Методы стимулирования творческого труда
Успех инновационного процесса во многом зависит от того, в какой степени его непосредственные участники – ученые, инженеры, конструкторы, рабочие, являющиеся наемными работниками, – заинтересованы в быстром и экономически эффективном внедрении результатов НИОКР в производство. Решающее значение приобретает трудовая мотивация работников и стимулирование их высокопроизводительного труда со стороны управляющих ИП.
Задача стимулирования научно-технического труда весьма сложна в силу специфики этого вида деятельности.
Во-первых, необходимо добиться повышения умственной активности, стимулировать поиск нестандартных решений, создать и поддерживать атмосферу творчества, т. е. вторгнуться в сферу, которая всегда считалась неподвластной рациональному внешнему воздействию.
Во-вторых, в рыночной экономике важен не сам по себе инновационный процесс, а его коммерческий результат, выражающийся в конкретных показателях эффективности: росте прибыли, снижении издержек, повышении качества продукции.
Коммерческий критерий играет решающую роль и в оценке значимости труда новаторов. Таким образом, подход современных компаний к стимулированию труда в инновационном процессе определяется двумя главными моментами – стремлением максимально активизировать творческую личность и направить эту активность на достижение конкретного экономического результата.
Большое значение для стимулирования труда имеют и специфические качества, присущие работникам этой сферы. Люди, занятые разработкой и внедрением новой техники и продукции, отличаются высоким уровнем образования, являются наиболее развитыми в интеллектуальном отношении среди всех категорий наемных работников. Они обладают аналитическим мышлением, повышенным чувством собственного достоинства, самостоятельностью и независимостью.
В этом смысле стимулирование научно-технического труда является задачей более сложной, чем стимулирование труда промышленных или сельскохозяйственных работников, требует нестандартных подходов, максимального учета индивидуальных особенностей работника.
При решении этой задачи можно выделить несколько общих, наиболее существенных моментов:
1) использование большого числа материальных и нематериальных стимулов и попытки создания взаимодополняющей системы стимулирования труда в инновационном процессе (причем нематериальные стимулы преобладают);
2) широкое применение организационных и психологических стимулов, ориентированных на потребности высшего порядка (в самовыражении, реализации индивидуальности и т. д.);
3) придание стимулированию труда в инновационном процессе постоянного характера, а не единичной акции или временной кампании.
Наиболее эффективным методом повышения отдачи труда специалистов в области инноваций является, по мнению американских исследователей, самомотивация, т. е. состояние, при котором стремление к творческому труду исходит от самого работника, а не от «внешнего раздражителя» (например, денежной премии). Задача управляющих по существу состоит в том, чтобы создать условия, в которых бы в наибольшей степени раскрылся творческий потенциал работника, возникла устойчивая потребность в напряженном и результативном инновационном труде.
Большое значение для самомотивации работников инновационной сферы имеет соотношение указаний и команд, поступающих сверху, и решений, принимаемых коллективно и самостоятельно участниками нововведенческой деятельности. «Чем больше свободы, тем больше простора для творчества» – по этому принципу пересматривается управление многих фирм.
Одновременно с возросшей самостоятельностью инноваторы несут ответственность за результаты своего труда, мера, которой в четкой форме определяется до начала работы. Тем не менее существуют оптимальные пределы автономии работника, которые определяются коммерческим характером инновационного процесса: важно, чтобы творчество не превратилось в самоцель без учета финансовых затрат и результатов. Поэтому большинство фирм – лидеров в области НТП выбирает такой вариант организации труда, когда ученые и инженеры имеют значительную степень производственной свободы и одновременно тесные и постоянные контакты с управляющими, что позволяет сделать их работу более ориентированной на достижение коммерческого успеха.
Следовательно, стимулирование труда в инновационном процессе направлено на решение двуединой задачи – максимально разбудить творческую активность лиц, занятых инновациями, и направить эту активность на решение конкретных, коммерчески ориентированных задач ИП. Там, где это удается, достигается их процветание, и создаются изделия, отвечающие самым жестким требованиям современного потребителя.
Контрольные вопросы
61. К каким инновационным преобразованиям (по блокам и элементам) должно быть готово предприятие при создании нового продукта?
62. К каким инновационным преобразованиям (по блокам и элементам) должно быть готово предприятие при переходе на новую технологию?
63. В чем суть инновационного проекта?
64. Что такое инновационная программа?
