Факторы инновационного процесса

Поскольку обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях, называется стратегией фирмы, следовательно, при выборе направлений инновационного развития отдельного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать многие составляющие как внешней, так и внутренней среды. В инновационной сфере к таковым относят: инновационную активность, инновационный климат, инновационную позицию, инновационный потенциал.

Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода времени, зависит от ряда взаимозависимых факторов (рис. 7.1) [53, 57, 60].

Факторы инновационного процесса - student2.ru

Рис. 7.1. Факторы, влияющие на эффективность инновационного процесса

1. Инновационный потенциал организации – этопоказатель, характеризующий способность компании к осуществлению процессов нововведений. Инновационный потенциал организации является базовым критерием, определяющим результативность процесса создания и использования инноваций.

2. Направление инновационной деятельности. Первоначальный выбор определяет ход и результативность последующей инновационной деятельности. Направление инновационного процесса зависит от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений. К ним можно отнести:

· сохранение позиций на рынке;

· завоевание новых сегментов рынка;

· структурное преобразование предприятия.

Принимая во внимание, что инновационный потенциал организации, действия конкурентов, темпы развития рынка оказывают воздействие на инновационный процесс, то при выборе направления разработки учитывается величина достигаемого экономического эффекта, которая сопоставляется с уровнем потенциальных рисков.

З. Скорость осуществления инновационного процесса характеризует показатель, именуемый инновационным лагом. Именно от величины данного показателя зависит результативность всего процесса нововведений. К примеру, в Японии используется показатель инновационности ТАТ, который является эквивалентом инновационного лага. Рекордное значение показателя ТАТ составило 4,7 месяца – фирма Матсушита (цветное телевидение).

4. Маркетинговая стратегия фирмы. При проведении процесса нововведений маркетинговые исследования позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности: на этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития отрасли и нахождении сегмента рынка, не занятого фирмой-конкурентом; на основе полученных данных определяется направление инновационного процесса; конъюнктурные исследования на последующих этапах инновационной деятельности позволяют своевременно скорректировать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменившимся условиям; на заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления оптимальных форм коммерциализации, определения благоприятного момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

Таким образом, инновационные процессы определяются следующими аспектами:

1. Носят циклический характер: одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (пример: изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях).

2. Имеют вероятностный характер: внедрение и продвижение инноваций на рынке – это всегда труднопредсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей.

З. Обладают межорганизационным характером: необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых организаций) для осуществления инновационного процесса.

4. Имеют межотраслевой характер: нововведения могут быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость.

Поскольку эффективность инновационной деятельности зависит от инноваций, следовательно, одним из основных критериев является проявление инновационной активности компании.


Наши рекомендации