Инновационная восприимчивость

Оценка уровня инновационной восприимчивости относится в первую очередь к потребителям новшеств, а также к новаторам и инноваторам. Инновационная восприимчивость определяется относительно самих новшеств и информации о них, относительно знаний о передовом опыте. Она характеризуется:

· как восприимчивость к информации о новшествах (новые книги, статьи, выставки, конференции, новые образовательные курсы) и готовность регулярно накапливать, изучать и применять полученные сведения;

· восприимчивость к передовому опыту, создающемуся внутри организации, и опыту конкурентов, готовность изучать этот опыт, измерять свои и чужие достижения и сравнивать их (готовность к бенчмаркингу);

· восприимчивость к самим новшествам, новым технологиям и новым продуктам, восприимчивость к инновационному процессу и инновационной деятельности и готовность преодолевать трудности освоения новшеств;

· уровень самоактуализации сотрудников и наличие потребностей к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному расту, решению ситуаций, проблем и задач, участию в проектах, успеху, результатам и достижениям, готовность включать новшества в свой бизнес-процесс.

Таким образом, вначале оценивается уровень инновационной активности потребителей.Известно, что прогресс потребителей, который выражается в запросе определенных свойств продукта, сильно отстает от прогресса технологии, которая предлагает продукты с более высокими свойствами, чем запрашиваемые потребителями, соответственно уровень потребления следует поднимать. Принимая во внимание тот факт, что уровень потребления связан с конкурентами, так как уровень потребления (инновационной восприимчивости) у конкурентов свидетельствует либо об угрозах (если этот уровень высок), либо о возможностях (если уровень потребления у конкурентов низок).

Обеспеченность ресурсами

Оценка уровня главных ресурсов инновационного бизнеса осуществляется по следующим параметрам:

· прежде всего обеспеченность инновационного бизнеса инвестициями (источникам различных ресурсов);

· обеспеченность бизнеса человеческим ресурсом (носителем и источником компетенций, способным к интеллектуальному труду);

· технологическая и методическая оснащенность сотрудников;

· обеспеченность знаниями и информацией;

· техническая оснащенность.

Качество организации–учитываются обновляемость знаний кадров, технического, технологического и методического оснащения, обеспечение программ обновления инвестициями.

Следует выделить две основные составляющие: общение исполнителей процесса, поскольку именно от уровня общения зависит творчество, проявляемое участниками; состояние самого инновационного процесса, его организованность и эффективность.

В первую очередь оценивается уровень общения сотрудников, определяемый состоянием:

· информационно-коммуникационных технологий;

· организационной структуры;

· корпоративной культуры.

Учитывается обновляемость информационных и коммуникационных технологий и методов, обновляемость организационной структуры и корпоративной культуры. Кроме того, учитывается их соответствие процессам создания, приобретения, накопления, обучения, движения, передачи (трансакции) и распространения знаний. Далее оценивается сам инновационный процесс, его стадии, эффективность интеллектуального труда.

Инновационная компетентностьсоответствует инновационной активности с позиции поставщика. Сначала оценивается фактор, определяющий влияние на внешнюю среду, – уровень компетентности предлагаемых поставщиком новшеств, прежде всего технологий и соответствующих продуктов: насколько высоки свойства продуктов(каков уровень прогресса поставляемых технологий и продуктов), насколько они качественны, своевременны. Дальше оцениваются факторы, отражающие состояние внутренней среды: уровень компетентности сотрудников, групп, команд, подразделений и организации, т.е. уровень их знаний:

1) теоретические и методические знания;

2) профессиональные знания по видам деятельности (функциям) и умения решать стандартные задачи и ситуации, исполнять подобные операции;

3) опыт и навык разрешения сложных положений и проблем;

4) способность и опыт применения творческого подхода к решению сложных проблем и не стандартных системных задач (проектов).

Учитывается, обновляемость их знаний. Каждый параметр оценивается экспертом по десятибалльной шкале. Общий уровень инновационной активности (Ко)рассчитывается по формуле

Ко1234. (7.19)

Он представляет собой сумму баллов четырех показателей. Относительный уровень инновационной активности в долях единицы (k) определяется как отношение фактического значения Кок 40 (максимально возможная сумма баллов):

k =Ко/40. (7.20)

Относительный уровень инновационной активности в процентах (kпр) можно рассчитать, поделив Кона 40 и все это умножив на 100, или сразу умножив Кона коэффициент 2,5:

k пр=2,5 Ко либо k пр=100 k. (7.21)

Инновационная активность компаний (Ук) в рамках отдельного бизнеса определяется как средневзвешенная сумма инновационных активностей комплекса звеньев цепочки ценности потребителя (п), где Кi – коэффициент инновационной активности i-го звена, а γi – его удельный вес.

инновационная восприимчивость - student2.ru , (7.22)

При этом сумма удельных весов должна равняться единице.

Следовательно, измерение инновационной активности должно производиться отдельно для каждого участника, а потом уже появляется возможность проводить анализ складывающегося «поля инновационных движущих сил», чтобы спрогнозировать успех инновационного и инвестиционного проекта.

Наши рекомендации