Моделирование ситуаций и разработка решений

Принятие решений составляет суть управленческого процесса. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и т.д.) наиболее предпочтительной. Поэтому принятие решения выступает как процесс, требующий организации и управления.

Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения:

1. По степени влияния на будущее организации:

· стратегические определяют основные пути ее развития и принимаются на высшем уровне управления;

· тактические – конкретные способы продвижения, обычно принимаются на низовом уровне управления.

2. По степени самостоятельностирешения делятся:

· на инициативные, которые принимаются руководством организации под воздействием обстоятельств;

· предписанные – конкретизируют поступающие сверху указания.

3. По масштабам решения делятся:

· на глобальные, которые затрагивают всю организацию в целом;

· локальные,касающиеся только одной части организации.

4. В соответствии с временным горизонтом:

· перспективные, последствия которых будут ощущаться длительное время;

· текущие, ориентированы на нужды сегодняшнего дня.

5. В зависимости от конкретной продолжительности периода реализации:

· долгосрочные (свыше пяти лет) имеют прогнозный характер, касаются будущей ситуации, которую не всегда можно точно просчитать. Они наиболее рискованны и могут так и остаться на бумаге, если предположения не оправдаются;

· среднесрочные (от года до пяти лет) находят воплощение уже в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные мероприятия. В чрезвычайных обстоятельствах они могут корректироваться;

· краткосрочные (до одного года) отражаются в оперативных распоряжениях.

6. В соответствии со степенью предопределенности результата:

· вероятностные принимаются в условиях неопределенности на основе частичной информации, в этом случае одному и тому же действию соответствует несколько результатов, вероятность наступления которых не всегда можно оценить, тогда лишь перечисляются ожидаемые последствия. Такие решения допускают корректировку на непредвиденности, ошибки, столкновение с другими интересами;

· детерминированные (однозначные), которые сравнительно редки.

7. По степени регламентированности:

· контурные (предоставляют широкую свободу исполнителям);

· структурированные(допускают инициативу во второстепенных вопросах);

· алгоритмизированные(инициатива исключена).

8. По направленности воздействия:

· внешние (касаются окружения);

· внутренние.

9. По степени обязательности исполнения:

· директивные разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения;

· рекомендательные готовятся совещательными органами. Их исполнение желательно, но необязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает;

· ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов.

10. По функциональному назначению:

· организационные;

· координирующие;

· регулирующие;

· активизирующие и контролирующие решения.

11. По степени сложности:

· простые;

· сложные;

· уникальные.

12. По методам выработки:

· шаблонные;

· творческие.

13. В зависимости от числа разработчиков:

· индивидуальные;

· коллективные.

14. По широте охвата:

· общие касаются одинаковых для всех вопросов и вносят в деятельность организации элемент стабильности;

· специальные относятся к узким проблемам, присущим только одному субъекту.

15. С точки зрения предопределенности:

· запрограммированные, к их принятию приводит или логика развития ситуации, или ее стандартность, обусловливающая выбор в соответствии с готовыми правилами и процедурами лишь момента начала действий и степени их интенсивности;

· незапрограммированные, принимаются в новых или неопределенных обстоятельствах. Они определяют набор и последовательность предстоящих действий и требуют творческого подхода, интегрирующего данный анализ, опыт, искусство и интуиция менеджера.

16. По способу влияния на объект:

· прямые, воздействуют непосредственно на него;

· косвенные – на создание таких условий, под влиянием которых он сам изменит в нужную сторону свое поведение.

17. По сфере реализациирешения могут быть связаны с производством, сбытом, научными исследованиями и т. п.

18. По форме решения бывают:

· правовыми;

· неправовыми.

19. По содержанию решения в рамках организации:

· технические;

· экономические;

· социальные.

20. По степени полноты и достоверности используемой информации:

· принимаемые в условиях полной определенности;

· принимаемые в условиях частичной определенности;

· принимаемые в условиях полной неопределенности.

21. С точки зрения подходов к разработке:

· эвристический, предполагающий свободный научный поиск подходящего варианта;

· нормативный, исходящий из требований стандартов;

· прецедентный, учитывающий имеющийся опыт;

· синоптический, использующий формализованные и математические модели.

22. По способам принятия решения:

· интуитивное –основывается на предположении руководителя, что его выбор правилен;

· адаптационное –основывается на общих знаниях, здравом смысле, предполагает осуществление тех шагов, которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными;

· рациональное –предполагает использование научных методов и объективных критериев.

