Особенности этапа спортивного совершенствования в легкой атлетике

Этап спортивного совершенствования начинается в 16-17 лет и заканчивается в 18-19 лет, имеет цель максимального по-вышения спортивных результатов в избранном виде спорта. Основные задачи данного этапа:

− совершенствование в избранном виде спорта;

− повышение спортивного мастерства;

− дальнейшее развитие физических качеств, технической

подготовки;

− целенаправленная соревновательная подготовка в из-бранных дисциплинах; − совершенствование вариантов индивидуальной техники и тактики; − адаптация к повышенным нагрузкам и дальнейшее их повышение; − повышение психической устойчивости спортсмена к на-грузкам и соревнованиям;

− изучение и совершенствование методики спортивной тренировки и оздоровительных форм физической куль-туры.

Лучшие учащиеся, которые закончили обучение в спортив-ной школе, продолжают заниматься в группах спортивного со-вершенствования СДЮШОР, в училищах олимпийского резер-ва (УОР), школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

Этот период характеризуется стабилизацией темпов роста физических качеств, окончанием сенситивного развития орга-низма подростков, заметными различиями в физической под-готовленности юношей и девушек. Заканчивается период поло-вого созревания.

Продолжается увеличение мышечной массы, силовые спо-собности дифференцируются и активно проявляются как в комплексных приспособлениях, так и изолированно, в специ-ализируемых направлениях и режимах.

При переходе от этапа углубленной тренировки к этапу спортивного совершенствования необходимо учитывать уро-вень спортивных результатов и темпы их прироста, уровень здоровья и физической подготовленности. На этом этапе необ-ходимо достижение высоких спортивных результатов на уров-не кандидата и мастера спорта.

Молодые легкоатлеты участвуют в соревнованиях старшей юношеской группы (16-17 лет), юниоров (18-19 лет) и взрослых.

Возраст 16-17 лет является своеобразным переходом к пе-риоду полного формирования организма. Поэтому можно по-лагать, что легкоатлеты, прошедшие 4-6-летнюю подготовку в ДЮСШ, могут выполнять достаточно большие объемы трени-ровочных и соревновательных нагрузок. В связи с этим меняет-ся отношение к средствам, методам направленной специальной спортивной подготовки молодых спортсменов.

Исходя из теории сенситивных периодов развития физиче-ских качеств можно выделить возрастные этапы, сформулиро-вать конкретные задачи и определить средства и методы для со-вершенствования двигательных качеств молодых спортсменов. Оценка количественной взаимосвязи спортивного результата в видах легкой атлетики, отражающих специальную физиче-скую подготовленность, показала, что основное значение в до-стижении высокого спортивного результата имеют показатели, характеризующие скоростные и скоростно-силовые способно-сти, специальную и скоростную выносливость, силовые прояв-ления.

Особенности тренировкина этапе спортивного совер-шенствования в легкой атлетике проявляются в следующих по-ложениях:

1) направленность занятий со спортсменами связана с узкой специализацией;

2) увеличивается количество тренировочных занятий до 2-3 в день;

3) значительно возрастает объем и интенсивность нагрузок;

4) строгая индивидуализация тренировочной нагрузки;

5) физическая подготовка отличается (от предыдущих этапов) значительным ростом тренировочных нагрузок с по-вышением удельного веса специальной работы;

6) проведение систематических тренировок в условиях тренировочных сборов;

7) распределение занятий в нагрузочных микроциклах моделируется в соответствии с регламентом соревнований;

8) внедрение в тренировочный процесс научно-методического обеспечения является обязательным в органи-зации и проведении подготовки спортсменов;

9) составной частью процесса тренировки являются меро-приятия, направленные на ускорение восстановления работо-способности (сауна, массаж, гидропроцедуры и т.д.);

10) важнейшим условием успешного осуществления спор-тивной тренировки является правильное планирование и про-ведение комплексного контроля;

11) обязательное условие полноценной тренировки – при-обретение теоретических знаний (о построении тренировки, средствах, методах, режиме, врачебном контроле, гигиениче-ских требованиях и т.д.).

