Персональный менеджмент при внедрении инноваций
9.5.1. Состав и функциональные особенности
научно-технических кадров
Кадры инновационного предприятия (ИП) – это прежде всего активные участники процесса создания и освоения новой техники. Сложность структуры кадров обусловливается особенностями задач инноваций, а также спецификой научного и научно-технического труда. Составляющими этой структуры являются кадры научных и инженерных работников, управленческий персонал, рабочие опытного производства, вспомогательный и обслуживающий персонал. Функциональное разделение труда в ИП, как и в любой другой организации, осуществляется распределением работников по профессиям, специальностям, квалификации и должностям [54, 74].
Научные кадры – это профессионально подготовленные специалисты, непосредственно участвующие в производстве научных знаний и подготовке научных результатов для практического использования, включая научно-информационную и проектно-конструкторскую деятельность.
Научно-технические кадры «в международной статистике определяются как совокупность всех лиц, проживающих в стране, имеющих законченное образование третьей ступени (по Международной стандартной классификации образования) в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация» [54, 74].
Основные структурные характеристики научных кадров:
· функциональная;
· профессиональная;
· квалификационная;
· возрастная.
Функциональная структура кадров – это распределение работников, занятых в фундаментальных и прикладных исследованиях, разработках и экспериментах.
Интеллектуальный потенциал специалистов – совокупность природных способностей и приобретенных знаний, умений, навыков, которые приводятся в действие и используются для достижения определенных научно-технических целей с затратой умственной энергии.
Мобильность научных кадров – «способность ученых к изменению специализации, объекта исследования, места работы, места жительства и т. п.». Она определяет перспективы развития новых научных направлений, способствует усилению интеграции различных областей знания, более полному удовлетворению общественных потребностей.
В условиях экономического роста мобильность расценивается как один из решающих факторов, обеспечивающих успехи страны в сфере науки и техники. В то же время в кризисной ситуации значительный отток кадров из научных организаций может представлять угрозу для дальнейшего развития науки.
Причины эмиграции различны: в основном низкий уровень оплаты труда, отсутствие необходимого оборудования и информации, возможности участия в международных конференциях и т. д. Непосредственной причиной эмиграции выступают, как правило, противоречия между уровнем развития личности, ее потребностями и возможностями, с одной стороны, и условиями их удовлетворения, с другой [54, 74].
Существует и внутренняя миграция: в коммерцию и иные виды деятельности ушли и продолжают уходить лучшие из специалистов. Многие крупные российские коммерческие банки и компании создали и возглавляют бывшие научные сотрудники.
В самом общем виде кадры сферы науки подразделяются на такие группы:
1) научные работники (включая ученых научно-исследовательских секторов вузов, ведущих научные исследования), а также научно-руководящий персонал;
2) научно-технический и научно-вспомогательный персонал;
3) производственный персонал;
4) административно-хозяйственный персонал.
Научные работники представляют особую социально-профес-сиональную общность. В нее включается целая группа родов занятий, профессий, специальностей, классифицируемых по предмету исследования, роду деятельности в соответствии с разделением труда в науке.
В номенклатуру должностей этих специалистов входят:
· главный научный сотрудник;
· ведущий научный сотрудник;
· старший научный сотрудник;
· научный сотрудник;
· младший научный сотрудник.
При построении организационных структур ИП целесообразно использовать укрупненную группировку специалистов:
· исследователи;
· конструкторы;
· технологи;
· рабочие опытного производства.
Исследователи– работники, профессионально занимающиеся НИР и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (руководители научных организаций и подразделений, выполняющих НИР).
Техники участвуют в НИР, выполняя технические функции, как правило, под руководством исследователей (эксплуатацию и обслуживание научных приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники, подготовку материалов, чертежей, проведение экспериментов, опытов и анализов и т. п.). В основном техники имеют среднее специальное (профессиональное) образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания.
Конструкторосуществляет разработку конструкторской документации на основании результатов прикладных исследований или самостоятельного поиска конструктивных решений изделий, средств эксперимента, технологического оборудования, инструмента и оснастки.
Конечные продукты деятельности конструктора – комплект чертежной документации в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), результаты испытаний опытных образцов, опытных партий и установочных серий, техническое задание на технологическую подготовку для последовательного освоения их производства.
Технолог осуществляет разработку технологических процессов в соответствии с результатами конструирования и исследований в области получения новых изделий и материалов для условий конкретного производства. Конечные продукты деятельности технолога – комплекты технологической документации в соответствии с Единой системы технологической документации (ЕСТД), проекты организации производства и задания на приобретение или проектирование технологического оборудования, оснастки и инструмента.