Процесс принятия решений – центральный аспект теории управления. Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [58, 83]. В табл. 4.3 представлено содержание основных этапов принятия и реализации решения.

Таблица 4.3. Содержание основных этапов принятия и реализации решения

Фаза Содержание фазы
1. Сбор информации о возможных проблемах Наблюдение за внутренней средой фирмы Наблюдение за внешней средой
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы Описание проблемной ситуации Выявление организационного звена, где возникла проблема Формулировка проблемы Оценка ее важности Выявление причин возникновения проблемы
3. Формулирование целей решения проблемы Определение целей фирмы Формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии решения проблемы Детальное описание объекта Определение области изменения переменных факторов Определение требований к решению Определение критериев эффективности решения Определение ограничений
  5. Разработка вариантов решения   Расчленение задачи на подзадачи Поиски идей решения по каждой подзадаче Построение моделей и проведение расчетов Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме Обобщение результатов по каждой подзадаче Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче Разработка вариантов решения всей задачи  
       

Окончание табл. 4.3

6. Выбор лучшего варианта Анализ эффективности вариантов решения Оценка влияния неуправляемых параметров
7. Корректировка и согласование решения Проработка решения с исполнителями Согласование решения с функционально взаимодействующими службами Утверждение решения
8. Реализация решения Подготовка рабочего плана реализации Его реализация Внесение изменений в решение в ходе реализации Оценка эффективности принятого и реализованного решения

При принятии решений широко используется моделирование проблемных ситуаций. Моделирование – процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему.

Модель – это некоторый материальный или абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.

При разработке решений широко используются [58, 83]:

· концептуальное моделирование, т.е. предварительное содержательное описание исследуемого объекта, в котором нет управляемых переменных, играет вспомогательную роль. Модели имеют вид схем, отражающих представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой;

· математическое моделирование,т.е. процесс установления соответствия реальному объекту некоторого набора математических символов и выражений. Математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа, позволяют не только получить решение для конкретного случая, но и определить влияние параметров системы на результат решения;

· имитационное моделирование, т.е. воспроизведение (с помощью ЭВМ) алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта. Имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания. Это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях.

Существует пять основных признаков, характеризующих решение:

· важность – определяется размером ожидаемой прибыли или убытка;

· частота;

· срочность;

· поправимость – одни можно исправить без ущерба, другие – с материальными потерями, третьи – непоправимы;

· число альтернатив – одно из двух, одно из множества.

При принятии решения необходимо просчитать реальность его выполнения и наличие ресурсов и возможностей. Организационные решения касаются общих и главных вопросов (покупка, кредит). Операционные решения часты, ежедневные и т.д., обычно носят производственный характер.

Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческого решения:

· определение проблемы и постановка задачи в рамках намеченной цели;

· сбор необходимых данных и получение на их основе информации об альтернативных вариантах решения;

· оценка затрат и выгод от реализации решения;

· оценка возможных последствий;

· принятие оптимального решения, соответствующего целям и задачам предприятия;

· принятие ответственности и реализация решения;

· постоянный контроль за ходом реализации решения и изменениями внешней среды (законодательство, цены, таможенные пошлины, изменение политики и т.д.).

При построении математических моделей выделяют следующие основные этапы:

1. Содержательное описание моделируемого объекта. Такое предварительное, приближенное представление объекта исследования называется концептуальной моделью. Этот этап является основой для последующего формального описания объекта.

2. Формализация операций. На основе содержательного описания определяется и анализируется исходное множество характеристик объекта, выделяются наиболее существенные из них. Затем выделяют управляемые и неуправляемые параметры, вводят символьные обозначения. Определяется система ограничений, строится целевая функция модели – происходит замена содержательного описания формальным (символьным, упорядоченным).

3. Проверка адекватности модели. По результатам проверки модели на адекватность принимается решение о возможности ее практического использования или о проведении корректировки.

4. Корректировка модели. Уточняются имеющиеся сведения об объекте и все параметры построенной модели. Вносятся изменения в модель и вновь выполняется оценка адекватности.

5. Оптимизация модели – упрощение при заданном уровне адекватности. В основе оптимизации лежит возможность преобразования моделей из одной формы в другую. Основными показателями, по которым возможна оптимизация модели, являются время и затраты средств для проведения исследований и принятия решений с помощью модели.

Наши рекомендации