Трудоемкость: 3 зачетные единицы
Трудоемкость: 3 зачетные единицы
Квалификация (степень) выпускника: прикладной бакалавриат
Форма обучения: очная, заочная
Рассмотрена на заседании кафедры психологии и педагогики
протокол № ____ от «___» ____________ 2016 г.
Заведующий кафедрой _____________ С.В. Пазухина
Одобрена на заседании Ученого совета факультета
естественных наук
протокол № ____ от «___» ____________ 2016 г.
Декан _______________ Н.А. Степанова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3
2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата. 3
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 3
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 4
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 5
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 10
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 10
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 10
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 12
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 19
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 24
7.1. Основная литература. 24
7.2. Дополнительная литература. 22
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 24
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 25
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 56
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 57
12. Аннотация рабочей программы дисциплины. 58
13. Лист регистрации изменений к рабочей программе дисциплины.. 59
Разработчик (и): 60
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Достижение планируемых результатов обучения, соотнесенных с общими целями и задачами ОПОП, является целью освоения дисциплины (модуля).
Планируемые результаты освоения образовательной программы (код и название компетенции) | Планируемые результаты обучения | Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы |
- готовностью использовать знание различных теорий и обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4) | Выпускник знает: - различных теорий и обучения, воспитания и развития | 3 этап из 3 |
Планируемые результаты освоения образовательной программы (код и название компетенции) | Планируемые результаты обучения | Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы |
- способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9); | Студент знает: - особенности социокультурной ситуации развития учащихся; | 2 этап из 2 |
Планируемые результаты освоения образовательной программы (код и название компетенции) | Планируемые результаты обучения | Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы |
- способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности (ПК-38); | Студент умеет: - эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности; | 6 этап из7 |
Планируемые результаты освоения образовательной программы (код и название компетенции) | Планируемые результаты обучения | Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы |
- готовность к разработке занятий, направленных на развитие и коррекцию интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, познавательных процессов детей, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения и деятельности (ДПК-2). | Навыки: - готовность к разработке занятий, направленных на развитие и коррекцию интеллектуальной сферы, решение проблем в сфере общения и деятельности. | 2 этап из 4 |
2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
Дисциплина «Практическая педагогика» относится к дисциплинам вариативного блока дисциплин образовательной программы. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин «Психологии», «Теория обучения и воспитания», «Безопасность жизнедеятельности», «Анатомии и возрастной физиологии», «Основы педиатрии и гигиены» и др.
Дисциплина «Практическая педагогика» направлена на обеспечение студентов современными знаниями в области педагогики и психологии в сфере образования, освоение будущими специалистами общих подходов к педагогическому проектированию профессиональной деятельности, выделение основных категорий и понятий описания профессиональной деятельности, путей ее освоения и структуры. Для студентов, изучающих данную дисциплину, важное методологическое значение имеет знание основных закономерностей профессионального моделирования, конструирования и проектирования образовательной среды, взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Овладение будущими специалистами современным инструментарием проектирования необходимо для формирования у них профессионально важных умений и навыков их будущей профессиональной деятельностью: создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательными организациям; осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности.
К началу изучения дисциплины студенты должны:
- уметь осуществлять сбор и систематизацию научной информации по предлагаемой проблематике;
- иметь навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии;
- обладать способностью выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях и др.
