Наземные устройства обработки записей систем типа ТЕСТЕР. (20 минут).
Процесс наземной обработки записей
регистраторов
Делится на следующие технологические операции:
- перезапись информации бортового накопителя на носитель информации наземного устройства обработки (НУО);
- декодирование информации (распознавание информации и перевод её из двоичной в десятичную систему счисления);
- дешифрирование информации (определение физического значения параметров в заданные моменты времени использованием тарировочных материалов);
- анализ информации для оценки состояния объектов АТ, расследования причин отказов и происшествий и т.д.
В зависимости от степени совершенства, НУО предназначены для решения всех или части вышеперечисленных задач.
В настоящее время в частях фронтовой авиации ВВС используются (для цифровых регистраторов) НУО следующих типов:
- Наземная система обработки полётной информации «Луч-71М-К1»;
- Наземная система обработки полётной информации «Маяк-85М»;
- Аппаратно-программный комплекс ТОПАЗ-М;
- Система перезаписи и оперативного контроля «Дозор-сервис»;
Кроме того, имеются НУО нового поколения отечественной разработки и производства, пока не используемые в частях ВВС:
- Система наземной обработки информации КАРАТ-Н;
- Бортовая информационно-аналитическая вычислительная система БИАВС (входит в интегральную информационно-аналитическую систему реального времени АИСТ-30).
Наземная система обработки полетной информации
типа «Луч – 71М – К1»
Для обработки полетной информации, зарегистрированной бортовым устройством регистрации типа "Тестер - У3", разработана наземная система обработки "Луч - 71М-К1". Поскольку эта система предназначена для обработки полетной информации, зарегистрированной лишь одним типом бортового устройства регистрации, она является специализированной, а не универсальной системой обработки.
Система "Луч - 71М-К1" предназначена для перезаписи и декодирования полетной информации, накопленной бортовым устройством регистрации "Тестер - У3" всех серий. Перезапись осуществляется с помощью портативных блоков "Обзор - МП" и "Обзор - МС". Перезаписанная информация может длительное время сохраниться и многократно использоваться в целях обработки. Кроме того, декодирование записей полетной информации осуществляется для оценки технического состояния оборудования и всего самолета в целом, оценки техники пилотирования, полноты и качества выполнения полетного задания, расследования летных происшествий и предпосылок к ним.
Система "Луч - 71М-К1" обеспечивает:
- обработку полетной информации как без демонтажа накопителя бортового устройства регистрации, так и демонтированного;
- перезапись полетной информации на кассету БК-2, входящую в состав блоков перезаписи "Обзор - МП" и "Обзор - МС", емкость которой соответствует 3 ч полета;
- считывание полетной информации при перезаписи как при прямой, так и при обратной перемотке магнитной ленты в бортовом накопителе. При этом темп считывания в 10-15 раз выше темпа записи информации в полете. Темп ввода информации в систему "Луч - 71М-К1" может осуществляться в темпе перезаписи или с ускорением 2:1 или 4:1 относительно темпа перезаписи. Декодирование информации, относящейся к одному часу полета, может занимать время от 1,5 до 6 мин.
Результаты декодирования воспроизводятся на цифровых лампах, световых индикаторах и электрохимической бумаге (ЭХБ). Количество одновременно воспроизводимых функциональных параметров: на электрохимической бумаге - в полном объеме, на цифровых лампах - до пяти (обороты роторов четырех авиадвигателей и любой другой параметр); количество одновременно воспроизводимых разовых команд; на электрохимической бумаге - до 6 (секунды, минуты, часы, дата, номер полета и номер самолета); погрешность воспроизведения - 0,5%; время готовности к работе - 5 мин; время непрерывной работы - 24 ч; Размещена система в кузове К66Н автомобиля ГАЗ - 66. Штат операторов - 2 чел.
Наземная система обработки полетной информации
«Маяк-85»
Наземная система обработки полетной информации «Маяк-85» предназначена для:
- обработки информации, накопленной бортовыми цифровыми регистраторами типа «ТЕСТЕР», «МСРП», «МЛП», с целью контроля систем и оборудования летательных аппаратов, действий экипажа в полете и объективного установления причин авиационных происшествий;
- сбора, хранения и последующей статистической обработки результатов контроля.
