Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
В легкой атлетике различают бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроме гладкого бега существуют его раз-новидности: эстафетный бег, барьерный бег, бег с препятствия-ми, бег в естественных условиях по пересеченной местности (кросс).
Изучение и освоение основ техники бега, прыжков и мета-ний занимает заметное место в программе уроков физкультуры в общеобразовательной школе и в тренировочных занятиях на-чинающих легкоатлетов. И от того, как построены эти занятия, в значительной мере зависит их эффективность.
Решение задач обучения предусматривает методически грамотный подход к организации, структуре и содержательной части уровня физической культуры. Необходимо учесть мно-жество факторов, которые могут в той или иной мере влиять на качество учебного процесса.
В процессе овладения техникой каждого вида легкой ат-летики можно условно выделить три этапа: первоначального овладения техникой движения; углубленного разучивания; за-крепления и дальнейшего совершенствования техники двига-тельного действия.
Первый этап
Общая задача, которая ставиться на этом этапе – овладение основой техники изучаемого легкоатлетического двигательно-го действия. Оно начинается с создания общего представле-ния об изучаемом движении путем демонстрации, объяснений и практического апробирования. В зависимости от сложности движение изучается либо путем расчленения, либо при целост-ном исполнении. Обучение начинается с ведущего звена тех-ники. Если же ведущее звено существенно зависит от подгото-вительных фаз, вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Показ движений должен быть четким, с пояснением основ-ных элементов. Указываются ориентиры, куда должно быть направлено то или иное движение, амплитуда движения и т.п. Показ может быть повторен после пробного выполнения дви-жения учащимися. При повторном показе некоторые элемен-ты, на которые должно быть обращено внимание, несколько утрировано. Сначала движение демонстрируют, потом в более медленном темпе, по разделениям. В заключение полезно уста-новить оптимальный ритм движений. При объяснении необхо-димо пользоваться принятой в легкой атлетике терминологией.
В процессе обучения усилия воспитанников направляются на решение главной задачи, при этом внимание их акцентиру-ется на основных элементах легкоатлетических упражнений. Такой подход позволяет учащимся не только лучше понять предстоящее задание, но и точнее воспроизвести упражнение и закрепить его.
Для освоения двигательных действий необходимо с самого начала создать правильное представление о технике движений. Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно, и впоследствии требуются огромные усилия для какого-либо переучивания.
Использование снарядов, соответствующих возможностям учеников, количество повторений, темп и скорость выполне-ния упражнений – все это должно быть в поле зрения тренера, это определит доступность изучаемого материала.
Второй этап
Его основная задача – владение техникой упражнения в со-вершенстве. Эффективность обучения во многом будет зави-сеть от оптимального подбора методов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения упражнения, необхо-димо в комплексе с ним широко применять наглядность, помо-гающую правильно понять детали техники. Все это должно со-провождаться подробными объяснениями, анализом техники, разбором допущенных ошибок. Такой подход позволяет более углубленно понять технику изучаемых движений.
На этом этапе широко используется комплекс разнообраз-ных средств:
Общеразвивающие упражнения для укрепления мышеч-ной системы и всего организма. Этими упражнениями создает-ся база для овладения техникой конкретного вида.
Подводящие упражнения, которые готовят к освоению действия путем его целостной имитации либо частичного вос-произведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть или связку несколь-
ких движений основного легкоатлетического упражнения. Не-обходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упраж-нения имели возможно большее сходство с соответствующей частью изучаемого вида легкой атлетики. Это главное требова-ние.
К подводящим упражнениям относятся также имитацион-ные упражнения. Их особенность заключается в подражании тому, что требуется в данном виде легкой атлетики.
Используются методические приемы упрощения внешних условий при обучении структуры движения. Новое движение, если оно может быть выполнено учащимися достаточно пра-вильно сразу или после нескольких попыток, желательно изу-чать в целостном виде. Но координационно-сложные движения вначале расчленяют на фазы или элементы, изучают отдельно, а потом соединяют.
Необходимо в процессе углубленного разучивания при-менять ориентиры. Например, при обучении прыжку в длину место разбега и место отталкивания обозначать мелом.
Третий этап
Его задача – упрочить, закрепить двигательный навык, обеспечить эффективность применения. Устраняются скован-ность, лишние сопутствующие движения, ошибки в технике.