Дисциплина является базовой для дисциплин «Практикум по решению профессиональных задач», а также для прохождения различного вида и типа практик: учебной и производственной.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная и заочная форма обучения
Вид учебной работы | Объем зачетных единиц / часов по формам обучения | |
Очная | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 3/108 | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
лабораторные занятия (включая защиту отчета по лабораторным работам) | ||
семинарские занятия | ||
практические занятия | ||
контрольные работы | ||
другие виды контактной работы | ||
Самостоятельная работа студента (всего) | ||
в том числе: | ||
внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке к лекционным занятиям | ||
внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке к лабораторным занятиям и защите отчета | ||
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и/или практическим занятиям | ||
подготовка учебного проекта | ||
подготовка к контрольной работе | ||
выполнение заданий для самостоятельной работы в системе управления обучением MOODLE | ||
выполнение курсового проекта (работы) | ||
подготовка к зачёту | ||
Промежуточная аттестация в форме зачёта |
4. Содержаниедисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Очная форма обучения
Наименование тем (разделов). | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | |||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Другие виды учебных занятий | Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 1. Взаимосвязь теории и практики. Методология и логика практической педагогической деятельности. | ||||
Тема 2. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности учителя. | ||||
Тема 3. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. | ||||
Тема 4. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач. | ||||
Тема 5. Технология педагогического конструирования, регулирования, контроля и коррекции образовательного процесса. | ||||
Тема 6. Технология педагогической диагностики. | ||||
Тема 7. Позиция педагога в инновационных процессах. | ||||
Тема 8. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. | ||||
Тема 9. Проектирование профессионального самообразования. | ||||
Контроль самостоятельной работы студентов | ||||
Индивидуальные консультации | ||||
Подготовка к зачёту | ||||
Групповые консультации | ||||
ИТОГО: 144 |
Содержание дисциплины
ТЕСТ
1. Понятие «методология» это...
учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности
наука о методах
наука, изучающая различные пути исследования
методы исследования
2. Метод изучения школьной документации предполагает...
анализ протоколов педагогических советов, классных журналов, характеристик учащихся и т.д.
свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему
мысленное выделение в исследуемом объекте только определенных свойств, признаков
совокупность связанных между собой образовательных, инновационных и управленческих структур
3. К функциям изучения практического опыта в педагогическом исследовании не относится...
эмпирический материал для научного изучения
совокупность условий и обстоятельств специально задаваемых учителем, или возникающих спонтанно в педагогическом процессе
служит образцом хорошей работы
остается достижением лишь того, кто этот опыт пережил
4. Профессионально-ценностные ориентации педагога – это...
способ полноценного и творческого проживания педагогической деятельности
избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе
общая направленность его личности
совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для воспитания
5. Способности прикладного умения строить планы работы с учетом индивидуальных задач развития обучаемых, критичность, способность осознать взаимосвязь между способами труда и результатами обученности и воспитанности учащихся входят в группу способностей...
диагностических
организаторских
коммуникативных
творческих
6. Педагогическое проектирование - это ...
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, а иногда и родителей
педагогическая технология, ориентированная на интеграцию фактических знаний
поиск содержания, методов и взаимодействия с учащимися
поиск форм и средств работы учителя и ученика
7. К принципам педагогического проектирования не относятся ...
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека
принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций
8. К этапам педагогического проектирования не относится...
корректировка
моделирование
проектирование
конструирование
9. В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью существуют следующие типы проектов...
исследовательские
монопроекты
межпредметные
экологические
10.По предметно-содержательной области выделяют проекты...
монопроекты
творческие
исследовательские
ролевые
11.Педагогическая ситуация это...
совокупность условий и обстоятельств специально задаваемых учителем, или возникающих спонтанно в педагогическом процессе
совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для воспитания
совокупность связанных между собой образовательных, инновационных и управленческих структур
распространённые формы детского и молодёжного движения
12.Педагогическая задача это...
осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью
объективные противоречия
педагогические законы
образовательные стандарты
13.По временному признаку в педагогике принято различать следующий вид профессиональных задач...
стратегические
субъективные
социометрические
нормативные
14.По виду деятельности профессиональные задачи делятся на...
дидактические
образовательные
вспомогательные
развивающие
15.Дидактические задачи – это задачи...
управления учебно-познавательной деятельностью
на ценностную ориентацию
нравственного выбора
творческие
16.Стратегические задачи представляют собой...
исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности
задачи управления учебно-познавательной деятельностью
управление всеми видами деятельности в их органическом единстве
17.Воспитательные задачи
формирование нужных качеств воспитанников в специально организованной деятельности
существенное изменение объема воспитания
направляют отдельные поступки учащихся
формирование психолого-педагогической направленности
18.Оперативные задачи – это…
текущие задачи, которые решаются каждый день
сверхзадачи
задачи заданные извне
необдуманные задачи
19.Воспитательные задачи заключают в себе…
ситуации нравственного выбора
образовательные задачи
идеологические проблемы
конфликты
20.Осознание и решение педагогической задачи предопределяет…
анализ ее исходных данных
государственный образовательный стандарт
наличие субъекта
педагогическую систему
21.Технологией оценки достижений учащихся является…
портфолио
поощрение
отметка
одобрение
22.Объектом педагогической диагностики является...