Состав оборудования и технические характеристики системы обеспечивают возможность решения задач оперативного, специального и полного контроля. Система может быть использована для решения других информационно-вычислительных задач авиационного подразделения. Круг решаемых задач системы определяется наличием программного обеспечения.
Результаты обработки информации отображаются на экране дисплея и на ЭХБ-И в стойке графической регистрации. При необходимости, результаты обработки могут выть записаны на магнитную ленту кассеты БК-2 для их сбора, накопления и последующего статистического анализа.
Потери информации не превышают 0,5%.Время готовности системы к работе 5 минут.
Система обработки полетной информации «МАЯК-85» изготавливается в двух вариантах: мобильном и стационарном. Мобильный вариант «МАЯК-85» смонтирован на базе автомобиля ГАЗ-66.
Наземный комплекс обработки полетной информации
«Топаз»
Наземный комплекс обработки полетной информации «Топаз» на базе персональной ЭВМ предназначен для ввода, расшифровки, анализа и хранения полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами объективного контроля типа «Тестер-УЗ», МСРП-64, БУР-4.
Наземный комплекс обработки полетной информации «Топаз» позволяет обеспечить автоматизированную и экспресс-обработку информации после каждого полета при подготовке ВС к повторному полету и послеполетной подготовке) для решения по заданным алгоритмам следующих задач:
- эксплуатационный контроль работоспособности систем и оборудования ВС;
- контроль выхода ВС за летно-эксплуатационные ограничения;
- контроль выполнения полетного задания;
- контроль техники пилотирования.
Комплекс позволяет обеспечить решение задач последующей обработки информации систем объективного контроля и аварийной регистрации с целью:
- контроля выполнения задач по применению;
- накопления банка данных по прогнозированию состояния силовой установки, оборудования ВС;
- накопления банка данных по качеству выполнения полетного задания с целью прогнозирования обученности летного состава.
Комплекс выдает бланк экспресс-анализа, содержащий сведения о служебных параметрах (бортовой номер самолета, дату полета, время полета), кодовые номера событий в соответствии с алгоритмами обработки, время появления и окончания события. В процессе обработки на экране дисплея высвечивается информация о бортовом номере самолета, времени попета, а также может быть представлена другая информация в соответствии с алгоритмами обработки.
Комплекс позволяет создавать базы параметров, формирует результаты обработки в виде текстовых таблиц, позволяет одновременно отображать информацию из разных источников («ТЕСТЕР», МСРП и МЛП) и нескольких типов летательных аппаратов.
Результаты обработки полетной информации представляются в виде:
- таблиц на экране монитора
- таблиц на печатающем устройстве;
- графиков на экране монитора и печатающем устройстве;
- файла межмодульного обмена для дальнейшей обработки;
- изображения указателей приборной доски самолета с параметрами полета.
Устройство оперативного контроля «ДОЗОР»
Основным назначением устройства «ДОЗОР» является перезапись информации с бортовых устройств регистрации (БУР) типа «Тестер» на твердотельный накопитель с одновременным проведением оперативного контроля (экспресс-анализа) этой информации в целях:
- контроля выхода параметров полета ВС за летно-эксплуатационные ограничения;
- контроля технического состояния ВС;
- контроля действий экипажа в полете;
- расчета показателей ресурса ВС и его силовой установки.
Устройство «ДОЗОР» при подключении его к контрольным разъемам бортового оборудования может применяться в качестве средства контроля технического состояния ВС в реальном масштабе времени при проведении оперативных видов подготовки ВС к полетам (при наличии соответствующего специального программного обеспечения).
Устройство предназначено для эксплуатации на открытых аэродромах и стоянках ВС одиночного базирования и обеспечивает решение задач автоматизированного оперативного контроля непосредственно на стоянке ВС.
Устройство может являться составной частью аппаратно-программных средств проведения объективного контроля полетов по информации БУР типа «Тестер» и входить в состав стационарных комплексов обработки полетной информации.
Устройство «ДОЗОР» может входить в состав автоматизированных рабочих мест диагностического контроля ВС в качестве базового средства преобразования и обработки информации.
Устройство «ДОЗОР» представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий из аппаратной части, программного и информационного обеспечения.
