Этапы спортивной тренировки в плавании

Многолетняя спортивная тренировка в плавании охватывает период в 10—12 лет. В соответствии с закономерностями роста и развития организма детей и подростков она подразделяется на этапы, каждый из которых имеет свои задачи и содержание.

Этап предварительной спортивной подготовки. Основное содержание этапа составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с акцентом на игровых методах обучения. Количество учебно-тренировочных занятий постепенно увеличивается с 3 до 6 в не­делю, что ведет к увеличению объема физической подготовки и сопровождается некоторым повышением тренированности.

Этап базовой подготовки. Этап очень важен для развития аэробных потенций организма. Для него характерно прогрес­сирующее от года к году увеличение общего объема плаватель­ной подготовки, а также широкое использование средств ОФП.

Объем плавания за сезон на последнем году этапа может дос­тигать у девочек 1000—1200 км, у мальчиков — 1200—1400км. 60—65 % общего объема нагрузок на данном этапе составляют упражнения аэробной направленности, 25—30 % — упражне­ния аэробно-анаэробной и анаэробно-аэробной направленности и 2—3 % гликолитические и алактатные нагрузки.

На протяжении всего этапа увеличиваются пульсовая мощ­ность и скорость плавания.

На данном этапе приступают к обучению технике выполне­ния силовых упражнений. Упор делается на воспитание общей силовой выносливости. Упражнения с небольшими отягощени­ями в основном выполняются на суше. В воде специальную силу развивают в процессе технической подготовки за счет сознатель­ного контроля темпа и шага. Возможно небольшое дополнитель­ное сопротивление.

Этап углубленной специализации. На данном этапе должна осуществляться индивидуализация тренировки с учетом инди­видуальных темпов биологического созревания. С момента вступ­ления пловцов в собственно пубертатную фазу объем и интенсив-

ность нагрузок могут увеличиваться скачкообразно. До 12— 13 лет у девочек и до 14—15 лет у мальчиков применение нагру­зок аэробного характера сопровождается улучшением спортив­ных результатов и на длинных, и на коротких дистанциях. В дальнейшем аэробные нагрузки стимулируют рост достижений толькона длинных дистанциях, а на коротких и средних дистан­циях факторами, лимитирующими работоспособность, становят­ся анаэробная производительность и силовые способности.

К моменту завершения этапа суммарный объем может дос­тигать 1600—1900 км за один сезон, при этом на долю аэробной и аэробно-анаэробной работы может приходиться 65—85 %, а на долю анаэробно-аэробной, гликолитической и алактатной работы — от 15 до 35 % .

Наиболее эффективным средством становится непосредствен­но плавание в полной координации, меньше используются дру­гие виды физической активности.

К концу этапа наибольшего развития достигает силовая вы­носливость. Постепенно в тренировку включаются упражнения с предельными усилиями, выполняемые в преодолевающем, уступающем и изокинетическом режимах.

Этап спортивного совершенствования. Прирост двига­тельных способностей и функциональной производительности идет низкими темпами.

Увеличивается интенсивность подготовки на суше и в воде. Используются специальные тренажеры, лидирующие устрой­ства, гидроканалы.

Объем плавания в анаэробно-аэробной зоне может достигать 30—35 %, в гликолитической — 15—18 %, в алактатной — до 3—4 % . Суммарный объем к концу этапа может достигать 2200 км в год для спринтеров, 2600 км — для средневиков и 3500 км — для стайеров.

Наиболее «подвижным», тренируемым компонентом трени­ровки становятся силовые способности. Большой объем сило­вой подготовки позволяет сделать запас силы. Для того чтобы ее реализовать в воде, нужен большой объем плавательной подготовки. Используются все индивидуальные особенности спортсмена и модельные характеристики. Спортсмен достига­ет своих максимальных результатов.

Средства обучения и тренировки.

При обучении плаванию и в спортивной тренировке исполь­зуются следующие средства:

1) общеразвивающие упражнения;

2) подготовительные упражнения;





3) Этапы спортивной тренировки в плавании - student2.ru специальные упражнения;

4) игры и развлечения на воде;

5) упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных и прикладных способов плавания.

Указанные средства используются на суше и в воде.

Начальное обучение плаванию (подготовительные упражнения)

Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специ­фическими свойствами воды: вода легко попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это проис­ходит потому, что при погружении рот ребенка остается откры­тым, а многие дети даже пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз (в домашних условиях) напоминать ему, чтобы его рот при соприкосновении с водой был закрыт. Необ­ходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох: он выполняется только над водой! Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающихся не выработается стойкая при­вычка следить за этим самостоятельно.