личность школьника
развитие
формирование
обучение
23. Здоровье сберегающая технология — это ...
наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья
искусство сохранения здоровья
мастерство здорового образа жизни
здоровый образ жизни
24.Педагогическая инновация – это ...
теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество
противоречия, связанные с глубиной преобразований
противоречия, связанные с перестройкой сознания работников образования
противоречия между старым и новым
25.Критерием педагогических инноваций является...
новизна
валидность
вариативность
творческость
Темы учебных проектов (индивидуальных заданий):
ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ
(оценивание умений и навыков)
I.Разработайте примерную программу первичной экспресс-диагностики класса и последующего его более глубокого изучения учителем (классным руководителем) по трём аспектам (личностный, индивидуальный, субъектный) и трём типам методик (дистантные, контактные, психодиагностические).
II.Разработайте программу совершенствования диагностического мастерства. Определите этапы самосовершенствования и критерии самооценки.
III.Спроектируйте:
- Современные средства оценивания результатов образования.
- Компьютерное тестирование в образовании.
- Внеклассные мероприятия (тема на выбор студента)
- Профессиональное и личностное саморазвитие и самосовершенствование педагога
III.Собеседования на промежуточной аттестации (экзамене):
Примерный перечень вопросов к экзамену:
Вопросы к зачёту по дисциплине
«Практическая педагогика»
1. Проблемы методологии практической педагогической деятельности.
2. Единство и различие теории и практики в современной педагогике.
3. Специфика формирования профессионально-педагогических ценностей.
4. Педагогические способности и педагогическое мастерство.
5. Понятие о педагогическом проектировании.
6. Принципы педагогического проектирования.
7. Алгоритм педагогического проектирования.
8. Этапы и формы педагогического проектирования.
9. Типология проектов. Их структурирование.
10. Дидактические свойства и функции экологических проектов.
11. Особенности реализации творческих проектов.
12. Признаки и функции практико-ориентированных проектов.
13. Особенности организации ролевых и игровых проектов.
14. Специфика структурирования исследовательских проектов в современном образовательном процессе.
15. Проект в системе уроков.
16. Проект во внеурочной деятельности учащихся.
17. Внешняя оценка проекта.
18. Сущность и специфика педагогической задачи.
19. Типы педагогических задач и их характеристика.
20. Этапы решения педагогической задачи.
21. Алгоритмы решения профессиональных задач.
22. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
23. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.
24. Этапы конструирования педагогического процесса.
25. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.
26. Виды и функции планирования в современной практике образовательного процесса школы.
27. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
28. Планирование работы классного руководителя.
29. Планирование в деятельности учителя-предметника.
30. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.
31. Структура организаторской деятельности и ее особенности.
32. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.
33. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.
34. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.
35. Технология организации развивающих видов деятельности школьников.
36. Технология организации коллективной творческой деятельности.
37. Понятие педагогической диагностики.
38. Технология контроля образовательного процесса.
39. «Портфель ученика», содержание и технология наполнения.
40. Рейтинговая система оценивания.
41. Тестирование успешности учащихся.
42. Специфика внедрения инновационных процессов в образовании. Педагог как субъект инноваций.
43. Критерии педагогических инноваций.
44. Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя.
45. Понятие «здоровье сберегающие технологии» в образовательном процессе.
46. Этапы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.
47. Понятие «образовательная среда», ее характеристики.
48. Специфика осуществления процессов экологизации, эстетизации информатизации образовательной среды. Формирование диалоговой среды.
Оценивание теста
«5» - отлично. Высокий уровень знаний (от 90% до 100 %) – 12 баллов.
«4» - хорошо. Средний уровень (75-89%) – 9 баллов.
«3» - удовлетворительно. Ниже среднего (41-74%) – 7 балла.