В группах спортивного совершенствования 60% времени отводится специальной физической нагрузке, 30% – общей фи-зической подготовке и 10% – упражнениям, повышающим эмо-циональность занятий.

Нельзя забывать, что юноши и девушки начинают активно интересоваться перспективой собственного развития. Поэто-му спортсмен должен знать задачи, стоящие перед ним, разби-раться в средствах и методах воспитания физических качеств, в формах тренировочных занятий и планировании их, перио-дизации круглогодичной тренировки, вести учет проделанной работы в спортивном дневнике. Спортсмен обязан изучить литературу, касающуюся вопросов тренировки, и ему следует оказывать помощь в этом деле.

Техническая подготовка на этом этапе занимает достаточное время и направлена на максимальное совершенствование инди-видуального стиля в избранном виде легкой атлетики, устране-ние недостатков в процессе выполнения элементов техники.

Для понимания техники легкоатлетического упражнения нужно: 1) установить характерные его особенности, его отличие от других упражнений; 2) выделить в упражнении отдельные части, фазы, уяснить структуру движений в связи с решением частных задач; 3) установить в структуре движений главные (рабочие) фазы, определяющие спортивный результат, и фазы вспомо

гательные и второстепенные, а также фазы относительного отдыха;

4) уточнить основные стороны и характеристики движе-ний спортсмена при выполнении каждой фазы упражнения, направление, амплитуду, скорость, силу, согласованность, темп, количество повторений.

Уточнение основных характеристик движений позволяет определить работающие группы мышц, последовательность включения их в работу и характер самого двигательного дей-ствия при выполнении спортивного упражнения. Зная все это, можно планировать средства тренировки для совершенствова-ния технического мастерства спортсмена, используя различные специальные упражнения.

Методика контроля.К настоящему времени накопилось большое количество тестов, рекомендуемых для использования в процессе контроля и спортивной тренировки. Но не все они информативны и доступны для контроля спортсменов. Поэто-му одна из основных задач контроля – правильный подбор ком-плекса тестов, которые должны отвечать дифференциальным факторам, определяющим спортивный результат в избранном виде легкой атлетики. Для каждого вида легкой атлетики необ-ходимо выбирать те факторы, воздействие которых оптимально. Например, для спринтерского бега это: 1) быстрота реакции на старте; 2) способность к ускорению; 3) максимальная скорость бега; 4) скоростная выносливость; 5) техническое мастерство.

Все перечисленные факторы, оказывающие наиболее силь-ное влияние на результат в спринтерском беге, обладают раз-личной значимостью и все же главные из них – максимальная скорость бега и скоростная выносливость. Остальные факторы имеют значительно меньший удельный вес. Следовательно, со-вершенствованию этих качеств и выбора тестов для контроля необходимо уделять большее внимание, чем другим факторам.

Такого рода подход является конструктивной основой, способствующей дальнейшему совершенствованию критериев в процессе специального контроля спортсменов.

Участие в соревнованиях.Нельзя достичь высоких спор-тивных результатов, редко выступая на соревнованиях. Поэто-му отличительной чертой современной методики тренировки считается увеличение числа соревнований в каждом году. Уча-стие спортсменов в соревнованиях оказывает многостороннее воздействие на физические и психологические качества спор-тсмена. Частые выступления в соревнованиях дают спортсмену знания и опыт. Количество стартов в течение года определяется исходя из вида спорта и индивидуальных особенностей спор-тсмена. Цель, масштаб и степень психической напряженности в соревнованиях могут быть различными. Поэтому спортсмену ставятся задачи с учетом направленности соревнований на ре-корд, на победу, контроль уровня подготовленности, проверку тактических замыслов, приучение к условиям «поля боя».

Спортсмены, имеющие высокие спортивные результаты (на уровне КМС и МС), выступают довольно часто на различ-ного рода соревнованиях. В связи с переездами появляются свои сложности, касающиеся времени переезда на соревнова-ния и акклиматизация, изменение суточного режима. Поэто-му спортсмену целесообразно учитывать и непосредственную подготовку к соревнованиям. Меняется тренировочная работа в последние дни перед стартом и т.д.