Если вода все-таки попала в уши, ее обязательно нужно уда­лить. Для этого — склонить голову набок, потрясти головой, и вода, как правило, вытекает. Если же вода попала в нос, надо сделать интенсивный выдох над поверхностью воды через нос (при закрытом рте). Чтобы вода не попадала в носоглотку и не заполняла преддверие уха, следует создать в носоглотке повы­шенное давление. Это можно сделать, произнося звук «пэ» (с трудом) и соответственно — с задержкой. Что-то аналогичное можно несколько раз выполнить перед контактом с водой.

Большие проблемы возникают при соприкосновении слизис­той носа или глаз с водой. У ребенка это вызывает неприятные ощущения и эмоции, а ведь все обучение должно проходить на фоне положительных эмоций. Эффект усиливается, если вода оказывается не очень чистой. В бассейне при добавлении к воде хлора, медного купороса и других добавок воздействие на слизи­стую еще больше, при этом занимающиеся рефлекторно закры­вают глаза. При выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляются страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции. Поэтому с пер­вых занятий необходимо приучать ребенка открывать в воде глаза, все упражнения выполнять с открытыми глазами.

Другой трудностью является то, что все предметы в воде рас­плывчаты и воспринимаются в искаженном виде. К этому тоже 1ужно привыкнуть.

Такой же трудностью становится неопределенность звука. 5вук с высокой скоростью распостраняется во все стороны од­новременно. Соответственно возникают неприятные ощущения.

Высокое гидростатическое давление затрудняет выдохи в воду.

Трудности начального этапа обучения заключаются еще и в том, что, с одной стороны, упражнения, выполняемые ре­бенком, требуют сосредоточения, а с другой — длительное на­хождение в одной позе, ограничение движений быстро вызыва­ют озноб, возникают «гусиная кожа», дрожь, синева на губах и различных участках кожи. Все это существенно сковывает движения и отвлекает от решения поставленных задач.

Нельзя оградить ребенка от всех трудностей, связанных с осво­ением с водой, они, безусловно, будут, — но его нужно убеждать в том, что с каждым разом их станет все меньше и меньше: малыш сам это почувствует, у него появится уверенность в своих силах.

При знакомстве с водой нужны последовательность и посте­пенность. Обучение можно начинать уже в домашних условиях. Упр. 1. Склониться над тазиком и умывать лицо; дать воде сво­бодно стекать, не стряхивая ее с лица. Упр. 2. То же, что и 1, но стараться не закрывать глаза, дать

возможность воде свободно стекать с лица. Упр. 3. И. п. — склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду,

поливать себе шею. Дать воде свободно стекать. Упр. 4. И. п. — склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе голову, пусть вода сначала стекает по за­тылочной части. Упр. 5. И. п. — то же,. Произвольно поливать водой голову, да­вать ей свободно стекать.

Те же упражнения можно проделать с помощью родителей или старших друзей. Они тоже могут поливать воду из кувшина.

Здесь особенно нужны внимание и забота старших. Их на­хождение рядом, доброжелательное отношение вселяют в ребен­ка уверенность и желание выполнять задания.

Как правило, эти упражнения выполняются во время гигие­нических процедур.

Такие же упражнения можно проделать, стоя под душем. Для начала надо поднять руки вверх, уже на уровне ладоней вода будет рассекаться на мелкие брызги, разлетающиеся в разные стороны, для того чтобы сильные струи воды больно не ударяли





Этапы спортивной тренировки в плавании - student2.ru Этапы спортивной тренировки в плавании - student2.ru Этапы спортивной тренировки в плавании - student2.ru Этапы спортивной тренировки в плавании - student2.ru по голове, лицу, по поверхности тела. Вода должны быть теплая и приятная, располагающая к комфорту. С помощью кранов можно отрегулировать напор воды.

Упражнения в домашней ванне

Упр. 1. Сесть в ванну, задержать дыхание, опустить лицо в воду. Ребенок должен проверить: открыты или за­крыты его глаза в воде. Ребенок должен научиться контролировать свое поведение. Установка «Открыты или закрыты глаза?» этому способствует. Упр. 2. То же, что и 1; но после опускания лица открыть в воде глаза.