«2» - неудовлетворительно. Низкий уровень (ниже 40%) – 0 баллов.
Оценивание проекта
Критерий | Требования к студенту | Максимальное количество баллов |
Актуальность | ||
Содержательные характеристика проекта | Последовательность в построении проекта (проблема à гипотеза à модель à конструкция). Оптимальность (привязка к ситуации) проекта. Оригинальность (либо стереотипность): - ориентирован на существующие образцы (ссылки на сценарии, практику), проявляет осторожность; - проявляет творческий подход, ищет нестандартные решения. | |
Презентация | Структура презентации Использование различных форм подачи информации (текст, таблицы, схемы, графики). Лаконичность и доступность изложения, соответствие устному сообщению. Использование программных средств, которые отвечают современным возможностям наглядного представления материала. Грамотность Не перегруженность информацией Уместная анимация Цветовая гамма Единообразие шрифтов, размещение текста, иллюстраций на слайде). | |
Защита проекта | Рефлексивность в представлении: (я думаю, мне кажется и т.п.). Аргументация: - есть / нет; - содержание аргументов: · свой жизненный опыт; · опыт наблюдений в вузе; · учебник; · специалисты; · др.информация. - основания аргументов: · ценности; · логика; · здравый смысл (традиция: «так обычно делают»). Реакция на контраргументы: - согласие, отказ от своей позиции; - отстаивает свою позицию. | |
Максимальное количество баллов: |
Максимальное число баллов, набранных студентом в течение семестра, может составлять 80 баллов, максимальное число баллов за промежуточную аттестацию – 20 баллов.
Итоговая максимальная балльная оценка – 100 баллов.
Примерная шкала БРС по дисциплине
№ п/п | Название блоков | Максимальная оценка в баллах |
Работа студента на практических занятиях, выполнение заданий для СРС | ||
Выполнение и защита проекта | ||
Контрольная работа (прохождение тестирования) | ||
Сдача зачёта | ||
Итоговая максимальная балльная оценка |
Примерная тематика практических занятий
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие 1.
Тема: Взаимосвязь теории и практики в педагогике.
.
План:
- Единство и различия педагогической науки и практики.
- Педагогическая наука и практика как единая система знаний. Связь науки и практики.
- Учитель и педагогическая наука.
- Методологическая культура современного педагога. Признаки методологической культуры педагога.
Задания к практическому занятию
Работая с текстом учебника Пидкасистого П.И. Педагогика (Раздел №1, гл. 2, п. 2.1), сделайте выписки по следующим аспектам:
1) В чем состоит проблема единства и различия педагогической науки и практики
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Выделите общую функцию для педагогической науки и практики
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Заполните таблицу
Различия педагогической науки и практики
Основные характеристики | Педагогическая наука | Педагогическая практика |
Объекты | ||
Средства | ||
Результаты |
Может ли ребёнок быть объектом для одного из них или для обоих? Ответ аргументируйте.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Расположите в правильной последовательности по степени иерархии следующие понятия: правила педагогической деятельности, принципы педагогической деятельности, законы педагогической деятельности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5)
А. Кратко охарактеризуйте научно-педагогическое знание, его особенности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Письменно ответьте на вопрос: какие виды знаний являются результатом научных исследований в области педагогики, и каковы способы их получения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Опишите три фактора, обуславливающих динамику движения системы педагогической науки и практики.
Первый фактор
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй фактор
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третий фактор
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Завершите схему:
Функции
изучения
практического
опыта
в педагогическом
исследовании
8) Используя современную педагогическую литературу, дайте определение понятия «методологическая культура учителя»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите, при каких условиях становится возможной творческая деятельность учителя в системе связи педагогической науки и практики?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите признаки методологической культуры современного учителя:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие 2.
Уровень – общенаучный
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень – конкретно-научный
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дайте характеристику основным видам деятельности педагога
Основные виды деятельности педагога | Характеристика основных видов деятельности педагога |
работа педагогов-практиков | |
административная деятельность | |
научно-исследовательская деятельность | |
передача результатов педагогической науки практике |
Практическое занятие 3.
