Стадии разработки информационных систем

Нормативные документы определяют следующие стадии создания информационных систем: формирование требований к автоматизированной системе (АС), разработка концепции АС, техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация, ввод в действие,сопровождение АС.

Основное содержание стадии формирование требований – сбор данных и анализ объекта, для поддержки функционирования которого предполагается создание АС, На этой стадии проводятся следующие подготовительные операции для формирования требований:

§ выбор показателей,

§ выявление факторов, обуславливающих целесообразность создания АС,

§ выявление требований пользователей АС.

На стадии разработка концепции АС осуществляется поиск путей удовлетворения требований пользователя на уровне концепции создаваемой системы

На стадии техническое задание разрабатывается техническое задание (ТЗ) на автоматизированную систему. Состав и содержание ТЗ определены в нормативных документах [13]. Основой ТЗ являются требования к создаваемой системе.

На стадии эскизный проект проводится проработка предварительных поектных решений по системе и ее частям.

На стадии технический проект осуществляется разработка основных проектных решений по системе и ее частям

На стадии рабочая документация проводится разработка программны средств системы, осуществляется адаптация приобретаемых программных средств, готовится рабочая документация..

Стадия ввод в действие включает в себя выполнение строительно-монтажных работ, организационную подготовку к вводу АС в действие, обучение персонала,

На стадии сопровождение АС осуществляется гарантийное и послегарантийное обслуживание АС,

Состав и формирование требований к проектируемой информационной системе

Обоснованное и тщательное формирование требований к информаци онной системе – необходимое условие успешного выполнения работ но созданию системы.

В ходе проектирования требования могут уточняться и изменяться по согласованию с заказчиками системы. Это нормальный процесс, часто по-иному создать систему невозможно.

Требования к автоматизированной системе делят на три группы:

§ требования к системе в целом;

§ требования к функциям, выполняемым системой;

§ требования к видам обеспечения

Требования к системе в целом, как правило, включают в себя:

требования к структурным характеристикам и режимам функционирования системы:

§ состав основных функций

§ объектная структура системы

§ требования к средствам и способам обмена информацией меж­ду объектными подсистемами в случае их территориальной разоб­щенности;

§ требования к интегрируемости

§ требования к режимам функционирования системы.).

требования к показателям назначения, т.е. к важнейшим характеристикам системы, определяющим степень соответствия системы ее основному назначению.

требования к надежности:

§ перечень отказов

§ состав и количественные значения (нормы) показателей надеж­ности по типам отказов для системы или ее элементов;

§ требования к методам оценки и контроля надежности на разных этапах создания системы (жизненного цикла системы);

требования к качеству данных:

§ показатели достоверности данных;

§ возможные способы несанкционированного доступа к данным, от которых система должны быть защищена;

требования по стандартизации и унификации: используемые стандар­ты при создании системы документооборота, используемые классифика­торы, требования по применению типовых программных и технических средств при создании системы;

требования к развитию системы: возможности модификации, вклю­чения новых функций, открытости (возможности взаимодействия с други­ми системами), масштабируемости (увеличения числа пользователей, чис­ла подключаемых терминалов и пр.)

Требования к функциям (задачам),выполняемым системой, включа­ют в себя:

§ перечни задач по каждой функциональной подсистеме (комплек­су информационных технологий) с их распределением по уровням системы;

§ требования к качеству реализации каждой функции (задачи, ком­плекса задач);

§ формы представления входной и выходной информации; временной регламент (требования к временным характеристикам); требования к качеству результатов (достоверности выдаваемой информации, точности расчетов и т.д.).

10.

Наши рекомендации