К производственному персоналу относятся рабочие, которые участвуют в технологических процессах по изготовлению материальных ценностей или в работах по оказанию производственных услуг (ремонт, техническое обслуживание, перемещение грузов, обеспечение сохранности материалов и комплектующих изделий, участие в проведении экспериментов), а также лаборанты всех профессий.
Рабочие опытного производства участвуют в производственном процессе и выполняют все виды работ по изготовлению и испытанию элементов макетов, опытных образцов и опытных партий изделий, материалов, средств эксперимента, технологического оборудования, оснастки и инструмента. В то же время не все лаборанты в ИП относятся к рабочим. Так, в академической науке имеются лаборанты с высшим или со средним специальным образованием, участвующие в научных исследованиях. Они относятся к специалистам или техническим исполнителям. Потребность в производственном персонале рассчитывается в калькуляциях тем.
Вспомогательный персонал охватывает работников, выполняющих вспомогательные функции, связанные с проведением НИР:
· работников планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-техни-ческих библиотек;
· рабочих, осуществляющих монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов;
· рабочих опытных экспериментальных производств;
· лаборантов, не имеющих высшего и среднего специального образования.
Прочий персонал (служащие) включает работников по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющих функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения, машинистки и т. п.).
Методы нормирования труда
К процессу нормирования труда предъявляются следующие требования:
1) нормированию подлежат все работы, входящие в НИОКР;
2) нормативы базируются на классификации объектов нормирования и применении групповых методов нормирования;
3) величина затрат рабочего времени у специалиста зависит от сложности и новизны решаемых задач;
4) основой разработки нормативов является статистическая база, содержащая первичную информацию и ряд расчетных данных, состав и объем которых обеспечивают возможность установления численных величин укрупненных и дифференцированных норм трудоемкости.
Особенности труда в сфере науки допускают применение в процессе его нормирования трех основных методов:
· экспертного, нормативы по труду рассчитываются на основе данных системы экспертных оценок;
· суммарного (опытно статистического), трудоемкость определяется по отчетно-статистическим данным о затратах труда в прошлом (система аналогов) с использованием специальных корректирующих коэффициентов;
· расчетно-аналитического, предусматривает использование элементов математической статистики и теории вероятностей при определении трудоемкости как функции основных технических параметров разрабатываемых изделий.
Применение тех или иных методов нормирования труда определяется рядом факторов. Главным является характер проводимых работ и степень подготовленности ИП к нормированию труда.
По степени агрегирования нормативы трудоемкости подразделяются на дифференцированные и укрупненные.
Дифференцированные нормативы – это регламентированные затраты труда на выполнение отдельных работ и заданий с учетом квалификационного уровня исполнителей. Они используются при календарном планировании, распределении индивидуальных заданий, оперативном контроле за деятельностью исполнителей и стимулировании труда.
Укрупненные нормативы – затраты труда на выполнение НИР и ОКР в целом или их этапов. Они используются в качестве основы для определения цен на научно-техническую продукцию и могут найти применение при планировании и контроле деятельности подразделений ИП.
Основные характеристики методов нормирования труда представлены в табл. 9.12.
Таблица 9.12. Методы нормирования труда, используемые в сфере
прикладных исследований и разработок
Характеристики методов | Экспертный метод | Суммарный метод | Расчетно-аналитический метод |
1. Область применения | НИР прикладного характера и ОКР с высокой степенью новизны | НИР прикладного характера | ОКР |
2. Объект нормирования | НИР или ОКР в целом, отдельные этапы | НИР или ОКР в целом, этапы, виды работ и операции | ОКР в целом, отдельные этапы работ |
3. Основные принципы и способы установления трудовых затрат | Система экспертных оценок | Сравнение трудоемкости предстоящих работ с ранее выполняемыми | Установление трудоемкости в зависимости от технических характеристик разрабатываемых изделий |
4. Условия применения | Наличие группы | Наличие исходной статистической базы, типовых повторяющихся этапов и видов работ | Параметрические ряды разработок и наличие статистической базы |
Окончание табл. 9.12 | |||
5. Критерии оценки трудоемкости | Степень новизны | Показатели сложности и новизны | Технические параметры изделий, теснота связи между техническими параметрами и трудоемкостью работы, показатели сложности и новизны |
6. Факторы субъективности при установлении трудовых затрат | В большей степени | В меньшей степени | В незначительной степени |
7. Объем подготовительных работ | Небольшой | Значительный | Значительный |
8. Степень точности | Низкая | Невысокая | Высокая |
9. Вид нормативов | Укрупненные | Укрупненные и дифференцированные | Укрупненные и дифференцированные |
10. Разновидности основных методов | Индивидуальный, групповой, дельфийский | Способ аналогов, передовых коэффициентов, типовых этапов и др. | Способ бальных оценок, корреляционный и многофакторный анализ |