Задания к практическому занятию
1. Используя современную педагогическую литературу, дайте определения основным понятиям темы
Педагогическая деятельность______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Профессия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Профессиограмма
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гуманизм
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоопределение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самовоспитание
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самопознание
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагогические способности
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Высказывания для дискуссии
«Каждому учителю надо быть, прежде всего, добросовестным преподавателем своего учебного предмета» (А.Н. Острогорский).
«Мы можем различать два вида качеств учителя: его научную подготовку и личный учительский талант» (Я. Ф.Каптерев).
«Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем»
(В. А. Сухомлинский).
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, которой прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам, он – совершенный учитель» (Л.Н. Толстой).
Методические рекомендации к организации дискуссии
1. При конструировании учебной дискуссии нужно обратить внимание на подготовку каждого участника к совместному обсуждению дискуссионных вопросов.
2. Индивидуальная деятельность студентов в ходе подготовки дискуссии осуществляется без взаимодействия с партнерами на основе работы с предложенным преподавателем учебным материалом.
3. В дискуссии каждый отстаивает свою точку зрения.
4. Выступающий должен внимательно выслушивать оппонентов, по ходу их выступления делать заметки, поясняя все, что кажется непонятным.
5. При обсуждении проблемы нужно приводить аргументы, доказательства и добиваться того же от оппонентов.
6. Выработка консенсуса в решении проблемы происходит только на фактическом материале.
7. Во время дискуссии можно пользоваться памяткой.
Анализ занятия.
Вопросы для обсуждения.
- В чем сложность организации дискуссии?
- Как помогли высказывания педагогов в начале дискуссии заинтересовать и настроить студентов на обсуждение?
- Сумел ли педагог организовать активную работу студентов во время обсуждения?
- Смогли ли студенты сочетать свое мнение с учебным материалом, который был дан для подготовки семинара?
- Насколько слаженно происходила выработка общего мнения?
- Опираясь на личный опыт участия в подобного рода учебных занятиях, предложите свой вариант дискуссии по теме занятия.
Форма отчётности:устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.
Задание 1.
Прочитайте примеры формулировок тем учебных проектов: «Праздники», «История вычислительной техники», «Рождество в России», «Наши увлечения», «Гармония моды», «Музыка в нашей жизни», «Спорт в нашей жизни», «Русская усадьба XIX века», «Мой Пушкин», «Конечная остановка детства».
Определите, все ли они по смыслу лежат в проектном поле? Ответ аргументируйте.
Задание 2.
Предложите программу исследования, которая могла бы быть использована на предпроектном этапе, где объектом проектной деятельности выступают:
а) пространство досуга школьников;
б) среда учреждения высшего образования (педагогического университета);
в) система обучения.
Выделите в рамках выбранного объекта несколько возможных предметов для изучения (при необходимости конкретизируйте объект).
В программе укажите цель и задачи изучения объекта, методы и методики, которые могут быть использованы, способы накопления, обобщения и интерпретации информации.
Задание 3.
На основании лекционных материалов и учебного пособия [Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, М.И. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А.Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. ГЛ. 4] составьте таблицу:
Этапы проектной деятельности | Задачи этапа | Проектные результаты этапа | Педагогические результаты этапа |
Задание 4.
На основании материалов[Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, М.И. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А.Сластёнина, И.А. Колесниковой. –. ГЛ. 4] постройте алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности. Для этого обозначьте:
- какие процедуры являются обязательными для каждого из четырёх этапов работы в проекте;
- что должны знать, уметь, чувствовать участники проекта, чтобы успешно справиться с ним;
- трудности по каждой из процедур;
- целесообразные виды помощи со стороны педагога;
- знания, умения педагога.
Задание 5.Составьте структуру и задания для учащихся по созданию «Портфеля», направленного на личностное становление учащегося.
Задание 6.Разработайте проект по одному из видов педагогических проектов:
- учебные проекты;
- досуговые проекты;
- социально-педагогические проекты;
- проекты личностного становления;
- сетевые проекты;
- международные проекты (на выбор студента).
Задание 7.Возьмите интервью у участников любого из проектов, относящихся к сфере педагогического проектирования. В ходе интервью узнайте следующее:
· Что оказалось наиболее интересным в проектной деятельности?