р. Микулинский

«Наука – это не знания сами по себе, а деятельность общества по производству знаний»

Г.Н. Волков

«Наука - это не только знание, и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания»

В.А. Штоф

Проанализируйте все определения, найдите то общее, что их объединяет

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ознакомьтесь с материалами учебно-методического пособия А. М. Новикова, Д.А. Новикова «Методология» [Гл. 3, п.3.1].

А) Охарактеризуйте общие особенности профессиональной практической деятельности. Результаты оформите в виде таблицы.

Особенности профессиональной практической деятельности   Характеристика особенностей профессиональной практической деятельности  
уникальность и непредсказуемость  
способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам  
способность к целеобразованию  
способность противостоять разрушающим тенденциям    

Б) Опишите принципы организации практической деятельности



Принципы организации практической деятельности Характеристика принципов организации практической деятельности
Принцип иерархичности (уровни): - операционный - тактический - стратегический      
Принцип целостности    
Принцип коммуникативности (принцип открытости)  
Принцип историчности    
Принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности)  

В) Установите соответствия между методами практической деятельности и их характеристиками

Методы практической деятельности Характеристики методов практической деятельности
Методы-операции (мыслительные операции):  
Анализ Одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде
Синтез Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. сопоставление одно- го с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки метода, которые определяют возможные отношения между объектами.
Сравнение Соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое
Абстрагирование Разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов.  
конкретизация Одна из основных познавательных мысли- тельных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений
Обобщение Процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного.  
Эмпирические методы-операции, такие как:  
Измерение эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов
Наблюдение наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов
Тестирование познавательный процесс, заключающийся в сравнении ... данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения
  1. Опишите особенности соотношения педагогической науки и педагогической практики, опираясь на известные уровни методологии педагогики:

Уровень – общенаучный

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень – конкретно-научный

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте характеристику основным видам деятельности педагога
Основные виды деятельности педагога Характеристика основных видов деятельности педагога
работа педагогов-практиков    
административная деятельность    
научно-исследовательская деятельность  
передача результатов педагогической науки практике    

Практическое занятие 3.

Наши рекомендации