Персональный менеджмент при внедрении инноваций

9.5.1. Состав и функциональные особенности
научно-технических кадров

Кадры инновационного предприятия (ИП) – это прежде всего активные участники процесса создания и освоения новой техники. Сложность структуры кадров обусловливается особенностями задач инноваций, а также спецификой научного и научно-технического труда. Составляющими этой структуры являются кадры научных и инженерных работников, управленческий персонал, рабочие опытного производства, вспомогательный и обслуживающий персонал. Функциональное разделение труда в ИП, как и в любой другой организации, осуществляется распределением работников по профессиям, специальностям, квалификации и должностям [54, 74].

Научные кадры – это профессионально подготовленные специалисты, непосредственно участвующие в производстве научных знаний и подготовке научных результатов для практического использования, включая научно-информационную и проектно-конструкторскую деятельность.

Научно-технические кадры «в международной статистике определяются как совокупность всех лиц, проживающих в стране, имеющих законченное образование третьей ступени (по Международной стандартной классификации образования) в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация» [54, 74].

Основные структурные характеристики научных кадров:

· функциональная;

· профессиональная;

· квалификационная;

· возрастная.

Функциональная структура кадров – это распределение работников, занятых в фундаментальных и прикладных исследованиях, разработках и экспериментах.

Интеллектуальный потенциал специалистов – совокупность природных способностей и приобретенных знаний, умений, навыков, которые приводятся в действие и используются для достижения определенных научно-технических целей с затратой умственной энергии.

Мобильность научных кадров – «способность ученых к изменению специализации, объекта исследования, места работы, места жительства и т. п.». Она определяет перспективы развития новых научных направлений, способствует усилению интеграции различных областей знания, более полному удовлетворению общественных потребностей.

В условиях экономического роста мобильность расценивается как один из решающих факторов, обеспечивающих успехи страны в сфере науки и техники. В то же время в кризисной ситуации значительный отток кадров из научных организаций может представлять угрозу для дальнейшего развития науки.

Причины эмиграции различны: в основном низкий уровень оплаты труда, отсутствие необходимого оборудования и информации, возможности участия в международных конференциях и т. д. Непосредственной причиной эмиграции выступают, как правило, противоречия между уровнем развития личности, ее потребностями и возможностями, с одной стороны, и условиями их удовлетворения, с другой [54, 74].

Существует и внутренняя миграция: в коммерцию и иные виды деятельности ушли и продолжают уходить лучшие из специалистов. Многие крупные российские коммерческие банки и компании создали и возглавляют бывшие научные сотрудники.

В самом общем виде кадры сферы науки подразделяются на такие группы:

1) научные работники (включая ученых научно-исследовательских секторов вузов, ведущих научные исследования), а также научно-руководящий персонал;

2) научно-технический и научно-вспомогательный персонал;

3) производственный персонал;

4) административно-хозяйственный персонал.

Научные работники представляют особую социально-профес-сиональную общность. В нее включается целая группа родов занятий, профессий, специальностей, классифицируемых по предмету исследования, роду деятельности в соответствии с разделением труда в науке.

В номенклатуру должностей этих специалистов входят:

· главный научный сотрудник;

· ведущий научный сотрудник;

· старший научный сотрудник;

· научный сотрудник;

· младший научный сотрудник.

При построении организационных структур ИП целесообразно использовать укрупненную группировку специалистов:

· исследователи;

· конструкторы;

· технологи;

· рабочие опытного производства.

Исследователи– работники, профессионально занимающиеся НИР и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (руководители научных организаций и подразделений, выполняющих НИР).

Техники участвуют в НИР, выполняя технические функции, как правило, под руководством исследователей (эксплуатацию и обслуживание научных приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники, подготовку материалов, чертежей, проведение экспериментов, опытов и анализов и т. п.). В основном техники имеют среднее специальное (профессиональное) образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания.

Конструкторосуществляет разработку конструкторской документации на основании результатов прикладных исследований или самостоятельного поиска конструктивных решений изделий, средств эксперимента, технологического оборудования, инструмента и оснастки.

Конечные продукты деятельности конструктора – комплект чертежной документации в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), результаты испытаний опытных образцов, опытных партий и установочных серий, техническое задание на технологическую подготовку для последовательного освоения их производства.

Технолог осуществляет разработку технологических процессов в соответствии с результатами конструирования и исследований в области получения новых изделий и материалов для условий конкретного производства. Конечные продукты деятельности технолога – комплекты технологической документации в соответствии с Единой системы технологической документации (ЕСТД), проекты организации производства и задания на приобретение или проектирование технологического оборудования, оснастки и инструмента.