Повторить задание несколько раз. Упр. 3. Сидя в ванне, опустить лицо в воду, открыть глаза, рас­смотреть разбросанные на дне игрушки. Игрушки должны быть ярких окрасок, разных форм. Упр. 4. Сосчитать, сколько на дне ванны разбросано игрушек. Упр. 5. Собрать игрушки одного цвета, сосчитать их количество. Упр. 6. Выбрать самую любимую игрушку.

Все эти упражнения направлены на закрепление навыка по­гружения лица в воду и открывания глаз. Если ребенок не мо­жет выполнить эти задания, надо «отступить» чуть-чуть назад; намочить полотенце или губку, выжать на лицо ребенка, дать возможность воде свободно стекать.

Упр. 7. Из кувшина поливать на лицо, голову, особенно на за­тылочную часть, давая воде возможность свободно сте­кать; при этом ребенок не должен закрывать глаза, выполнять защищающие движения. Плавание всегда связано с трудностями дыхания. Существу­ющие проблемы дыхания можно начинать решать уже в домаш­них условиях.

Упр. 1. На счет «Раз», «Два», «Три» задержать дыхание на вдохе.

Упражнение лучше выполнять в группе. Кто-то из уча­стников должен громко считать вслух. Упр. 2. Сделать глубокий вдох, выполнить длительную задер­жку дыхания, сосчитав «про себя» досеми-восьми, сде­лать выдох. Упр. 3. Выполнить громкий выдох. Для этого сделать полный глубокий вдох, сомкнуть губы, выдох произнести энер­гично, со звуком. Упр. 4. «Крошки на столе». Сдувать крошки со стола, выпол-нить'это быстро и энергично.

Упр. 5. «Листочек». Взять на ладонь небольшой листочек (можно бумажный), поднять ладонь до уровня подбо­родка, листочек должен оказаться на расстоянии 15 см от рта. Сдуть его быстро и энергично, выдыхая через рот. Ладонь можно отнести дальше. Повторять упражнение несколько раз. Упр. 6. «Надуй шар». Надувать обычные детские шарики.

При выполнении данного упражнения условия выпол­нения выдоха аналогичны условиям выдоха в воду: и там, и там выдох затруднен. Упр. 7. «Сделай ямку». Выполнять энергичные выдохи на по­верхность воды — так, чтобы образовывались ямки. Упр. 8. «Дырка». То же, что и 7, но выдох выполнить так, что­бы ямка была большой и глубокой. Упр. 9. «Подуй на игрушку». Дуть на плавающую на поверх­ности игрушку, выдыхая через рот, так, чтобы игруш­ка перемещалась вперед. Хорошо, если такой игруш­кой будет кораблик. Упр. 10. Выдох в воду. Сидя в ванне, сделать глубокий вдох, опу­стить лицо в воду, выдох сделать через рот произволь­но, как удобно. Повторять задание несколько раз. Упр. 11. «Пузыри». Повторить предыдущее упражнение, в воде открыть глаза, посмотреть, как образуются,во время выдоха пузыри. Упр. 12. «Громкие пузыри». Пускать пузыри громко, громче всех! Упр. 13. «Выдохи в воду»: а) выполнить выдох в воду по типу звука «пэ...» чуть длинно, но энергично; б) выполнить выдох в воду по типу звука « фу...», энергично и чуть затянуто; в) выполнить выдох в воду по типу звука «ху...», энергично и затянуто. Эти упражнения помогают отыскать оптимальный вариант выдоха.

На начальном этапе обучения плаванию закладывается фун­дамент двигательных умений и навыков, составляющих осно­ву техники плавания. Подготовительные упражнения, исполь­зуемые на этом этапе, помогают решить важнейшие проблемы, существующие в связи с передвижениями в воде. К их числу можно отнести такие: водобоязни; дыхания; ориентировки в пространстве; неустойчивого положения тела; создания опо­ры в подвижной среде.

Все подготовительные упражнения классифицируются на группы:

1. Элементарные передвижения в воде.





2. Этапы спортивной тренировки в плавании - student2.ru Этапы спортивной тренировки в плавании - student2.ru Этапы спортивной тренировки в плавании - student2.ru Этапы спортивной тренировки в плавании - student2.ru Погружения.

3. Всплывания и лежания.

4. Упражнения на дыхание.

5. Прыжки и спады в воду.

6. Скольжения.

7. Опорные упражнения.

Упражнения каждой группы имеют свои смысловые задачи, отличные по содержанию.

Наши рекомендации