Социальные факторы управления
Управление как деятельность реализуется в организациях, состоящих из людей, таким образом, управление – социальное явление.
Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом охватывает три основных направления: анализ целей, анализ ограничений, анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма (общество в целом, держатели акций, кредиторы, потребители, менеджеры, работники наемного труда). Интересы групп, действующих в «поле сил» фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, поэтому необходим анализ возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии. Коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию, в связи с этим, фирмам и их руководителям необходимо [56]:
· осуществлять идеологическую переориентацию в социальной среде;
· расширять систему информации на социально-политическую область;
· учиться понимать политические процессы и политическое поведение;
· создавать инфраструктуру для политических действий;
· учитывать социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений;
· соответствующим образом отражать все это в структуре управления фирмой.
Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности представлены на рис. 4.4.
Рис. 4.4. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности
Социальная роль поведения – это один из способов поведения человека, который соответствует принятым в сообществе людей нормам, отражающим культуру общества, его традиции, ценности и обычаи. Под поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин. На поведение людей в организации влияют [37, 42, 47]:
1. Социальная роль – модель поведения человека в системе служебных и внеслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих. Специалисты выделяют несколько типов социальных ролей:
· координатор,обладая наибольшими организаторскими способностями, независимо от своих знаний и опыта, осуществляет руководство остальными, направляя их активность на достижение поставленных целей;
· генератор идей разрабатывает варианты решения стоящих перед ним проблем, но из-за пассивности не способен реализовать их на практике;
· контролерв силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, наметить пути дальнейшей работы;
· шлифовальщик,обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами;
· энтузиаст – самый активный член коллектива, увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели;
· искатель выгод–посредник во внутренних и внешних отношениях, разрешении конфликтов, придающий определенное единство действиям членам коллектива;
· исполнитель реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании;
· помощник–человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.
2. Круг общения – определенная система межличностных отношений, на практике выделяется: круг ближайшего общения, включающий особо доверенных лиц (обычно не более четырех-пяти человек); люди, включенные в круг постоянного или периодического общения, регулярно рассматривают только официальные вопросы; круг эпизодического общения охватывает всех сослуживцев, а также лиц за пределами организации.
3. Восприятие своего окружения, т. е. активная полусознательная деятельность по приему, переработке, организации, осмыслению и интерпретации значимой информации о нем. На восприятие оказывают влияние обстоятельства как объективного, так и субъективного характера.
4. Ценности – это явления, объекты, процессы, которые людьми признаются в качестве образцов для сравнения и подражания (коллективизм, стремление к профессиональному росту, нововведениям).
5. Социальные установки – этопредрасположенность субъекта к заранее определенному способу восприятия другого лица или события исходя из жизненного опыта.
6. Принципы – это основополагающие правила, которым человек следует в жизни (справедливость, честность и т. п.).
7. Позиция – это постоянное и однозначное внутреннее отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, основанное на опыте и ценностях.
Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания – то, чего ждут от носителя роли (человека) окружающие люди. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда существует полное соответствие, потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций – наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.
Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри организации. Этические нормы и нормы законодательства не всегда совпадают, целесообразно выделять юридическую и социальную ответственность. Юридическая ответственность напрямую связана с выполнением законодательства, тогда как социальная ответственность берется на себя организацией добровольно; нередко выражение «социальная ответственность» используется для обозначения тех обязательств, которые имеются у организации и ее членов сверх тех обязательств, которые они берут на себя в соответствии с законодательством.
Интеграционные процессы
Главной целью управления является обеспечение прибыльности, доходности деятельности организации, путем рациональной организации реализуемых процессов. Комплекс факторов внутренней и внешней среды обусловливает применение либо дифференциацию (разделение), либо интеграцию (объединение) между работами, подразделениями, организациями [37, 42, 47].
Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов) – внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду. Эти элементы как существующие изначально, так и возникающие в результате управленческих решений, могут контролироваться и корректироваться. Так, разделение трудаявляется качественным разграничением и обособлением различных видов труда, закрепляемых за теми субъектами, которые их могут выполнить наиболее успешно. Оно служит основой дальнейшей специализации деятельности, ведущей к усилению зависимости участников организации друг от друга.
Горизонтальноеразделение труда организация осуществляет в соответствии со своим предназначением. Вертикальноеразделение труда существует между руководителями и исполнителями, что образует иерархию,т. е. подчиненность одних звеньев организации другим.
Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. На рис. 4.5 представлено, как отдельные части или подразделения организации имеют дело с различными аспектами общего внеорганизационного окружения.
Рис. 4.5. Интеграция и дифференциация управления
Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организаций и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации. Различные комбинации рассматриваемых двух факторов влияют на отношения между частями или подразделениями организации, что имеет непосредственное применение в проектировании организации и управлении ею (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Матрица модели «дифференциация и интеграция»
Изучение степени дифференциации частей организации помогает определить уровень потенциального конфликта между ними, а нахождение соответствующего интеграционного механизма создает условия для снижения уровня возможной конфликтности – все вместе способствует повышению эффективности организации в ее взаимодействии с внешней средой.
Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодействует. Она сложна, иерархична, изменчива. Другое название внешней среды – окружение, которое бывает [37, 56]:
· деловым(микроокружение), образующим те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие (поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.
· фоновым (макроокружение), к которому относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, неподвластные подавляющему большинству организаций.
Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. При этом жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых считается закон синергии.Он гласит, что потенциал организации как единого целого превышает сумму потенциалов отдельных элементов вследствие их взаимной поддержки и дополнения.
Закон использования противоположно направленных процессов и функций (дифференциации и интеграции, децентрализации и централизации и т. п.) позволяет извлекать одновременно выгоды и из тех, и из других, следовательно, существенно увеличить общие организационные возможности.
Закон поддержания оптимальной пропорциональности между организацией и ее элементами в любой ситуации способствует максимальной реализации потенциала всей системы.
Закон композиции гласит, что функционирование всех без исключения организационных элементов подчиняется общей цели, а цели каждого из них ее конкретизируют, являются по отношению к ней подцелями.
Закон самосохранения – любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития.
Закон информированности утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать адекватные решения.
Закон необходимого разнообразия элементов и связей обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность компенсировать негативные последствия внутренних и внешних потрясений.
Закон онтогенеза утверждает, что жизнь любой организации состоит из трех последовательно сменяющих друг друга фаз: становления, развития и угасания.
В соответствии с перечисленными законами живут все виды организаций.
Каждая компания в зависимости от типа, форы и методов организации, а также этапа жизненного цикла организации в процессе ведения хозяйственной деятельности может выбрать различные уровни интеграции и дифференциации. Высокая интеграция эффективна в случае малой разветвленности организационной структуры, хорошо отлаженной системы прогнозирования, планирования, управления и контроля. Соответственно высокий уровень дифференциации используется компаниями с широко развитой инфраструктурой и реализацией большой номенклатуры видов деятельности.
Уровни и функции управления
Мировая практика показала, что на сегодняшний день существует два аспекта управления:
· обеспечение принятия решений в сфере бизнеса, предполагающее комплексный анализ влияющих на его эффективность факторов;
· организация эффективной работы сотрудников, целенаправленное воздействие менеджера на персонал в интересах решения стоящих перед ним задач и прибыльной работы фирмы.
Управление включает в себя [42, 56]:
1. Процесс принятия решений по рациональному использованию экономических ресурсов с целью получения максимальной прибыли и их реализации.
2. Практический инструмент, особая система управления в бизнесе – искусство организации и управления людьми в целях достижения поставленных задач (с одним начальником работать «легко», а от другого – «страхом пахнет»). Включает в себя:
· методы создания и функционирования организации;
· методы управления людьми и коллективами.
