Оценка конкурентоспособности организации

Категория «конкурентоспособность», описывающая состояние хозяйствующего объекта, зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют деятельность предприятия. К этим факторам относятся и применяемые технологии, и система производства, и качество, и система сбыта, и даже система управления организацией. Они определяют конкурентные преимущества организации, способствующие максимально удовлетворять запросы потребителей и иметь при этом высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности [57, 60].

Система оценки конкурентоспособности предприятия, которая состоит из двух взаимосвязанных блоков: оценка конкурентоспособности товара и оценка конкурентного потенциала организации.

Интегральный показатель конкурентоспособности организации

Конкурентоспособность предприятия оценивается в сравнении с другими предприятиями-конкурентами. Однако при наличии оценок конкурентоспособности предприятия за ряд интервалов времени также можно констатировать характер изменений и, таким образом, управлять конкурентоспособностью предприятия без измерения уровня конкурентоспособности предприятий-конкурентов.

В основе оценки конкурентоспособности организации лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности организации, состоящий из двух взаимозависимых оценок (рис. 7.3):

· конкурентоспособности товара;

· конкурентного потенциала организации.

Оценка конкурентоспособности организации - student2.ru

Рис.7.3. Состав модели оценки конкурентоспособности организации

Интегральный показатель конкурентоспособности организации определяется по формуле

К = λ1·Кт2·Кпо, (7.23)

где Кт – комплексный показатель конкурентоспособности товара; Кпо – комплексный показатель конкурентоспособности потенциала организации; λ1, λ2 – коэффициенты значимости (ценности) факторов (λ1 + λ2 =1).

Интегральный показатель конкурентоспособности организации может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе значение К к единице, тем выше конкурентоспособность исследуемого объекта.

В свою очередь, показатели конкурентоспособности товара (Кт) и показатель конкурентного потенциала предприятия (Кпо) являются комплексными, зависящими от факторов второго уровня: цены товара, качества товара, маркетинга, внутренних процессов, финансов, развития. Каждый показатель второго уровня имеет свою ценность при преобразовании в показатель первого уровня, а показатели первого уровня по-разному значимы для показателя нулевого уровня – интегрального показателя конкурентоспособности организации.

Интегральный показатель конкурентного потенциала предприятия определяется с использованием метода профилей, предложенного в работе Х.А. Фасхиева, И.М. Костина [60].

Показатели конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала неравномерно влияют на уровень конкурентоспособности организации в целом, поэтому для получения интегральной оценки предлагается их «взвешивание» или количественное определение их приоритетности. В этих целях необходимо обоснование коэффициентов значимости (ценности) факторов, которые предлагается рассчитывать с помощью метода анализа иерархий, разработанного Т.Саати [60]. Его преимущество перед другими методами определения весовых коэффициентов заключается в простоте и наглядности решения многокритериальных задач в сложной обстановке с иерархическими структурами, к которой относится модель оценка конкурентоспособности организации.

7.2.2. Влияние жизненного цикла организации
на конкурентоспособность

В задаче определения значимости факторов (7.23) конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия учитывается стадия жизненного цикла, в котором находится предприятие на момент его оценки. На рис. 7.4 представлена концептуальная модель изменения значимости факторов первого порядка на интегральный показатель конкурентоспособности предприятия [57, 60].

Оценка конкурентоспособности организации - student2.ru

Рис.7.4. Зависимость коэффициентов значимости от стадии жизненного цикла

Предприятия

Коэффициенты значимости показателей конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия в зависимости от стадии жизненного цикла представлены в табл.7.6.

Таблица 7.6. Коэффициенты значимости

Стадия жизненного цикла Коэффициент значимости показателя конкурентоспособности товара (λ1) Коэффициент значимости показателя конкурентного потенциала (λ2)
Возникновение 0,1 0,9
Развитие 0,2 0,8
Бурный рост 0,4 0,6
Стабилизация 0,5 0,5
Стагнация 0,6 0,4
Спад 0,75 0,25
Реорганизация В зависимости от характера реорганизации коэффициенты значимости принимаются в соответствии со стадиями возникновения или развития
Банкротство, ликвидация Не рекомендуется проводить оценку конкурентоспособности организации


Оценка конкурентоспособности товара – одна из наиболее значимых задач при оценке конкурентоспособности организации в целом.

Конкурентоспособность организации – показатель, в первую очередь характеризующий рыночную позицию компании, а любой рынок, рассматриваемый как рынок товаров, формируется и оценивается потребителями, для которых самым важным фактором является товар: его качество и цена.

Таким образом, конкурентоспособность товара имеет значительную ценность при оценке конкурентоспособности организации, так как отражает способность организации производить и реализовывать товар, который обладает конкурентными преимуществами, по сравнению с товарами-конкурентами. Оценка конкурентоспособности товара заключается в расчете интегрального показателя конкурентоспособности товара, в основе которого интегрируются оценка качества товара и его цены. Конкурентный потенциал предприятия представляет собой оценку деятельности предприятия с точки зрения наличия внутренних и внешних конкурентных преимуществ, позволяющих предприятию обеспечивать создание конкурентоспособных товаров как в настоящее время, так и в долгосрочной перспективе.

Конкурентный потенциал предприятия представляет собой взаимосвязь четырех сторон деятельности предприятия: маркетинг, финансы, внутренние процессы, развитие. Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия все показатели сформированы в четыре группы, которые имеют причинно-следственные связи между собой и всесторонне охватывают деятельность предприятия:

1. Маркетинговые показатели, характеризующие рыночную позицию предприятия, в том числе учитывающие имидж предприятия на рынке.

2. Финансовые показатели, отражающие эффективность деятельности предприятия с точки зрения отдачи на вложенный капитал. К данным показателям относятся показатели уровня продаж, рентабельности, деловой активности.

3. Показатели внутренних процессов, характеризующие эффективность организации бизнесс-процессов предприятия: технологии, производство, качество.

4. Показатели развития, характеризующие инновационные процессы в организации, систему управления персоналом, социальное развитие организации.

Наши рекомендации