Все основные функции аппаратной части устройства «ДОЗОР» по перезаписи и обработке информации реализуются с помощью его программного и информационного обеспечения контроля конкретных типов объектов.
Перезапись информации БУР осуществляется на съемный твердотельный накопитель, выполненный на микросхемах FLASH-памяти, и размещенном в бронированной кассете.
Наземная система обработки и анализа полетной информации
КАРАТ-Н
Система КАРАТ-Н используется как непосредственно для наземной обработки полетной информации, так и для технического обслуживания бортового оборудования. Функциональные возможности наземной обработки:
-просмотр, выбор и считывание полетной параметрической и звуковой информации;
-формирование файла копии на жестком диске компьютеров системы КАРАТ-Н из информации, зарегистрированной блоком ЗБН-МР системы КАРАТ-Б;
-проведение экспресс-анализа полетной информации в целях:
• контроля выхода параметров за летно-эксплуатационные ограничения,
• контроля работоспособности бортового оборудования,
• контроля правильности действий экипажа по эксплуатации самолета и соблюдений безопасности полета,
-просмотр информации при проведении градуировочных и отладочно-проверочных работ в системе КАРАТ-Б в режиме реального времени;
-создание и редактирование файла градуировочных характеристик;
-ввод файла градуировочных характеристик в систему КАРАТ-Б;
-запись рабочих программ в систему КАРАТ-Б;
-подготовка и передача данных в систему информационного обеспечения технической эксплуатации системы КАРАТ-Б.
Функциональные возможности технического обслуживания бортового оборудования:
-просмотр информации при проведении градуировочных и отладочно-проверочных работ в системе КАРАТ-Б в режиме реального времени;
-создание и редактирование файла градуировочных характеристик;
-ввод файла градуировочных характеристик в систему КАРАТ-Б;
-запись рабочих программ в систему КАРАТ-Б.
-подготовка и передача данных в систему информационного обеспечения технической и автоматизированной обработки полетной информации.
Сервис ЗБН-МР:
-просмотр информации блока ЗБН-МР в реальном масштабе времени,
-«подсмотр» за работой бортовых программ,
-замена версий программного обеспечения блока ЗБН-МР (считывание/запись рабочих программ блока ЗБН-МР),
-сервис защищенного модуля памяти (ЗМП).
Выпускается в двух вариантах: стационарном и переносном. Стационарная позиция - персональная ЭВМ IBMPC/AT. Переносной комплект обеспечивает возможность работы на стоянке самолета и производится двух видов.
Бортовая информационно-аналитическая
вычислительная система БИАВС (рис.2.4)
(входит в интегральную информационно-
аналитическую систему реального
времени АИСТ-30).
Позволяет реализовать качественно новые методы управления воздушным движением, контроля состояния авиационной техники, оценить правильность действий летного состава в процессе пилотирования и боевого применения АСП с целью повышения боевой эффективности авиационных комплексов и безопасности полетов.
Рис.2.1. БИАВС – бортовая часть системы АИСТ-30
Предназначена для:
- приема информации от самолетных систем объективного контроля;
- обработки поступающей информации в реальном масштабе времени;
- передачи результатов обработки полетной информации по каналам радиосвязи на наземные пункты;
- выдачи звуковых рекомендаций экипажу с помощью цифрового синтезатора речи;
- приема сообщений с наземного пункта по радиоканалу;
- обработки, анализа информации на наземном пункте, представления ее в виде графиков, таблиц и в виде графических образов;
- записи обобщенной полетной информации в эксплутационный твердотельный накопитель (электронный формуляр самолета).
Режимы работы:
Карта
- Информация о параметрах полета и местоположении самолета без применения средств радиолокации.
- Обеспечение требований ИКАО по организации режима автоматического зависимого наблюдения (АЗН).
- Снижение времени и затрат на поиск летательного аппарата (ЛА), потерпевшего аварию.
Экспресс
- Информация о выполнении полетного задания.
- Данные по учету наработки основных агрегатов и систем самолета.
- Информация о состоянии авиационного комплекса (АК) по результатам экспресс-анализа в объеме межполётного контроля.
Кабина
- Объективная оценка группой руководства полетами обстановки в воздухе, контроль и руководство действиями экипажа.
- Проведение учебных полетов и облетов техники после ремонта.