При непосредственной подготовке к основным соревнова-ниям необходимо правильно чередовать тренировочную рабо-ту и отдых путем планирования занятий с различными нагруз-ками, активным и обычным отдыхом. После тренировочного занятия или серии занятий в недельном микроцикле к назна-ченному дню обеспечить полное восстановление организма спортсмена, перед соревнованием отдыхать не более одного дня. Не меньше чем за неделю до ответственных соревнований уменьшить общее количество тренировочной работы, и за 24 часа до соревнований проделать разминку, не допуская макси-мальных усилий.

Регулярно участвовать в соревнованиях, чередуя одно осо-бо ответственное соревнование с тремя-четырьмя меньшего масштаба. Не участвовать в соревнованиях при появлении по-сле разминки нежелания соревноваться. В этом случае целесоо-бразно перейти на занятия другими физическими упражнения-ми.

При определении количества соревнований в году необхо-димо предусмотреть главные и второстепенные соревнования.

Индивидуальный подход к спортивной тренировке.На этапе спортивного совершенствования в тренировочном процессе возникает необходимость подходить к юному спор-тсмену дифференцированно, иными словами, переходить от индивидуально-группового метода тренировки к индивиду-альному.

Экспериментальная разработка конкретных подходов в индивидуализации спортивной тренировки стала разрабаты-ваться главным образом в последние двадцать лет. Все чаще ин-дивидуализация находит широкое применение в практической работе в спорте. Наметилось несколько путей в индивидуаль-ном построении тренировочного процесса. В рамках микро – и мезоцикла индивидуальное построение тренировки осущест-вляется с учетом:

– биологических колебаний функционального состояния в различные фазы эндогенного ритма;

– текущего состояния тренированности спортсмена;

– меры индивидуальной величины максимальной нагрузки;

– данных о факторах и модельных характеристиках в под-готовленности спортсмена, выявление сильных и слабых сторон в подготовленности.

В современном понятии индивидуальность – это неповто-римое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа человека. В настоящее время в биологии (анатомия, физиоло-гия, генетика и т.д.) индивидуальность характеризует специфи-ческие черты данной особи, организма и своеобразия сочета-ния наследственных и приобретенных свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях генотипа и фенотипа.

Индивидуальный подход предполагает знание индивиду-альности, то есть того особенного, неповторимого, что отли-чает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приоб-ретенные свойства. Индивидуальный подход, рассматривае-мый в педагогике как один из важнейших принципов обуче-ния и воспитания, определяется как деятельность обучаюшего, предполагающая временное изменение ближайших целей от-носительно содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных осо-бенностей личности ученика для реализации наиболее успеш-ного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия.

В теории и методике физического воспитания общеприня-тым считают положение о том, что определяющую роль в подго-товке юных спортсменов играет собственно обучение. Однако тренировка как внешняя причина действует через внутренние условия, без учета которых ее воздействие будет недостаточно эффективным. К внутренним условиям, оказывающим влияние на тренировочный эффект, относятся индивидуальные особен-ности спортсмена. Это предполагает необходимость органи-зации учебно-тренировочного процесса на основе глубокого учета индивидуальных различий в физической, технической, тактической, психологической подготовленности, морфологи-ческих особенностях спортсмена.

Для объективности суждения о достоинствах или недо-статках индивидуального подхода к спортивной трениров-ке (построения тренировки в целом, отдельных ее частей, компонентов и др.) необходимо располагать критериями, отвечающими требованиям индивидуализации: состояние здоровья, уровень биологической зрелости и физического развития, уровень технической и тактической подготовленно-сти, психическая и теоретическая подготовленность, медико-биологические, морфологические, физиологические характе-ристики, социальная среда.

Именно поэтому в понимании индивидуальности следует исходить из характеристик как функционального оптимума, служащего основой для достижения запланированных резуль-татов. В этой связи важно, чтобы целевое задание на определен-ный тренировочный цикл соответствовало индивидуальным особенностям конкретного спортсмена. Этому требованию не отвечает в полной мере среднегрупповой критерий планирова-ния тренировочного задания.

