Предусмотренные Патентным законом РФ

Вид действия Изобретение Полезная модель Промышленный образец  
Подача заявки
Подача после опубликования сведений 6 мес. 6 мес. 6 мес.
Подача исправлений 2 мес. 2 мес. 2 мес.
Экспертиза заявки
Формальная экспертиза Через два часа после подачи заявки
Ходатайство о проведении экспертизы по существу 3 года Не проводится Не подается
Возражение на решение об отказе 3 мес. - 3 мес.
Жалоба на решение об отказе 6 мес. - 6 мес.
Опубликование сведений о заявках и патентах
Сведения о заявке 18 мес. Не проводится
Сведения о патентах После завершения рассмотрения
Действия патента
Полный срок действия 20 лет 5 лет 10 лет
Уплата годовых пошлин   с 3-го года действия с 1-го года действия с 3-го года действия

Согласно авторскому праву, объекты интеллектуальной собственности в различных формах (патентные права, ноу-хау, программная продукция и т.д.) являются предметом купли-продажи, а также могут служить паевым вкладом или частью уставного капитала организаций (финансово-инвестиционных корпораций). На письменные произведения авторское право закрепляется указанием в них знака ©, после которого пишется фамилия, инициалы или наименование юридического лица, год (годы) издания. Регистрации этого знака в Российском авторском обществе не требуется.

Предоставление патента – это распространенный способ возмещения затрат средств, времени и человеческого капитала частных организаций и отдельных специалистов на получение такого общественного товара как новые научно-технические знания. В течение срока действия патента патентообладатель обеспечивает экономическую эксплуатацию объекта интеллектуальной собственности и доступ к нему иных экономических агентов.

Патент РФ по своей правовой природе не имеет каких-либо признаков, которые отличали бы его от классического патента. Эта природа заключается в исключительном праве патентоообладателя на использование охраняемых патентов изобретении, полезных моделей или промышленных образцов на территории России. Это включает в себя и право запретить использование защищенных объектов другими лицами, которые могут получить доступ к такому использованию только через режим лицензионного договора. Для так называемых «служебных» объектов промышленной собственности, создаваемых за счет средств бюджета всех уровней, допускается использование служебной разработки без заключения лицензионного договора между бюджетным инвестором (работодателем) и автором (патентообладателем).

Применение патентной системы компенсации затрат на проведение НИОКР имеет свои преимущества, по сравнению с предоставлением прямых субсидий:

· правительству не надо делать выбор из множества претендентов на получение государственного финансирования (льготы предоставляются тому, кто первым добился конкретных результатов);

· за нововведения платят обычно потребители, которые действительно в нем нуждаются, а не все налогоплательщики, как в случае бюджетного финансирования (рынок оценивает полезность новшества).

Недостатки данной системы состоят в следующем:

· дороговизна и продолжительность процесса патентования и поддержки его в силе;

· трудности учета и, следовательно, защиты на стадии оформления патентной заявки всего круга патентуемых решений, позволяющих универсально охватить все особенности конструкции, технологии, организации объекта интеллектуальной собственности;

· патент обычно получает тот, кто первым добился результата и подал заявку в патентное ведомство, организации или изобретатели, работавшие в том же направлении не только не получают никакой компенсации затраченных ресурсов, но и обязаны приобрести лицензию на право дальнейшего использования новшества у обладателя патента даже в том случае, если они пришли к аналогичным результатам совершенно самостоятельно и почти одновременно.

При определении продолжительности действия патента следует учитывать, что увеличение срока действия стимулирует расширение масштабов НИОКР в частном секторе, с одной стороны, и усиливает монопольные позиции, обладающей патентом организации на рынке и тем самым препятствует более широкому использованию новшества, – с другой.

Предположим, что стоимость производства какого-то товара до появления новшества была равна С и конкурентное равновесие на рынке этого товара достигалось в точке D с координатами (р, q) (рис. 5.1). Благодаря новшеству, защищенному патентом, одна из организаций снизила себестоимость производства своего товара до величины с.При этом уменьшив цену товарачуть ниже р, она получила возможность завоевать практически весь рынок. Сохранив на рынке прежний уровень продаж q, организация получила прибыль равную площади прямоугольника АВDЕ.Если бы она не имела патента и конкуренты тоже могли бы использовать данное новшество, цена на рынке упала бы до величины с, а объем продаж вырос бы до уровня Q. В результате общество получило бы дополнительно продукции на сумму, равную площади треугольника ВDF (рис. 5.1). В этом случае организация-разработчик новшества лишается своей монопольной прибыли, заработанной благодаря успешным усилиям в сфере НИОКР.