К производственному персоналу относятся рабочие, которые участвуют в технологических процессах по изготовлению материальных ценностей или в работах по оказанию производственных услуг (ремонт, техническое обслуживание, перемещение грузов, обеспечение сохранности материалов и комплектующих изделий, участие в проведении экспериментов), а также лаборанты всех профессий.

Рабочие опытного производства участвуют в производственном процессе и выполняют все виды работ по изготовлению и испытанию элементов макетов, опытных образцов и опытных партий изделий, материалов, средств эксперимента, технологического оборудования, оснастки и инструмента. В то же время не все лаборанты в ИП относятся к рабочим. Так, в академической науке имеются лаборанты с высшим или со средним специальным образованием, участвующие в научных исследованиях. Они относятся к специалистам или техническим исполнителям. Потребность в производственном персонале рассчитывается в калькуляциях тем.

Вспомогательный персонал охватывает работников, выполняющих вспомогательные функции, связанные с проведением НИР:

· работников планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-техни-ческих библиотек;

· рабочих, осуществляющих монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов;

· рабочих опытных экспериментальных производств;

· лаборантов, не имеющих высшего и среднего специального образования.

Прочий персонал (служащие) включает работников по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющих функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения, машинистки и т. п.).

Методы нормирования труда

К процессу нормирования труда предъявляются следующие требования:

1) нормированию подлежат все работы, входящие в НИОКР;

2) нормативы базируются на классификации объектов нормирования и применении групповых методов нормирования;

3) величина затрат рабочего времени у специалиста зависит от сложности и новизны решаемых задач;

4) основой разработки нормативов является статистическая база, содержащая первичную информацию и ряд расчетных данных, состав и объем которых обеспечивают возможность установления численных величин укрупненных и дифференцированных норм трудоемкости.

Особенности труда в сфере науки допускают применение в процессе его нормирования трех основных методов:

· экспертного, нормативы по труду рассчитываются на основе данных системы экспертных оценок;

· суммарного (опытно статистического), трудоемкость определяется по отчетно-статистическим данным о затратах труда в прошлом (система аналогов) с использованием специальных корректирующих коэффициентов;

· расчетно-аналитического, предусматривает использование элементов математической статистики и теории вероятностей при определении трудоемкости как функции основных технических параметров разрабатываемых изделий.

Применение тех или иных методов нормирования труда определяется рядом факторов. Главным является характер проводимых работ и степень подготовленности ИП к нормированию труда.

По степени агрегирования нормативы трудоемкости подразделяются на дифференцированные и укрупненные.

Дифференцированные нормативы – это регламентированные затраты труда на выполнение отдельных работ и заданий с учетом квалификационного уровня исполнителей. Они используются при календарном планировании, распределении индивидуальных заданий, оперативном контроле за деятельностью исполнителей и стимулировании труда.

Укрупненные нормативы – затраты труда на выполнение НИР и ОКР в целом или их этапов. Они используются в качестве основы для определения цен на научно-техническую продукцию и могут найти применение при планировании и контроле деятельности подразделений ИП.

Основные характеристики методов нормирования труда представлены в табл. 9.12.

Таблица 9.12. Методы нормирования труда, используемые в сфере
прикладных исследований и разработок

Характеристики методов Экспертный метод Суммарный метод Расчетно-аналитический метод
1. Область применения НИР прикладного характера и ОКР с высокой степенью новизны НИР прикладного характера ОКР
2. Объект нормирования НИР или ОКР в целом, отдельные этапы НИР или ОКР в целом, этапы, виды работ и операции ОКР в целом, отдельные этапы работ
3. Основные принципы и способы установления трудовых затрат Система экспертных оценок Сравнение трудоемкости предстоящих работ с ранее выполняемыми Установление трудоемкости в зависимости от технических характеристик разрабатываемых изделий
4. Условия применения Наличие группы Наличие исходной статистической базы, типовых повторяющихся этапов и видов работ Параметрические ряды разработок и наличие статистической базы

Окончание табл. 9.12  
5. Критерии оценки трудоемкости Степень новизны Показатели сложности и новизны Технические параметры изделий, теснота связи между техническими параметрами и трудоемкостью работы, показатели сложности и новизны
6. Факторы субъективности при установлении трудовых затрат В большей степени В меньшей степени В незначительной степени
7. Объем подготовительных работ Небольшой Значительный Значительный
8. Степень точности Низкая Невысокая Высокая
9. Вид нормативов Укрупненные Укрупненные и дифференцированные Укрупненные и дифференцированные
10. Разновидности основных методов Индивидуальный, групповой, дельфийский Способ аналогов, передовых коэффициентов, типовых этапов и др. Способ бальных оценок, корреляционный и многофакторный анализ

Наши рекомендации