Во-первых, каждый человек индивидуален и ему присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Очевидно, что такая бесконечность не может быть объектом специаль-ного изучения. В этом случае исследование должно носить ин-тегральный характер, то есть достаточно изучить связи между ограниченным набором индивидуальных свойств, относящих-ся к разным иерархическим уровням.

Во-вторых, в соответствии с принципом системности не-обходимо рассматривать специфические области индивидуаль-ных особенностей спортсмена не только сами по себе, но и в зависимости от интегральной индивидуальности.

В большинстве случаев подготовка юного спортсмена осуществляется групповым методом. Поэтому всегда возни-кает вопрос о том, как индивидуализировать подготовку в рамках общего для группы плана. Кроме этого значительные трудности для индивидуальной подготовки возникают при поиске эффективных способов установления индивидуально-оптимальных средств, методов, форм спортивной подго-товки. Преодоление указанных трудностей лежит на пути индивидуальных различий в подготовке юных и взрослых спортсменов.

Методика определения индивидуальных норм.Инди-видуальный подход к спортсмену предполагает знание ин-дивидуальных особенностей, которые отличают одного че-ловека от всех других и включают природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства.

По индивидуальным характеристикам физической под-готовленности в скоростно-силовых видах легкой атлетики и видах на выносливость все спортсмены разделены на четыре группы: с преимуществом быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости. Индивидуальные особенности состоят из множества факторов, которые группируются вокруг трех основных: генетические предпосылки, уровень подготовленно-сти, социальная среда.

Особенности физической подготовленности и функцио-нального состояния в соответствии с уровнем физической работоспособности делятся на высокий, средний и низкий. Особенности психологической подготовленности квалифи-цированных спортсменов классифицированы по возраст-ным критериям, в основе которых лежат индивидуально-психологическиеособенностиличностиивысшиепсихические функции.

В связи с этим одним из основных требований про-блемы интеграции будет ограничение круга входящих по-казателей. Это положение сохраняет свою правомерность и в исследованиях по спортивной тренировке, в том чис-ле и в детско-юношеском спорте. В настоящее время для оценки уровня физической подготовленности применяется широкий круг разнообразных тестов. Они имеют различ-ную степень корреляции со спортивным результатом. В то же время с точки зрения критерия рациональности толь-ко те контрольные упражнения могут быть признаны на-дежными, которые отражают динамику физической под-готовленности спортсменов по мере роста их мастерства и имеют сильную взаимосвязь со спортивным результатом. Обусловлено это тем, что этапы начальной спортивной спе-циализации и углубленной тренировки характеризуются высокими темпами роста, а этап спортивного совершен-ствования – стабилизацией показателей подготовленно-сти спортсменов. Контроль за исследуемыми параметрами по количественным и качественным характеристикам по-

зволяет выявить динамику индивидуальных особенностей юных спортсменов и служит основанием для коррекции тренировочного процесса.

Для оценки индивидуальных особенностей юных спортсме-нов наиболее адекватны комплексные критерии, отражающие мощность, экономичность и устойчивость функционирования опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной систе-мы и энергообеспечения организма спортсмена. Эти критерии позволяют выявит индивидуальную структуру функциональ-ной подготовленности организма юного спортсмена к соревно-вательной нагрузке.

Процедура определения индивидуальной нормы может быть такова: − определение времени тренировки и его продолжи-тельности,

− систематическое тестирование занимающихся по ком-плексу наиболее информативных тестов в течение опре-деленного этапа,

− определение средних величин и стандартных от-клонений,

− принятие значения X ± 0,5 а за среднюю норму, а осталь-ных градаций как низкая — высокая, очень низкая — очень высокая,

− значение результата в тесте свыше X ± 2 а считать очень высокой нормой.

В основу методики определения индивидуальной нор-мы функционального состояния организма юного спортсме-на положено исследование диапазона функционирования систем, определяющих успешность выполнения основного упражнения.

На основе полученных данных рассчитывались ин-дивидуальные нормы физической подготовленности, соот-ветствующие лучшему на данный этап спортивному резуль-тату.


Наши рекомендации