Цена

 
  Предусмотренные Патентным законом РФ - student2.ru

p=C Е D

C A B F

q Q Объем спроса на товар/вид услуг

Рис. 5.1. Влияние патента на эффективность новшества

(по Дж. Стиглицу)

2. В современных условиях важное значение имеет организация исследований и разработок, когда объекты промышленной и интеллектуальной собственности обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня сведений или так называемых коммерческих сведений, промышленные секреты, ноу-хау.

Первоначально ноу-хау понималось как информация, необходимая для осуществления изобретения и специально упущенная заявителем в патентном описании (смысл – «знать, как применить патент»), с течением времени термин «ноу-хау» утратил первоначальное значение и стал обозначать «знать, как сделать»:

· технологические, конструкторские решения и секреты, не охраняемые патентами, или нововведения, которые могли бы быть защищены патентами, но незапатентованы по тем или иным причинам;

· конфиденциальные сведения различного характера.

Основные признаки ноу-хау:

· неизвестность неопределенному кругу лиц и отсутствие свободного доступа к информации;

· наличие явных усилий владельца ноу-хау по его сохранению в секрете;

· коммерческая и промышленная ценность соответствующей информации.

Неправомерное использование ноу-хау влечет за собой имущественную ответственность, которая включает в себя компенсацию его владельцу прямого ущерба, упущенной выгоды и моральных издержек. Гарантом охраны ноу-хау выступают основы гражданского законодательства.

Ноу-хау понимаются технические знания, опыт, производственные секреты, которые позволяют облегчить и ускорить освоение производства продукции, однако не могут быть предметом патентования и поэтому не пользуются патентной защитой (при передачи прав на их использование оговаривается конфиденциальность информации, и предусматриваются санкции за ее нарушение).

3. Объекты, не определенные правами, регулирование которых осуществляется в договорной форме или на уровне локальных актов.

Основной правовой формой взаимоотношений научных организаций, заказчиков и иных потребителей научно-технической продукции, включая министерства и ведомства, является договор (на создание, передачу и внедрение научно-технической продукции, оказание научно-технических, инженерно-консультацион-ных и иных услуг), а также лицензионные и иные соглашения, включая соглашения о совместной научно-производственной деятельности и участия в прибылях.

Суть отношений, регулируемых данным договором, заключается в том, что одна сторона (исполнитель) по заданию другого лица (заказчика) обязуется выполнить для него за определенную плату научную работу, результат которой переходит в собственность заказчика. При этом риск случайных неудач по договору несет исполнитель. Основными источниками регулирования данного типа договора является Гражданский кодекс РФ.

Лицензионное соглашение – это договор о предоставлении прав на коммерческое и производственное использование изобретений, технических знаний, товарных знаков. Лицензионное соглашение предусматривает уплату лицензиатом определенного вознаграждения лицензиару:

· роялти – регулярные платежи, размер которых устанавливается в виде доли прибыли или суммы продаж продукции, произведенной по лицензии;

· паушальный платеж – фиксированная сумма вознаграждения (выплачивается единовременно или по частям; применяется в ограниченном числе случаев, в том числе, при продаже лицензии вместе с оборудованием, при продаже лицензии неизвестной организации, при опасности утечки производственных секретов, а также тогда, когда лицензиат не хочет допустить контроля над своей деятельностью или существуют ограничения на перевод прибыли из страны, где расположен лицензиат).

Лицензия – это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) юридическому или физическому лицу (лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, в течение определенного срока и за определенное вознаграждение. Право собственности на него остается за лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным соглашением между лицензиатом и лицензиаром.

Различают три основных вида лицензий:

· неисключительная (простая) – позволяет лицензиару самому использовать изобретения или технические знания или выдавать лицензию другим лицам;

· исключительная – лишает лицензиара права использовать изобретение или технические знания в пределах определенной территории и предоставлять ее на данное изобретение другим лицам для использования в пределах территории, на которой действует лицензиат (разновидность данной лицензии – ограниченная исключительная лицензия – сужает возможность лицензиата по использованию лицензии за пределами обозначенной в лицензионном соглашении территории);

· полная лицензия предполагает полный отказ лицензиара от самостоятельного использования изобретения.