65. Дайте технологии выбора и реализации инновационной стратегии по этапам и операциям
66. Дайте определение инновационной цели. Сформулируйте правила построения дерева цели и приведите пример расчета его параметров.
67. Сформулируйте инновационную цель по выпуску новой продукции.
68. Сформулируйте инновационную цель перехода на новую технологию,
69. Постройте дерево инновационной цели по созданию нового продукта.
70. Постройте дерево инновационной цели перехода на новую технологию.
71. Из каких компонентов состоит внешняя среда фирмы?
72. Поставщики комплектующих изделий, с которыми фирма заключила договоры на поставки, относятся к «входу» системы или к микросреде? Почему?
73. В чем разница между менеджером и лидером?
74. Что представляет собой команда, выполняющая проект?
75. Каков подход к распределению полномочий в разработке и реализации проекта?
76. В чем смысл перехода к проектному подходу от функционального?
77. Какова проблема лидерства в инновационном проекте и в чем разница между лидерами и менеджерами?
78. Почему необходима концепция лидера и в чем она заключается?
79. Какую роль играет команда лидера, и каков подход к распределению полномочий в команде?
80. Какова роль и содержание инновационного маркетинга в инновационном проектировании?
81. В чем суть методики сжатия процесса создания нового продукта во времени?
82. Какие методы, используемые в инновационном менеджменте Вы знаете, в каких случаях они применяются?
83. В чем сущность сетевого графа и какова методология его применения в инновационном менеджменте?
84. Какова технология разработки инноваций?
85. Какова технология внедрения и распространения инноваций?
86. В чем заключается сущность функционально-стоимостного анализа, его цели и задачи?
87. Какова последовательность работ при проведении функционально-стоимостного анализа?
88. Какова цель и задачи технологического аудита?
89. Какие методы используются при проведении технологического аудита?
90. Какова последовательность работ при проведении технологического аудита?
91. Каковы особенности стратегической инноватики?
92. В чем заключается цикл инновационного проекта?
93. Расскажите содержание инновационного проекта.
94. Какие этапы создания и реализации инновационных проектов Вы знаете?
95. Каков состав проектной команды?
96. Каковы функции каждый участника проектной команды?
97. Как происходит процесс формирования проектной команды?
98. Какие подходы в управлении проектами Вы знаете и в каких случаях они используются?
99. Каков состав и функциональные особенности научно-технических кадров?
100. Какие методы нормирования используются в научно-технической сфере?
101. Какие системы оплаты труда в инновационной сфере применяются?
102. Какие методы стимулирования инноваторов применяются инновационным менеджментом?
103. В чем заключается особенность при нормировании труда исследователей?
Задачи
1. Организация «Сатурн» имеет мощные исследовательские, конструкторские и технологические подразделения, опытно-экспериментальное и серийное производство, а также 8 тыс. чел. работающих. Портфель продукции отличается новизной: все 3 реализуемых вида оборудования выпускаются не более 3-х лет.
Руководство «Сатурна», исходя из прогноза будущих потребностей, приняло решение о разработке нового изделия с уникальными характеристиками, намного опережающими самую передовую технику отрасли. Исходные посылки для вероятного успеха есть: идея была выдвинута несколько лет назад ведущим конструктором В. В. Ростиным, и к настоящему времени его группа далеко продвинулась на этом пути, к тому же маркетологи сообщают, что рынок скоро будет готов принять это изделие. Решение состояло в том, что пора придать официальный статус этой разработке и перейти к инновационному проекту. Предположите, какие организационно-структурные нововведения могут быть осуществлены в «Сатурне» в связи с инновационным проектом?
2. В процессе реализации инновационных проектов в «Сатурне» постоянно возникала проблем с модельным цехом. Организация работ была традиционной, «как у всех». Владелец все делал сам: изготавливал чертежи, готовил из досок клееный материал, делал стержневые ящики и, наконец, делал модели. В последнее время таких универсальных специалистов становилось все меньше и меньше. Заказ проектировщиков на модели выполнялся три-четыре месяца, что совершенно не устраивало руководство, так как дорог был каждый день. Обращение к внешним организациям позволяло выполнить заказ за месяц, что также были очень долго и дорого. В последние годы связи с внешними организациями нарушились, положение стало безвыходным. Встала задача радикально преобразовать модельный цех и довести срок выполнения заказов до 10–12 дней, сократив цикл в 10 раз. Как подходить к решению данной задачи?