Уровни менеджмента обусловливаются в зависимости от характера и сложности решаемых задач:
· высший уровень управления (топ-менеджеры) – определяет цели, стратегию и тактику их достижения, планы работы всего предприятия и практически решают судьбу предприятия. Требования к менеджерам этого уровня: обладание концептуальным мышлением, знание специфики работы фирмы и ее рынка;
· средний уровень – реализуют стратегию и основные направления политики фирмы, доведенные до них высшим уровнем, управление отдельными функциями предприятия. Это руководители функциональных служб предприятия. Требования: широкий кругозор, высокий профессионализм, знание человеческих отношений и психологии, этики производственных отношений, умение мобилизации коллективов на эффективную работу;
· нижний уровень управления – оперативные менеджеры, руководители первичных групп, непосредственно организующие работу сотрудников и обеспечивающие выполнение оперативных планов, графиков выпуска продукции и оказания услуг.
Укрупнено управление делится:
· на общее – управление предприятием в целом для получения максимальной прибыли;
· функциональное, связанное с управлением отдельными подсистемами предприятия – финансами, производством, персоналом, рынком, нововведениями, информацией.
Каждая функция управления – это совокупность действий аппарата управления, относительно однородная по некоторому признаку и направленная на достижение частной цели, подчиненной общей цели управления (табл. 4.1).
Таблица 4.1. Функциональные цели аппарата управления
Подразделения Организационная структура | Управленческая цель | Критерии оценки |
Общее управление | Прибыль | Выполнение стратегии |
Счета предприятия | Издержки, себестоимость | Снижение издержек |
Финансы | Отдача вложений | Расширение доли рынка |
Маркетинг | Объем продаж | Расширение доли рынка |
Персонал | Организационное поСтроение управления | Производительное использование ресурсов |
Производство | Эффективность операций | |
Исследования и разработки | Обновление продукции | Совершенствование изделий |
Деятельность, связанная с управлением организации, делится на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах [42,56]:
· общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
· управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
· конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления: прогнозирование и планирование, организация работы, мотивация, координация и регулирование, контроль, учет, анализ (табл. 4.2).
Таблица 4.2. Основные функции менеджмента («решетка менеджмента»)
Функции | Фирма в целом | Персонал | Производство |
1. Планирование: • определение целей и политики • выбор стратегии • определение потребности в ресурсах • разработка планов, системы и процедуры | Долгосрочные установки и политика фирмы по укреплению позиций на рынке Развитие, выбор новых изделий | Определение стратегии развития персонала кадровой политики, расчеты планов | Определение целей производства изделий, расчет потребных ресурсов, планов производства |
2. Организация: • выбор структуры • распределение обязанностей и ответственности • регламент управления • формальная организация | Определение типа оргструктуры, степени централизации управления, количества уровней, решетки ответственности | Определение структуры кадровой службы, распределение задач | Выбор производственной структуры фирмы, технологической структуры |
3. Нормирование: • производственный процесс • стиль руководства • наблюдение • мотивация • работа людей | Определение системы зарплаты, премий, управление карьерой, система оценок и ответственности | Система мотивации, стиль руководства | Система зарплаты Координация этапов техпроцесса Выполнение плановых заданий |
4. Контроль: • количества • качества • отклонений • решений по устранению отклонений | Постоянный анализ траекторий движения к цели Принятие важнейших решений | Контроль реализации стратегии во времени, выполнение планов | Контроль количества и качества выпускаемой продукции Устранение дефектов |
Рекомендуемые функции, выделяемые по сфере деятельности:
· перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
· организация работ по стандартизации;
· учет и отчетность;
· экономический анализ;
· техническая подготовка производства;
· организация производства;
· управление технологическими процессами;
· оперативное управление производством;
· метрологическое обеспечение;
· технологический контроль и испытания;
· сбыт продукции;
· организация работы с кадрами;
· организация труда и заработной платы;
· материально-техническое снабжение;
· капитальное строительство;
· финансовая деятельность.