5.3. Финансовое и материальное обеспечение

инновационной деятельности

Финансовое и материальное обеспечение управления инновационной деятельности входят в систему ресурсного обеспечения. Ключевым вопросом ресурсного обеспечения управления в инновационной сфере является финансирование инновационной деятельности.

Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления. Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую.

Принципы организации финансирования:

· четкая целевая ориентация системы – ее увязки с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

· логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

· множественность источников финансирования;

· широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических новинок и направлений их практического использования;

· адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов, на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

Основные задачи финансирования:

· создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технической перестройки;

· сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

· создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

Источниками финансирования инновационной деятельности являются:

1. Федеральные источники:

· бюджет;

· внебюджетные фонды;

· природная рента;

· доходы от государственного федерального имущества;

2. Региональные источники:

· бюджет;

· внебюджетные фонды;

· природная рента;

· доходы от государственного регионального имущества;

3. Предпринимательские источники:

· негосударственные фонды;

· частные инвестиции.

Таблица 5.2. Сектора науки и их содержание

Сектор науки Содержание сектора
1.Государственный Организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом, включая федеральные и местные органы (государственное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.). Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном занимаются исследовательской деятельностью, касающейся общественных и административных функций
2. Предпринимательский Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации
3. Высшее образование Университеты и другие высшие учебные заведения независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем вузов или управляемые ими, или ассоциированные с ними. Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование, Министерство образования РФ
4. Частный бесприбыльный (некоммерческий) Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профсоюзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством (тогда они относятся к госсектору). Частные индивидуальные организации

В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати (1993 г.) в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. 5.2) [77, 78]. Перечисленные в табл. 5.2 научные организации и предприятия по источнику финансирования относятся к госбюджетным и внебюджетным.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие [77, 78]:

· государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

· создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;

· включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

· государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

· государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;

· проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;

· оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);

· государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;

· осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;

· создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

· осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов [77, 78].

Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим «Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г. № 315 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 898).

Субъектами образования внебюджетных фондов являются:

· Министерство промышленности, науки и технологий РФ (образует Российский фонд технологического развития);

· федеральные министерства – внебюджетные фонды соответствующих министерств;

· иные федеральные органы исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств;

· корпорации, концерны и ассоциации (далее – объединения) могут образовывать внебюджетные фонды объединений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции. Суммы отчисленных средств во внебюджетные фонды предприятия (организации) включают в себестоимость продукции в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270. Данным указом освобождена от налогообложения прибыль предприятий (организаций), направленная на проведение ими научно-исследовательских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технического развития, но не более чем в общей сумме 10% налогооблагаемой прибыли.

Предприятия и организации не производят отчисления во внебюджетные фонды, если реализуемая продукция изготавливается для государственных нужд и ее производство финансируется за счет бюджетных ассигнований.

Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально производят отчисления средств во внебюджетные фонды:

· предприятия и организации, входящие в объединение, – во внебюджетный фонд объединения, в которое они входят;

· предприятия и организации, входящие в несколько не зависимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, – во внебюджетный фонд объединения по своему выбору;

· предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти, – во внебюджетные фонды соответствующего министерства и ведомства;

· предприятия и объединения, не входящие в объединение и не находящиеся в ведении федерального министерства и ведомства или иного органа исполнительной власти, – в любой из указанных внебюджетных фондов по своему усмотрению.

В соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации»от
27 апреля 1992 г. № 426 федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды. В то же время федеральные министерства и иные органы исполнительной власти для финансирования НИОКР, по которым они являются государственными заказчиками, могут на добровольной основе консолидировать в своих внебюджетных фондах часть средств внебюджетных фондов объединений, находящихся в составе или в ведении указанных федеральных органов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. № 315 Миннауки РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов, ведет их реестр и извещает о внесении указанных фондов в реестры Минфина РФ, Минэкономики РФ, Госкомстата РФ и Государственной налоговой службы РФ. В более чем 20 федеральных министерствах, госкомитетах и ведомствах созданы и действуют внебюджетные фонды НИОКР, а в Министерстве транспорта РФ зарегистрированы внебюджетные фонды НИОКР по отдельным отраслевым департаментам, например, на воздушном транспорте, морском транспорте, в дорожном хозяйстве, на речном транспорте, автомобильном и городском электрическом транспорте и др.