Причинами ошибок могут быть недостаточно ясное пред-ставление о двигательной задаче; неточное выполнение дей-ствий; слабое развитие координационных способностей и дру-гих двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбу-димость занимающихся и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо ука-зать обучаемому на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительную возможность испра-вить ошибки. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать корригирующие, в частности, константные задания.
Навык закрепляется путем многократных повторений упражнения в различных меняющихся условиях.
При совершенствовании навыка необходимо повысить его устойчивость, точность, скорость, экономичность движений. Это приведет к их постепенной автоматизации, которая не ис-ключает роли сознания, контроля за протеканием движений, и обеспечит использование их в двигательной деятельности.
Обучение технике беговых видов лучше всего начинать с техники бега на средние и длинные дистанции.
Основные задачи обучения научить:
– основным элементам техники бегового шага;
– технике бега по прямой с равномерной и переменной скоростью;
– технике бега по повороту;
– технике высокого старта;
– умению бежать с равномерной скоростью на разных от-резках;
– совершенствовать технику бега на средние и длинные дистанции;
– создать у занимающихся представление о технике бега на средние и длинные дистанции.
Бег на короткие дистанции условно подразделяется на четыре фазы: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.
Основные задачи обучения научить:
– технике бега по прямой дистанции;
– технике бега по повороту;
– технике высокого старта и стартовому ускорению;
– технике низкого старта и стартовому ускорению;
– переходу от стартового разбега к бегу по дистанции;
– правильному бегу при выходе с поворота на прямую часть дорожки;
– низкому старту на повороте;
– финишному броску на ленточку;
– ознакомиться с особенностями бега каждого занимаю
щегося, определить основные индивидуальные недо-статки и пути их устранения;
– совершенствовать технику бега в полной координации и в условиях соревновательной обстановки.
Эстафетный бег – это командный вид легкой атлетики. Различают следующие виды эстафет: а) по беговой дорож-ке; б) кольцевые по городу (старт и финиш в одном месте); в) звездные по городу (старт в разных местах, финиш в одном месте для всех команд).
Основные задачи обучения.
Ознакомить с техникой эстафетного бега.
Научить технике передачи эстафетной палочки в медлен-ном беге.
Обучить технике старта бегуна, принимающего эстафету.
Научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне.
Совершенствовать технику эстафетного бега по «связкам» парами, всю эстафету в целом.
Барьерный бег – это один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Выделяют классические дистанции барьерного бега – 100 м (женщины), 110 м (мужчины), 400 м (мужчины и женщины).
Основные задачи обучения.
Ознакомить с техникой барьерного бега.
Научить технике преодоления барьера.
Научить ритму и технике бега между барьерами.
Обучить технике низкого старта и стартового разгона с преодолением первого барьера.
Совершенствовать технику барьерного бега на избранной дистанции и в соревновательной обстановке.
Прыжки в длину с разбега. В легкой атлетике существует несколько разновидностей прыжков в длину с разбега: «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы».
Основные задачи обучения.Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.
Усвоить технику отталкивания с вылетом в шаге.Обучить технике отталкивания в сочетании с разбегом.Научить технике приземления.Научить технике движений в полете.Совершенствовать технику прыжков в длину в полной ко-
ординации с укороченного и среднего разбегов. Совершенствовать технику прыжка с полного разбега и в соревновательной обстановке.
Прыжки в высоту с разбега – вид легкой атлетики, имею-щий много разновидностей (способов), а именно «перешагива-ние», «волна», «перекат», «перекидной» и «фосбери-флоп».
Основные задачи обучения научить технике:
– изучаемого прыжка;
– отталкивания;
– разбега в сочетании с отталкиванием;
– перехода через планку и приземлению;
– прыжка в полной координации и совершенствовать его в условиях соревновательной обстановки.
К метаниям в легкой атлетике относят толкание ядра, мета
ние диска, молота и копья. Основные задачи обучения толканию ядра. Ознакомить с техникой толкания ядра. Научить держать и выталкивать ядро. Научить финальному усилию в толкании ядра с места. Обучить скачкообразному разбегу. Усвоить технику толкания ядра со скачка. Совершенствовать технику толкания ядра в полной коор
динации и в соревновательной обстановке.