Закономерности и принципы управления
Различными системами
Общие законы и закономерности управления
Социально-экономическими системами (организациями)
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) (рис. 4.1) [56].
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления:
· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления – управленческие командамы;
· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Управленческое взаимодействие реализуется только в случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Для этого необходимо и достаточно:
· во-первых, наличия у субъекта управления потребности и возможности управлятьобъектом управления, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды;
· во-вторых, наличия у объекта управленияготовности и возможности эти команды выполнять.
Поэтому эффективность управления зависит от взаимодействия субъекта и объекта управления. В случае, когда реализуется управленческое взаимодействие между двумя субъектами, – существует управленческая связь. Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются либо на экономических, либо на морально-этических отношениях.
В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях, в этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:
· отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;
· отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.
Рис.4.1. Система управления в виде контура управления
В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление, для этого необходимо соблюдение двух условий:
· субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;
· степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.
Прямая взаимосвязь потребности субъекта управления управлять и результатов функционирования объекта управления наблюдается в случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять, у субъекта управления, объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата.
Следовательно, собственник должен создавать такую систему вознаграждения и стимулирования управленца, которая, с одной стороны, соответствовала бы его мотивационной структуре и, с другой, – зависела от степени достижения целей управления – результатов функционирования объектов управления.
Наличие у субъекта управлениярычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды, что впоследствии ведет к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:
· субъект управления должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия (периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей);
· механизм стимулирования должен соответствовать уровню стимулирования в зависимости от степени достижения конечных целей.
В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям, а механизм мотивирования строится преимущественно на ситуационной основе [42, 56, 78]. Широкое распространение получила системами управление на основе кибернетического подхода.
Информационный подход кибернетики к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением (рис. 4.2), включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи [78].
Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления.
Процессы получения информации, ее хранения и передачи отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, тогда считается, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно [56, 78].
Системы с управлением, или целенаправленные системы, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др. Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления. Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение, – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи X, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи Y, по которому передается информация о состоянии объекту управления. Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления (сигнал W), так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Организация как кибернетическая система с управлением
Основными группами функций системы управления являются:
· функции принятия решений (преобразования содержания информации) – выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;
· рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;
· функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до объекта управления и обменом информацией между лицами, принимающими решения (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).