Внебюджетные фонды НИОКР не имеют прав юридических лиц, а действуют от имени органов, в которых они образованы. Эти фонды действуют на основании положений, которые утверждаются образовавшим их органом. Средства из внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР, работ по стандартизации, сертификации, разработке НТД, работ по охране труда и т. д.

Существенную роль в развитии инновационной деятельности играет Постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» от 19 августа 1994 г. № 967, в котором в целях создания условий для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения прогрессивных машин и оборудования предприятиям предоставляется право применения механизма ускоренной амортизации активной части ОПФ.

Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет также Указ Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. № 1928 (в ред. указов Президента РФ от 20 января 1996 г. № 70 и от 16 апреля 1996 г. № 565). Данный указ принят в целях привлечения частных инвестиций. В этом указе предусматривается ежегодное выделение средств федерального бюджета в размере 0,5% ВВП на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, при условии размещения этих средств на конкурсных началах.

Там же установлено, что право на участие в конкурсе имеют высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет. Проекты на конкурс предоставляются в Минэкономразвития РФ и должны содержать бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной (независимой) экспертизы.

При запуске в производство инновационного продукта предприятиям в научно-технической сфере в некоторых случаях требуется специфическое оборудование, отсутствующее у предприятий, а средств на его закупку нет. В подобной ситуации выходом является заключение договоров о лизинге, в связи с чем важными документами, способными поддержать инновационные проекты, являются Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 27 июня 1996 г., «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. № 633 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 528), а также «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд» от 29 апреля 1996 г. № 523, «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» от 4 декабря 1995 г. № 1184 и др.

5.4. Информационное обеспечение

и статистика инноваций

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 950 и статистикой науки и инноваций, организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) – совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

Цель создания ГСНТИ – обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.

К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:

· всероссийский научно-технический информационный Центр Министерства науки и технологий РФ;

· всероссийский Центр межотраслевой информации Министерства экономики РФ;

· российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ;

· всероссийский Центр научной и технической информации Российской Академии наук и Министерства науки и технологий РФ;

· государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ;

· библиотека РАН;

· библиотека по естественным наукам РАН;

· отраслевые библиотеки.

Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 года, разработана на единых международных подходах и стандартах.

Международные стандарты в статистике науки и инноваций – комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистики. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации.

Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:

· инновационная активность предприятий;

· источники информации об инновациях;

· цели инновационной деятельности;

· затраты на технологические инновации;

· исследования и разработки;

· количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;

· технологический обмен;

· методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций;

· результаты инновационной деятельности;

· факторы, препятствующие инновациям.

Активную роль в создании новых и уточнении существующих международных стандартов по статистике науки и инноваций играет Евростат – Статистическая служба Евросоюза. В 1969 г. Евростатом была разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов (в настоящее время действует редакция 1992 г.), являющаяся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах-членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС [77, 78].

Классификация отражает глобальные задачи, для решения которых выделяются государственные ассигнования на НИОКР, она претерпевает изменения по мере трансформации целей государственной научно-технической политики стран-членов ЕС. Евростатом подготовлено также руководство по региональным аспектам статистики науки и инноваций.

Отдел статистики ЮНЕСКО осуществляет систематический сбор, анализ и публикацию статистических данных о науке и технике. С целью гармонизации категорий и определений статистики науки для представления информации в ЮНЕСКО на 12-й сессии ее генеральной конференции в 1978 г. была одобрена «Рекомендация по международной стандартизации статистики науки и техники», в развитие которой в 1984 г. опубликовано Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники. В нем учитывался опыт как ОЭСР, так и бывшего Совета экономической взаимопомощи. На основе Руководства Фраскати Рекомендации ЮНЕСКО были в 1995 г. еще раз уточнены (Париж).

Руководство Фраскати (редакции 1993 г.) определяет основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их состав и границы; систему институциональных и функциональных классификаций; подходы к измерению численности персонала, занятого НИОКР, и затрат на эти цели; процедуры проведения обследований; рекомендации по оценке и анализу бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки, методологии расчета дефляторов и валютных паритетов. В развитие идей Руководства Фраскати подготовлена серия международных стандартов по отдельным специфическим проблемам, и их круг постоянно расширяется. Перевод на русский язык и публикация Руководства Фраскати осуществлены ЦИСН Миннауки РФ и РАН.

