Оценка конкурентоспособности организации
Категория «конкурентоспособность», описывающая состояние хозяйствующего объекта, зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют деятельность предприятия. К этим факторам относятся и применяемые технологии, и система производства, и качество, и система сбыта, и даже система управления организацией. Они определяют конкурентные преимущества организации, способствующие максимально удовлетворять запросы потребителей и иметь при этом высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности [57, 60].
Система оценки конкурентоспособности предприятия, которая состоит из двух взаимосвязанных блоков: оценка конкурентоспособности товара и оценка конкурентного потенциала организации.
Интегральный показатель конкурентоспособности организации
Конкурентоспособность предприятия оценивается в сравнении с другими предприятиями-конкурентами. Однако при наличии оценок конкурентоспособности предприятия за ряд интервалов времени также можно констатировать характер изменений и, таким образом, управлять конкурентоспособностью предприятия без измерения уровня конкурентоспособности предприятий-конкурентов.
В основе оценки конкурентоспособности организации лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности организации, состоящий из двух взаимозависимых оценок (рис. 7.3):
· конкурентоспособности товара;
· конкурентного потенциала организации.
Рис.7.3. Состав модели оценки конкурентоспособности организации
Интегральный показатель конкурентоспособности организации определяется по формуле
К = λ1·Кт+λ2·Кпо, (7.23)
где Кт – комплексный показатель конкурентоспособности товара; Кпо – комплексный показатель конкурентоспособности потенциала организации; λ1, λ2 – коэффициенты значимости (ценности) факторов (λ1 + λ2 =1).
Интегральный показатель конкурентоспособности организации может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе значение К к единице, тем выше конкурентоспособность исследуемого объекта.
В свою очередь, показатели конкурентоспособности товара (Кт) и показатель конкурентного потенциала предприятия (Кпо) являются комплексными, зависящими от факторов второго уровня: цены товара, качества товара, маркетинга, внутренних процессов, финансов, развития. Каждый показатель второго уровня имеет свою ценность при преобразовании в показатель первого уровня, а показатели первого уровня по-разному значимы для показателя нулевого уровня – интегрального показателя конкурентоспособности организации.
Интегральный показатель конкурентного потенциала предприятия определяется с использованием метода профилей, предложенного в работе Х.А. Фасхиева, И.М. Костина [60].
Показатели конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала неравномерно влияют на уровень конкурентоспособности организации в целом, поэтому для получения интегральной оценки предлагается их «взвешивание» или количественное определение их приоритетности. В этих целях необходимо обоснование коэффициентов значимости (ценности) факторов, которые предлагается рассчитывать с помощью метода анализа иерархий, разработанного Т.Саати [60]. Его преимущество перед другими методами определения весовых коэффициентов заключается в простоте и наглядности решения многокритериальных задач в сложной обстановке с иерархическими структурами, к которой относится модель оценка конкурентоспособности организации.
7.2.2. Влияние жизненного цикла организации
на конкурентоспособность
В задаче определения значимости факторов (7.23) конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия учитывается стадия жизненного цикла, в котором находится предприятие на момент его оценки. На рис. 7.4 представлена концептуальная модель изменения значимости факторов первого порядка на интегральный показатель конкурентоспособности предприятия [57, 60].
Рис.7.4. Зависимость коэффициентов значимости от стадии жизненного цикла
Предприятия
Коэффициенты значимости показателей конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия в зависимости от стадии жизненного цикла представлены в табл.7.6.
Таблица 7.6. Коэффициенты значимости
Стадия жизненного цикла | Коэффициент значимости показателя конкурентоспособности товара (λ1) | Коэффициент значимости показателя конкурентного потенциала (λ2) |
Возникновение | 0,1 | 0,9 |
Развитие | 0,2 | 0,8 |
Бурный рост | 0,4 | 0,6 |
Стабилизация | 0,5 | 0,5 |
Стагнация | 0,6 | 0,4 |
Спад | 0,75 | 0,25 |
Реорганизация | В зависимости от характера реорганизации коэффициенты значимости принимаются в соответствии со стадиями возникновения или развития | |
Банкротство, ликвидация | Не рекомендуется проводить оценку конкурентоспособности организации |
Оценка конкурентоспособности товара – одна из наиболее значимых задач при оценке конкурентоспособности организации в целом.
Конкурентоспособность организации – показатель, в первую очередь характеризующий рыночную позицию компании, а любой рынок, рассматриваемый как рынок товаров, формируется и оценивается потребителями, для которых самым важным фактором является товар: его качество и цена.
Таким образом, конкурентоспособность товара имеет значительную ценность при оценке конкурентоспособности организации, так как отражает способность организации производить и реализовывать товар, который обладает конкурентными преимуществами, по сравнению с товарами-конкурентами. Оценка конкурентоспособности товара заключается в расчете интегрального показателя конкурентоспособности товара, в основе которого интегрируются оценка качества товара и его цены. Конкурентный потенциал предприятия представляет собой оценку деятельности предприятия с точки зрения наличия внутренних и внешних конкурентных преимуществ, позволяющих предприятию обеспечивать создание конкурентоспособных товаров как в настоящее время, так и в долгосрочной перспективе.
Конкурентный потенциал предприятия представляет собой взаимосвязь четырех сторон деятельности предприятия: маркетинг, финансы, внутренние процессы, развитие. Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия все показатели сформированы в четыре группы, которые имеют причинно-следственные связи между собой и всесторонне охватывают деятельность предприятия:
1. Маркетинговые показатели, характеризующие рыночную позицию предприятия, в том числе учитывающие имидж предприятия на рынке.
2. Финансовые показатели, отражающие эффективность деятельности предприятия с точки зрения отдачи на вложенный капитал. К данным показателям относятся показатели уровня продаж, рентабельности, деловой активности.
3. Показатели внутренних процессов, характеризующие эффективность организации бизнесс-процессов предприятия: технологии, производство, качество.
4. Показатели развития, характеризующие инновационные процессы в организации, систему управления персоналом, социальное развитие организации.