Специфика российских инновационных стратегий
Особенностями инновационных стратегий в России являются история экономического развития страны и значение оборонно-промышленного комплекса в процессе формирования экономики России [73]. Специфика трех инновационных стратегий следующая:
1. Силовая стратегия массового и стандартного производства.
Отечественные виоленты – узкий производственный фокус и чрезмерное количество однопрофильных предприятий (выпускающие современные универсальные истребители-бомбардировщики типа «Миг» и «Су», производителях вертолетов «Ми» и «Ка»). Их продукция на равных конкурирует на мировом рынке с аналогичными изделиями американских и европейских фирм. Организациям-виолентам присущи две зоны конкуренции: производство традиционной продукции, инновационная стратегия – производство новой продукции.
Виоленты должны:
· ориентироваться на рынки массового спроса, на которые поставляется стандартизованная продукция;
· снижать издержки за счет эффекта масштаба и спросовых предпочтений потребителей благодаря рекламным кампаниям;
· упрочнять репутацию в финансово-банковских кругах, позволяющую вести агрессивную инвестиционную политику (непрерывные вложения в
НИОКР, покупка компаний-конкурентов и субподрядчиков и т.д.).
2. Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш).
Зона сосредоточения компаний-патиентов в оборонном комплексе России – это многочисленные предприятия, производящие готовые узлы и комплектующие для конечных военных систем или вспомогательные управляющие устройства в области информатики, связи, навигации и т.д. Из трех факторов дифференциации продукта (качество, сервис, реклама) российские патиенты преуспевают только в первом (обладание уникальными технологическими новинками при умелой коммерциализации позволяет оборонным компаниям занимать заметные конкурентные позиции на мировом рынке) [73, 75].
3. Стратегия мелких фирм.
Коммутантная стратегия – готовность к быстрой смене деятельности у оборонных компаний не самая высокая, поскольку они отягощены крупными производственными фондами, солидными базовыми технологиями, весьма специализированной рабочей силой и т.д. Однако масштабные конверсионные преобразования под влиянием современного НТП открывают перед бывшими ОПК перспективы выживания именно на пути удовлетворения локального спроса.
Например, рынок телефонной связи из единого «проволочного» превращается в глобальный телекоммуникационный. При этом определенные сегменты данного глобального рынка, например рынок местной радиосвязи, могут с успехом осваиваться конверсионными предприятиями [73].
Своеобразная форма коммутантной рыночной стратегии возникает тогда, когда оборонные предприятия адаптируют импортные технологии к конкретным местным или отраслевым потребностям. Здесь локальный рынок является региональным или отраслевым сегментом глобального рынка высокотехнологической продукции и услуг.
Комбинация стратегий
Российским инновационным организациям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они – патиенты (занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса). По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты (могут довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления). Для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, оборонные организации осуществляют стратегию коммутантов.
Контрольные вопросы
1. Опишите основные виды инновационных стратегий.
2. Представьте классификацию типов конкурентного поведения фирм.
3. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм-виолентов?
4. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм-патиентов?
5. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм-эксплерентов?
6. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм-коммутантов?
7. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм-виолентов?
8. Какова роль виолентов в экономике и инновационном процессе?
9. В чем преимущества «виолента-льва»?
10. Каковы особенности «виолента-слона»?
11. Каковы особенности «виолента-бегемота»?
Задачи
1.Инновационная организация решила сделать предложение по участию в инновационном процессе крупному предприятию «А» – разработчику и серийному производителю новой техники. «А» должен был осуществить доводку, производство и реализацию изделия, а инновационная организация – авторское сопровождение .На какой стадии находится фирма «А»? Что ждет фирму «А» от инновационного предприятия?
2.Группа специалистов (6 человек) использовала принцип двойных технологий и разработала для гражданской промышленности уникальное фильтровое устройство, заменяющее подобное импортное устройство стоимостью несколько десятков тысяч долларов, превосходящее импортное по техническим характеристикам и более экономичнее. Многим химическим и другим промышленным организациям такое устройство было необходимо в десятках экземпляров. Оборонное предприятие было совершенно не заинтересовано в продвижении продукта. Группа специалистов организовалась в самостоятельное малое предприятие (примерно 10 человек) и сразу стала искать стратегического партнера по продвижению продукта. Для получения средств на существование организация занималась торговлей компьютерами с их предпродажной подготовкой, ремонтом электронных приборов и химических установок, консультациями в рамках прежней тематики. Широко практиковала привлечение трудовых ресурсов и мощностей своего бывшего предприятия и настоящего арендодателя.
Задание:
1. Представьте жизненный цикл изделия, товара, технологии и ее виды.
2. По матрице Ансоффа «старые/новые товары и технологии – старые/новые рынки» опишите ситуацию (риски, ноу-хау) при новом товаре и новом рынке.
3. В чем особенности инновационной стратегии?
3.Миссией организованного малого бизнеса является доработка, производство и продвижение на рынок нового продукта. Требуется начинать поиски стратегических партнеров. Потенциал организаций известен. Известно, что необходимо для продвижения продукта. Как готовиться к переговорам с возможными будущими партнерами? Перечислите ряд возможных претендентов на место стратегического партнера инновационного предприятия, используя классификацию фирм по типу конкурентного поведения (классификации Л. Г. Раменского и X. Фризевинкеля). Дайте краткую характеристику фирме, применяющей виолентный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения? Дайте краткую характеристику фирме, применяющей патентный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения? Дайте краткую характеристику фирме, применяющей эксплерентный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения? Дайте краткую характеристику фирме, применяющей коммутантный тип поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?
4.Возможным партнером для инновационной организации могла бы стать средняя фирма «Химические препараты» с родственным профилем, которая выпускает изделия для узкого сегмента рынка. Для этого она занимается дифференциацией своей продукции с учетом нужд потребителей, то есть она фирма-патиент. В чем состоит инновационная роль фирм-патиентов? Каковы стадии жизненного цикла фирмы-патиента и к какой стадии относится фирма «Химические препараты»? Каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей)?
5.Наша фирма – вновь созданная молодая неопытная инновационная фирма. Было бы хорошо рассмотреть свои дела с подобной, но более опытной и мощной фирмой, например с фирмой-эксплерентом «А». Какова инновационная роль фирмы-эксплерента? Каковы стадии жизненного цикла фирмы-эксплерента и к какой стадии относится фирма «А»? Каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей)?
6.Поиск стратегического партнера реализуется через обращение к фирмам- коммутантам. Фирма «А» представляет собой небольшое предприятие, занимающееся подражательством в выпуске ряда химических изделий типа фильтрующих устройств. Поэтому фирма «А» может быть интересна для инновационной фирмы. Каковы основные черты фирм-коммутантов и их разновидности? Какова роль коммутантов в экономике и инновационном процессе? Опишите эволюционный путь развития коммутантов. Каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибыли)?