Основы методологии управления
Методология (логос – наука, знание; метод – путь, направление познания) – учение о методах познания, система, реализующая три функции:
· получение, создание нового знания;
· структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
· организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.
Основами методологии управления являются:
· диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии;
· абстрагирование;
· принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.
Методология управления строится [42, 56]:
· на экономических науках –экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;
· системном подходе – методологии общей теории систем;
· кибернетическом подходе – методологии общей теории управления (кибернетики), – представляющем собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности, с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы;
· ситуационном подходе– конкретном наборе обстоятельств, существенно влияющих на организацию;
· исследовании операций – этометодология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением), согласно исследованию операций является, такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;
· прогностике – науке о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, различных сценариев развития ситуации, тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание – определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;
· теории принятия решений, которая исследует то, как человек или группа людей разрабатывает методы принятия решений, помогающие обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;
· теории организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;
· психологии,котораяизучаетзакономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;
· социологии, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;
· социальной психологии – отрасльпсихологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;
· антропологии, которая исследует происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды, этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.;
· юриспруденции – хозяйственном и финансовом праве.
Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.
Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
Общими методами проведения исследований в менеджменте являются:
· эксперимент;
· тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации;
· изучение документации организации;
· моделирование.
Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных ранее.
Организация – это объединение людей, совместно реализующих некоторые программы, достигающие определенные цели и действующие на основе определенных правил и процедур.
Правила и процедуры составляют организационный механизм, из них складываются методы управления. Выделяют три группы методов управления [78]:
· экономические – основаны на использовании экономических механизмов регуляции поведения людей, когда экономические цели людей и организации совпадают. Деятельность людей оценивается экономическими результатами, и они получают определенную плату за результаты труда. В системе устанавливается устойчивое равновесие между ценами и результатами;
· административные – основаны на приказах, директивах, стимулируется не инициатива, а выполнение распоряжений;
· социально-психологические – включают в себя мотивацию человека, управление его поведением с помощью стимулов и социальных потребностей.
Методы управления реализуются на основе обработки получаемой информации и выбора рационального решения.
Информационная система – вся информация, циркулирующая на предприятии и необходимая для принятия решений – управления. Основные функции – сбор, хранение, накопление, обработка и передача информации, необходимой для планирования и организации производства. На современном предприятии управление организуется на основе применения информационных систем и информационных технологий. Технические средства обработки данных – усилитель интеллекта менеджера [58].
Процессы управления
Инфраструктура управления
Инфраструктура (лат. infra – ниже, structura – строение, расположение) – комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи) [49].
Система управления – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией с долгосрочным предпринимательским успехом и максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.
Инфраструктура управления (структура системы управления)– это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем (рис. 4.3) [78].
Рис. 4.3. Инфраструктура управления (структура системы управления):
1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; 1.2 – ресурсосбережение;
1.3 – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке; 1.4 – организационно-техническое развитие производства; 1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды; 2.1 – методическое обеспечение; 2.2 – ресурсное обеспечение;
2.3 – информационное обеспечение; 2.4 – правовое обеспечение; 3.1 – стратегический маркетинг; 3.2 – НИОКР; 3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;
3.4 – производство; 3.5 – тактический маркетинг; 3.6 – сервис выпущенных товаров;
4.1 – управление персоналом; 4.2 – разработка управленческого решения;
4.3 – оперативное управление реализацией решения
Таким образом, цель инфраструктуры управления – формирование законов, научных подходов и методов управления в соответствии с влиянием на организацию целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемами, т. е. совокупность факторов внутренней среды во взаимосвязи с влиянием на последнюю внешней среды.
Целевая подсистема является основным объектом инфраструктуры управления, так как включает в себя такие факторы, оценка эффективности которых позволяет определить степень достижения поставленных целей на текущий, средне- и долгосрочный периоды: эффективность системы менеджмента качества дает оценку качеству управления; ресурсосбережение оценивает качество управления материальными ресурсами; рынки сбыта и качество сервиса определяют конкурентоспособность данной организации на конкретном рынке; производственная система характеризует уровень развития производственной деятельности и её эффективность; социальное развитие коллектива организации позволяет оценить эффективность социальной функции управления.
Обеспечивающая система, располагающая ресурсной базой, правовой и информационной составляющими, реализует управленческие воздействия на изменения внешней и внутренней среды. В свою очередь, наличие информации о внешней среде и оценка её влияния на систему управления в совокупности с методической базой позволяют корректировать процесс управления в соответствии с изменениями внешний среды – рыночными условиями и системами их регулирования.
Управляемая подсистема включает в себя следующие виды деятельности, реализуемые в каждой организацией: стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производственная, тактический маркетинг, сервисное обслуживание произведенной продукции.
Управляющая подсистема на основании рациональной оценки сложившейся ситуации разрабатывает управленческие решения, направленные на достижение целей организации, посредством процесса управления кадрами и оперативного управления всеми видами хозяйственной деятельности данной организации.