Задачи информационного обеспечения инновационных процессов должны быть адекватны общим направлениям реформирования российской статистики. Последние заключаются в следующем [77, 78]:

· адаптации российской статистики к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере в процессе экономических реформ;

· обосновании направлений и этапов проведения комплексного и согласованного пересмотра статистических показателей, форм отчетности и развития других источников и методов получения необходимых данных;

· обеспечении своевременности формирования, полноты и оперативности представления статистической информации государственным органам и международным организациям путем внедрения прогрессивных методов наблюдения и современных информационно-технологических средств сбора, передачи и обработки данных;

· повышении аналитичности и улучшении качества информации за счет расширения круга разрабатываемых расчетных показателей, взаимодействия с внешними информационными системами;

· эффективном обеспечении всех категорий пользователей на различных уровнях необходимой статистической информацией при сочетании доступности данных и их защиты;

· повышении роли регионального уровня в ходе реформирования статистики.

Статистическая отчетность инновационной деятельности осуществляется по формам:

· № 5-нт (образцы) «Отчет о созданных впервые в России и образцах новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов»;

· № 5-нт (материалы) «Отчет о созданных впервые в России новых видах сырья, материалов, веществ»;

· № 5-нт «Отчет об освоении, сертификации и снятии с производства промышленной продукции»;

· № 18-нт «Отчет о затратах на внедрение научно-технических мероприятий и их экономической эффективности»;

· № 4-нт (перечень) «Отчет об использованных в производстве изобретениях и промышленных образцах»;

· № 4-нт «Отчет о поступлении и использовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений».

В середине 80-х гг. ХХ в. специалисты европейских стран пришли к выводу о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации, в связи с чем не могут контролировать изменения рынка. Перед европейскими информационными центрами ставилась задача – помочь средним и мелким фирмам извлечь максимум преимуществ из общего рынка. Были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ)и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной сетью. ЕИЦ получает 25% финансирования от ЕС, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно [77, 78].

В последние годы одним из важнейших технических средств обеспечения любой деятельности стала комплексная транснациональная компьютерная электронная информационная сеть Интернет (Internet). Интернет формируется как самоорганизующая система, без централизованного управления, планов развития и схемы составляющих ее звеньев. Интернет – важнейший инструмент исследовательского процесса, это страницы «всемирной паутины», инструмент рекламы, маркетинга, информационного обеспечения, оперативного управления [77, 78].

Контрольные вопросы

  1. На чем основано правовое обеспечение инновационной деятельности?
  2. Перечислите основные направления правового обеспечения системы управления.
  3. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от декабря 2002 г. звучит понятие «стандартизация»?
  4. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от декабря 2002 г. звучит понятие «техническое регулирование»?
  5. Что такое технический регламент?
  6. Что обеспечивает технический регламент?

7. С какой целью осуществляется стандартизация как деятельность?

8. Что обеспечивает сертификация как деятельность?

9. Какие мероприятия реализуются в регионах с целью поддержки развития инфраструктуры инновационного процесса?

  1. В чем заключается область деятельности государственной системы информации?
  2. Какой документ определяет политику РФ в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу?
  3. Когда и кем был утвержден документ, определяющий политику РФ в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу?
  4. В каком документе приведен перечень критических технологий, который определяет важность инновационно-технических проектов при
    их отборе?

14. В чем заключается материально-вещественная основа интеллектуальной собственности?

15. Какие формы интеллектуального продукта вы знаете?

16. Перечислите самостоятельные функциональные сферы правового регулирования объектов интеллектуальной собственности?

17. На какие группы в зависимости от правового регулирования разделяют объекты интеллектуальной собственности?

18. Регулирование каких объектов интеллектуальной собственности, осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве (патентный закон РФ, закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон РФ)?

19. Что такое авторское право и на какие объекты интеллектуальной собственности оно распространяется?

  1. Перечислите временные рамки для ряда действий, предусмотренные патентным законом РФ для изобретения, полезной модели, промышленного образца.

21. На какие объекты интеллектуальной собственности распространяется авторское право?

22. Д

Наши рекомендации