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля и объема управления (рис. 4.7, 4.8).
Рис. 4.7. Поле управления
Деятельность каждого менеджера направлена на одну из составляющих эффективности работы всей фирмы. За достижение этих целей они получают зарплату, а за повышение эффективности работы своего участка – премию. Менеджмент выработал для достижения своих целей последовательность четырёх функций, суть которых представляют в виде «решетки менеджмента» (табл. 4.2).
Процесс управления начинается с разработки политики фирмы и определения ее целей, который включает в себя: анализ внешней среды (спрос, цены, конкуренция); анализ внутренней среды организации; анализ своих реальных возможностей на рынке; долговременные цели по завоеванию и (или) укреплению своей позиции на рынке; конкретизацию мер и программ по их реализации в виде системы или процедур.
Принципы постановки целей:
· цели должны быть реальные и достижимые, обеспеченные при необходимости соответствующими ресурсами;
· конкретные сроки достижения целей должны быть гибкими, т.е. иметь возможность корректировки в зависимости от изменения обстоятельств (изменение состояния ресурсов и т.д.;
· при наличии нескольких целей – обязательное условие: определение главной цели;
· цели должны быть изложены на бумаге.
Процедура – конкретные действия фирмы по реализации стратегии: внедрение новых технологий, капвложения, переподготовка персонала, разработка нового товара и т.д.
Функция руководства направлена на конкретное управление коллективами людей и максимально эффективное использование экономических ресурсов.
Рис. 4.8. Объем управления
Для реализации функций руководства необходимы:
· мотивация и стимулирование поведения сотрудников;
· направленность сотрудников на эффективную работу;
· координация и взаимодействие между сотрудниками;
· правильный и эффективный стиль руководства (искусство);
· наличие лидеров (подбор кадров);
· непрерывный контроль в целях предупреждения и исправления отклонений в производстве и реализации продукции;
· планирование работы всей фирмы на потребителя, на выявление и удовлетворение реального спроса (маркетинг).
Виды менеджмента [42, 56]:
1. Функциональный менеджмент решает специфические задачи управления в разных подсистемах предприятия в соответствии с потоками ресурсов (материалы, труд, информация, деньги).
2. Финансовый менеджмент – это система управления финансовыми ресурсами предприятия. Включает в себя:
· определение финансовой структуры предприятия и ее потребностей в финансовых средствах;
· выявление альтернативных источников средств и их оценку;
· практическое получение финансовых средств из этих источников;
· эффективное использование полученных финансовых средств.
Финансовое состояние предприятия оценивается:
· прибыльностью – оценка массы прибыли и ее структуры;
· стабильностью – долей заемного капитала и структурой средств;
· ликвидностью – способностью фирмы выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства;
· эффективностью – соотношением капвложений и объемных показателей производства;
· ростом – увеличением размеров фирмы.
3. Операционный (производственный) менеджмент включает в себя управление непосредственно производственным процессом, выбор технологий, соблюдение графика выпуска продукции, обеспечение соответствующего качества, приспособление производственных процессов к изменяющимся экономическим и техническим условиям. На этом уровне обеспечивается рост производительности труда, полное эффективное использование ресурсов, снижение себестоимости продукции.
4. Коммерческий менеджмент – все, что так или иначе связано с куплей-продажей: обеспечение материальными ресурсами, хранение продукции, погрузочно-разгрузочные работы, сбыт продукции, прогнозирование рынка, заключение контрактов и договоров и др. – все, что в совокупности составляет маркетинг.
Маркетинг – это наука о предвидении, создании и удовлетворении спроса потребителей на товары и услуги. Включает в себя анализ окружающей среды и рынка, характеристики потребителей, планирование товара и его продвижения на рынок, планирование цены и управление всем процессом взаимодействия фирмы и рынка.